Бо — Зачем рассказывать детям о выходе из Египта?

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1279
рассказывать детям

Недельная глава Бо

«И расскажи сыну своему… Вот ради чего сотворил со мной Г-сподь (чудеса) при выходе моем из Египта!» (Шмот, 13:8).

В пасхальную ночь мы рассказываем нашим детям множество историй – на их языке, в соответствии с их уровнем понимания и восприятия: «Фараон встал посреди ночи, и вышел в пижаме искать Моше рабейну, и все над ним смеялись…»

Отец, сияя, говорит маленькому сыну: «Янкеле, послушай-ка историю: Творец послал на Египет казнь аров – диких зверей. И туда пришли львы, медведи и другие звери. Когда лев хотел поймать египтянина и съесть, тот убежал в дом и запер дверь на все замки. Что сделал Всевышний? Послал зверя, который называется силонит. У этого зверя были очень длинные лапы, он просунул их под дверь и открыл дверь изнутри, ну а тогда лев ворвался и растерзал египтянина…»

Возникает вопрос: зачем это рассказывают ребенку? Какая ему польза от всех этих историй?

Дело в том, что во всех этих историях есть одна и та же идея, которую мы хотим передать: выход из Египта был рождением еврейского народа. Так что каждый год в Пасхальный Седер мы как бы рождаемся заново. Наша еврейская искра обновляется. А один из моментов, которые нам мешают, это естественное ощущение: неужели Творцу всех миров действительно есть дело до того, как я произношу благословения, как я молюсь и исполняю заповеди? Приду я в синагогу на пять минут раньше или на пять минут позже, – разве это играет какую-то роль для Всевышнего?

Поэтому-то мы и рассказываем ребенку историю выхода из Египта, основная идея которой такова: когда египтянин причинял зло тебе или такому, как ты, ребенку, то бесконечный Всевышний, Творец всех миров, как бы «выходил из себя». Он схватил египтян и издевался над ними. Он бил их не только десятью казнями, он обрушил на них пятьдесят казней, двести казней, двести пятьдесят казней! Почему? Потому что Он переживал за то, что тебе причиняют зло.

Так что, само собой, Ему важно, чтобы ты хорошо сказал «Моде ани»! Когда ты, сынок, говоришь красиво и с душой «Модэ ани», Творец всех миров как бы переживает и радуется, и все небесное воинство полно радости! А когда ты не говоришь «Модэ ани» как следует, все Небеса и Небеса небес, все ангелы – плачут. Почему? Потому, что Ему не все равно.

Это и есть суть еврея! Здесь он начинается и здесь он заканчивается!

Все заповеди этой ночи учат нас, как связать себя со Всевышним. И так же, как в браке связь между мужем и женой создается посредством кольца и хупы, так и в ночь Седера у нас есть маца и марор, и другие вещи, чья суть – одна: осмыслить это величие, узнать, что Всевышний близок к нам, мы небезразличны Ему. Все это мы обязаны передать своим детям, а они – своим, и так до конца всех поколений.


http://www.beerot.ru/?p=44620