Бешалах — Постигая Творца

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

3948

Ежедневная цитата

Когда вдумается человек в чудесные деяния Всевышнего, и будет размышлять о Его созданиях, и увидит из них безграничную мудрость, то проникнется любовью к Нему… Рамбам, Законы основ Торы, 2:1

Недельная глава Бешалах

Мы, евреи, не говорим, что Б-г есть любовь. Мы вообще не говорим, что есть Б-г, потому что людям совершенно невозможно понять сущность Б-га. В Книге Зоар сказано (Предисловие, 17а): «Никакая мысль не может постичь Его сущности совершенно». И поэтому всегда, когда мы говорим о Творце, мы говорим не о Нем Самом, а о Его воле, которая проявляется в Его действиях. Именно поэтому у Творца нет «собственного» имени, ведь имя всегда как-то определяет того, кто его носит. А Творца мы никак не можем «определить». Все Его имена — только в соответствии с Его действиями.

Если бы мы трезво (а не теша себя иллюзиями) задумались над вопросом, существует ли возможность любви между Творцом и Его творениями, мы быстро пришли бы к простому выводу: возможности любви между Б-гом и нами, людьми, нет. Как можно говорить о любви между великим Б-гом, Который совершенен во всем и Который постоянно оживляет все миры, созданные Им, и нами, смертными. Единственные, на первый взгляд, отношения, которые возможны между Творцом и нами, это отношения Господина и Его подданных. Более того, как можно любить Того, Кого мы абсолютно не способны постичь?!

К такому выводу мы пришли бы, если бы задумались над этим вопросом самостоятельно. Однако Творец сообщает нам удивительную вещь, то, к чему мы сами никогда не могли бы прийти: между людьми и их Создателем возможна любовь. Творец повелевает евреям любить Его. Дважды в день, утром и вечером, мы говорим (Дварим 6, 5): «И люби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем достоянием твоим». Мы видим, что это должна быть не простая любовь, а любовь «всем сердцем, всей душой и всем достоянием».

Сам Творец, со Своей стороны, сообщает нам о Своей любви к нам, как сказано (Дварим 23, 6): «…ибо любит тебя Г-сподь, Б-г твой». И сказано (Малахи 1, 2): «Я возлюбил вас, сказал Г-сподь». Вся книга Шир а-Ширим посвящена любви между Творцом и Его народом.

Как же можно полюбить Творца, сущность Которого мы не можем понять? Рамбам в начале своей знаменитой книги «Мишнэ Тора» отвечает на этот вопрос так (Законы основ Торы, 2, 1): «Когда вдумается человек в чудесные деяния Всевышнего, и будет размышлять о Его созданиях, и увидит из них безграничную мудрость, то проникнется любовью к Нему…».

Еще один ответ на этот вопрос Рамбам дает в «Книге Заповедей» (3-я заповедь). Он говорит, что Творца Торы можно полюбить, изучая Его Тору. Рамбам пишет, что наши мудрецы выводят это из следующих двух стихов: «И люби Господа, Б-га твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем достоянием твоим. И да будут речи эти, которые я заповедую тебе сегодня, на сердце твоем». Мудрецы утверждают, что второй стих, который говорит об изучении Торы, учит нас, как полюбить Творца. «Изучая Тору, — объясняют мудрецы, — ты знакомишься с Творцом (Его волей и путями управления миром), и так приходишь к любви к Нему». Еврейские мудрецы немало сказали о том, как, вдумываясь в творение Б-га и изучая Тору, мы можем зажечь в своем сердце огонь любви к Нему. Так, например, великий каббалист рабби Моше Видаш посвятил этой теме в своей книге «Решит Хохма» около 400 страниц.

Из книги «Еврейский ответ»


http://www.beerot.ru/?p=10925