Ваякель — На что мои деньги идут?

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

2078

Недельная глава Ваякель

Сказано в Йерусалимском Талмуде: «Сказали: Как же нам взывать к Творцу и не устыдиться?! С одной стороны, при призыве Моше внести свой вклад в строительство Мишкана в заслугу народа Израиля сказано, что “каждый, кого побуждает сердце…” пусть пожертвует, а с другой стороны в порицание народа Израиля сказано: “и сняли с себя весь народ золотые кольца”». Объясняют комментаторы, что при создании золотого тельца все дали свой вклад, а на строительство Мишкана только тот, кого побуждало сердце. На первый взгляд, это противоречит продолжению слов Талмуда: «Невозможно понять характер этого народа: от них требуют дать на золотого тельца – они дают, требуют дать на Мишкан – они тоже дают». Получается, что дали на тельца и на Мишкан одинаково!

Хатам Софер объясняет по-новому строку: «Как взывать к Творцу и не устыдиться?». На тельца – «каждый, кто хочет оскверниться – открывают ему (возможность)», так что каждый, кто хотел – дал. Но на Мишкан удостоились дать не все, а только щедрые сердцем!

Вспомним известную историю на эту тему. У Воложинской ешивы был один посланник. Его обязанностью было объезжать окрестные городки и села и собирать деньги на содержание ешивы. В течение нескольких месяцев он ездил по разным местам, а потом возвращался в ешиву и отчитывался.

Однажды он сказал главе ешивы, раву Хаиму Воложинеру: «Жаль, что столько времени тратится у меня на переходы от одного населенного пункта к другому. Если бы ешива обеспечила мне карету, я бы преодолевал расстояния в более короткое время, мог бы добираться и до более отдаленных мест, и увеличил бы суммы пожертвований».

Глава ешивы поразмыслил и пришел к выводу, что этот расход – стоящий, и наверняка окупится. Он купил для посланника карету. Тот пустился в путь, и через некоторое время вернулся. И действительно, доходы увеличились чуть ли не в два раза.

Рав Хаим просмотрел список жертвователей, и увидел, что в нем нет имени одного человека, который ранее оказывал постоянную помощь. Он спросил об этом посланника, и тот ответил: «Когда он увидел, что я приехал в карете, то отказался помогать. Сказал, что, он, мол, дает деньги на содержание учащих Тору, а не лошадей…»

Сказал рав Хаим: «Когда ты поедешь в следующий раз, сообщи мне, и я поеду с тобой вместе к тому богачу».

Когда богач увидел уважаемого главу ешивы выходящим из кареты, бросился к нему и со всем почтением пригласил к себе домой.

Рав Хаим обратился к нему: «Всевышний свидетельствовал по поводу Бецалеля, что “Я наполнил его духом Б-жьим – (дал ему) мудрость, понимание, знание и (мастерство) во всяком ремесле, рассчитывать мысли в работе по золоту и серебру…” Что значит “рассчитывать мысли”?»

Богач задумался, но не нашел ответа.

«Я Вам объясню, — сказал рав Хаим, — Моше рабейну должен был взять пожертвование на Храм у всех, щедрых сердцем. Однако в щедрости сердца есть бесчисленное количество уровней. Поэтому-то и получил Бецалель руах а-кодеш (дух святого постижения), чтобы иметь способность проверять мысли дающих. Те, что дали от самого чистого сердца – их пожертвование пошло на Ковчег Завета. После них – на золотой стол, на Менору, на золотой жертвенник. И так ступень за ступенью, вплоть до основ Мишкана и основ ограды двора.

Точно так же и с пожертвованиями на ешиву. Тот, кто дает от всего сердца, щедро и радостно – его деньги идут на поддержку учащих Тору. И так уровень за уровнем, так что те, кто дают только потому, что неудобно отказать – их деньги идут на корм лошадям и на смазку колес…». Богач оказался человеком понятливым – и дал вдвойне, в том числе и за прошлый раз…

 


http://www.beerot.ru/?p=41035