Первая война с Амалеком — Из комментариев Рамбана к недельной главе Бешалах

Дата: | Автор материала: Рамбан

4185

Недельная глава Бешалах

Первая война с Амалеком

Моше повелел Йеошуа сразиться с амалекитянами потому, что сам он молился с вознесенными руками на вершине холма. Моше поднялся туда, чтобы видеть сражающихся евреев и наблюдать за ними для их пользы – и чтобы они тоже видели, как он молится с воздетыми к небесам руками, и уповали на него, и это добавляло бы им мужества и силы.

Наш наставник Моше поступил именно таким образом, так как амалекитяне были очень сильным и могучим народом, а евреи еще не умели воевать и никогда не видели битвы, и о них сказано: «Не передумал бы народ при виде войны» (Шмот, 13:17). И еще написано в книге Дварим: «Как застал он тебя в пути, …а ты был изнурен и утомлен» (Дварим, 25:18). Поэтому-то Моше опасался амалекитян – и он был вынужден прибегнуть к такой молитве. А возможно, Моше боялся, что народ Амалека сможет одержать победу своим мечом, поскольку он унаследовал благословение, которое Ицхак дал Эсаву: «И мечом твоим будешь жить» (Берешит, 27:40). И война с этим народом была первой и будет последней войной сынов Израиля, ведь Амалек – из рода Эсава, он первым из народов напал на евреев (при выходе из Египта), а его потомки разрушили Второй Храм и увели нас в это последнее изгнание, как указывали наши наставники: мы сегодня в изгнании (среди потомков) Эдома (т.е. Эсава). И когда он будет повержен и будут побеждены многочисленные племена, которые поддерживают его, мы освободимся навсегда, как сказано: «И взойдут избавители на гору Сион, чтобы судить гору Эсава, и будет у Г-спода царство!» (Овадья, 1:21). И все, что Моше и Йеошуа совершили с амалекитянами во время этой первой войны, совершат пророк Элияу и Машиах из рода Йосефа с их потомками, – и поэтому Моше приложил столько усилий, чтобы победить. [Машиах из потомков Йосефа будет предшествовать появлению Машиаха из рода Давида – и он освободит евреев от власти других народов. Период его правления будет связан для Израиля с великими испытаниями, одним из которых и станет последняя война с потомками Амалека.]

Руки Моше

«А если опустит руку свою, одолевал Амалек» (Шмот, 17:11).

Согласно простому смыслу, Моше вынужден был опускать руки из-за их тяжести. Но поскольку он видел, что в этих случаях одолевал Амалек, он повелел Аарону и Хуру, чтобы они поддерживали его руки и более не давали им опускаться.

Но в мидраше наших наставников задается вопрос: «Неужели Моше позволял своим рукам опуститься, если в этом случае одолевал Амалек?». И объясняется: «Человеку запрещено более трех часов оставаться с руками, воздетыми к Небесам».

[Комментаторы поясняют это так: когда праведник молится с глубоким сердечным настроем (каваной) с воздетыми к небесам руками, силы скверны не имеют в мире никакой власти и не может произойти никакой беды, – но запрещено «отключать» эти силы более, чем на три часа подряд, потому что и они созданы не напрасно, а имеют важное предназначение во Вселенной (Рабейну Бхайе на Шмот, 17:12). И Виленский Гаон указывает, что человеку «не следует молиться более трех часов подряд» (Перуш Агро на Мишлей, 25:17). В этом причина обычая, распространившегося во всех еврейских общинах: в Рош а-Шана и в Йом Кипур устраивать небольшой перерыв между утренней молитвой и молитвой Мусаф – чтобы не молиться более трех часов подряд (Ор ба‘ир на Сефер а-Ба’ир 138/4/).]

«И были руки его верны (Шмот, 17:12).

…Согласно истинному объяснению (аль дерех а-эмет), Моше возносил десять пальцев к небесным высям, указывая на десять сефирот, – чтобы силой веры соединиться с Тем, Кто сражается за Израиль.

[Комментаторы поясняют: Аарон поддерживал правую руку Моше, Хур – левую, а сам Моше был как бы «срединой линией» (הקו האמצעי – а-кав а-эмцаи), по которой в нижний мир спускается пророчество, – через десять пальцев, воздетых к небесной выси, Моше принимал духовную силу, которая и одолевала врагов Израиля (Рабейну Бхайе на Шмоm, 17:12).

Понятие «срединной линии» (а-кав а-эмцаи) связано с расположением десяти сефирот: справа «линия милосердия» (кав а-хесед), состоящая из трех сефирот – Хохма (Мудрость), Хесед (Милосердие) и Нецах (Вечность), слева «линия суда» (кав а-дин), тоже состоящая из трех сефирот Бина (Понимание), Гвура (Мужество) и Ход (Величие), а в середине – «линия любви» (кав а-рахамим), включающая четыре сефиры: Кетер (Корона), Тиферет (Великолепие), Йесод (Основание) и Малхут (Царство) (Бейт шаар на Шаарей ора 5/115/).]

И с этим связана сокровенная тайна вознесения рук при благословении коэнов.

[Коэн, который, вознося руки к небесам, благословляет общину, обращает свои десятьпальцев, символизирующие десять сефирот, к «срединной линии», называемой также רום(рум – высота). И если он знает тайну четырехбуквенного Имени Всевышнего, которое расположено на «срединной линии», в самом центре десяти сефирот, тогда его руки «притягивают» в нижний мир благословение и изобилие, спускающиеся через него к народу Израиля, – и все его молитвы сразу же исполняются.]

«Совершенно сотру Я память об Амалеке»

«Запиши это на память в книгу» (Шмот, 17:14).

…Слово בַּסֵּפֶר (ба-сефер – в книгу) указывает на книгу Торы, подобно сказанному: «Возьмите эту книгу Учения (סֵפֶר הַתּוֹרָה – сефер а-Тора)…» (Дварим, 31:26).

Всевышний повелел: «Запиши это в Мою книгу Торы, чтобы сыны Израиля помнили, что сделали им амалекитяне – ведь совершенно сотру Я память об Амалеке, и эту миссию возмездия Я вложу в руки народа Израиля». И это та же заповедь, которая повторена в книге Второзакония: «Помни, что сделал тебе Амалек в пути, когда уходили вы из Египта…» (Дварим, 25:17).

И сказано: «Внуши Йеошуа» – т.е. повели ему, чтобы он постоянно напоминал народу Израиля все, что произошло при столкновении с амалекитянами, ведь «он – тот, кто знает, и он – свидетель». И подразумевается, что стереть память об Амалеке следует после того, как сыны Израиля унаследуют свою землю, поскольку сначала им заповедано уничтожить семь народов и овладеть их страной, как сказано: «И будет, когда даст тебе покой Г-сподь, Б-г твой, …в стране, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе в удел, чтобы овладел ты ею, – сотри память об Амалеке из поднебесной, не забудь!» (Дварим, 25:19). А если бы срок выполнения этой заповеди был в дни Йеошуа, ему бы было приказано уничтожить амалекитян, – но к концу жизни Йеошуа еще очень большая часть земли Израиля оставалась не завоеванной, и срок этой заповеди пришел только в дни царя Шауля.

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=23446