Итро — Вера — основа всех заповедей

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

3324

Недельная глава Итро

«И сказали Моше: говори ты с нами, и мы будем слушать, и пусть не говорит с нами Б-г, чтобы нам не умереть» (Шмот, 20:16).

В прошлом выпуске мы приводили слова Виленского Гаона о том, что две первые заповеди являются основой всех заповедей Торы. «Я – Г-сподь Б-г твой» – основа всех предписывающих заповедей, «Не будет у тебя других богов помимо Меня» – основа всех запрещающих заповедей.

Книга Зоар следующим образом объясняет стих из Теилим (62:12) «Один раз сказал Б-г, дважды услышал я, что сила – у Б-га»: «Дважды – это две первые заповеди, включающие в себя все заповеди Торы, – как предписывающие, так и запрещающие». Из этого объяснения, следует, что у двух заповедей – одна основа – вера в Б-га, как бы разделенная на две части: предписывающие заповеди – верить в Него, запрещающие заповеди – отрицать все прочие силы.

Применив эти идеи, мы сможем понять слова Талмуда (Макот, 23б-24а): «Учил раби Симлай: шестьсот тринадцать заповедей было передано Моше… Пришел Давид и свел их к одиннадцати… Пришел пророк Хаввакук и свел все к одной (основе), как сказано: праведник верой своей жить будет».

На первый взгляд неясно, каким образом царь Давид или пророк Хаввакук могли сократить число заповедей, ведь один из тринадцати принципов веры гласит, что Тора не будет изменена, из чего следует, что все шестьсот тринадцать заповедей будут актуальны для нас всегда. Рав Шмуэль Мельцан в своей книге «Эмуна ве-Ашгаха» (глава 3) пишет, что без всякого сомнения каждый еврей должен соблюдать все шестьсот тринадцать заповедей во всех нюансах и деталях. Однако нужно принять во внимание, что поколение, получившее Тору, обладало настолько широким восприятием, что им удавалось видеть и воспринимать сразу все заповеди, не делая между ними различий. В дальнейшем евреи утратили духовную силу, позволявшую им воспринимать сразу все заповеди одинаково, поэтому главы поколений изыскивали так называемые корневые заповеди, которые бы объединяли в себе все остальные – если человек сконцентрируется на основных заповедях Торы, ему будет легче исполнить все остальные.

Так было до того, как пришел Хаввакук и сказал, что основа всех заповедей Торы – вера в Творца! Вера во Всевышнего – вот корень всех заповедей, и чем больше человек укрепляется в своей вере во Всевышнего, чем больше осознает Его величие, тем легче ему будет исполнять все заповеди Торы. Подобное пишет и Виленский Гаон в комментарии к книге Мишлей (30:5): «Таким образом, заповедей у нас шестьсот тринадцать, и все они сводятся к одной, как сказано: “Пришел Хаввакук и свел все к одной (основе), как сказано: праведник верой своей жить будет”».


http://www.beerot.ru/?p=11194