Первое речение — Из комментариев Рамбана к недельной главе Итро

Дата: | Автор материала: Рамбан

5055

Недельная глава Итро

ПЕРВОЕ РЕЧЕНИЕ 

«Я – Г-сподь, Б-г твой» (Шмот, 20:2).

Это речение – предписывающая заповедь Торы. Произнеся «Я – Г-сподь», Творец повелел им верить и знать, что есть Б-г – Сущий и Предвечный: от Него – всё. И по Его желанию и воле всё сотворено, и это их Всесильный <Б-г>, которому они обязаны служить.

Наши наставники называют эту заповедь «Принятие <власти> Небесного Царства» (кабалат малхут шамаим).

Все эти <десять> речений произнесены в единственном числе (т. е. обращены персонально к каждому еврею) – «Г-сподь Б-г твой, который вывел тебя» – …чтобы предостеречь их, что ответственность за нарушение заповедей несет каждый. Ведь Всевышний говорил с каждым из них и заповедал каждому – чтобы они не подумали, будто бы воздаяние совершается по большинству и одиночный <грешник> будет избавлен <от наказания> вместе со всеми <праведниками>. И Моше разъяснил им это в конце Пятикнижия, в главе Ницавим.

ТРИ ВИДА «ЧУЖОГО СЛУЖЕНИЯ»

«Да не будет у тебя иных богов, кроме Меня» (Шмот, 20:3-4).

…Здесь повелевается, чтобы рядом с Б-гом у нас не было иных богов (אֱלֹהִים אֲחֵרִים – элоим ахерим) из высших ангелов и из всего Небесного Воинства, ведь ангелы тоже называются «богами» (אֱלֹהִים), как сказано: «Приносящий жертвы ангелам (זֹבֵחַ לָאֱלֹהִים) да будет истреблен – только лишь Б-гу следует служить» (Шмот, 22:19).

И это запрет полагаться на одно из этих высших существ, принимать его в качестве Высшей Силы, говоря ему: «Ты – мой Б-г».

И так же понимает эту заповедь Онкелос, который переводит данную строку (на арамейский язык) так: «אלהא אוחרן בר מני – иных богов, кроме Меня».

Кроме Меня (עַל פָּנָי – буквально «перед Моим Лицом»). …Чтобы истолковать это выражение истинным путем (аль дерех а-эмет), пойми тайну «Его Лица» из того, что мы уже объясняли. И в рассказе о даровании Торы тоже указано: «Лицом к лицу (פָּנִים בְּפָנִים) говорил Б-г с вами, из огня» (Дварим, 5:4). И тогда ты постигнешь тайну слова «иных», и вся эта строка Торы откроется тебе в своем истинном свете.

[Знатоки сокровенного учения указывают, что слово אֲחֵרִים (ахерим – иные, другие) связано с понятием אחור (ахор – обратная сторона) – в противоположность понятию פָּנִים (паним – лицо, лицевая сторона). И «иные боги» (элоим ахерим), в отличие от Шехины, связаны с этой «обратной стороной святости», и поэтому их называют также «другая сторона» (ситра ахра) – т. е. сторона мира, над которой, в определенном аспекте, имеет власть ангел Самаэль, называемый также Сатан (Тикуней Зоар, 56б; Рамхаль, Адир ба-маром, 1; Бейт шаар на Шаарей ора, 6/39/). /Еврейские мудрецы считают, что нужно быть осторожным с произнесением имени этого ангела, и поэтому устно оно произносится измененно – «Самех Мем». Примеч. редактора/.

А рабейну Бхайе поясняет, что эти «чужие боги» называются ахерим (другими) также и потому, что, не имея никакой собственной силы и власти, «они получают свою силу от Другого» (т. е. от Б-га), ведь только Он обладает собственной силой и наделяет жизненной энергией всю Вселенную (Р. Бхайе на Шмот, 20:3).]

И здесь я упомяну о том, что в Торе говорится о трех видах идолопоклонства (авода зара – буквально «чужое служение»). В древности люди начали поклоняться духовным и разумным творениям – ангелам, поскольку они считали, что ангелы обладают некоторой властью над народами, и об этом сказано: «высший ангел (сар) Персидского царства» и «высший ангел (сар) Греции» (Даниэль, 10:13 и 10:20). Люди думали, что такой сар способен творить добро или зло, и каждый <народ> служил своему сару, так как в древности о них еще знали. И эти высшие ангелы называются в Торе и во всем Писании «иные боги» или «божества народов» – ведь ангелы называются «богами» (אֱלֹהִים), как сказано: «Он Б-г богов (הוּא אֱ-לֹקי הָאֱלֹהִים)» (Дварим, 10:17) и «Склонятся перед Ним все божества» (Теилим, 97:7), а также «Б-г выше всех божеств» (Шмот, 18:11).

Но всё же эти служители «иных богов» признавали, что высшая сила и верховная власть принадлежат Всевышнему, и, согласно утверждению наших наставников, эти идолопоклонники называли Творца «Владыкой владык». И именно по поводу этого вида идолопоклонства в Торе сказано: «Приносящий жертвы ангелам (זֹבֵחַ לָאֱלֹהִים) да будет истреблен…» (Шмот, 22:19).

Второй вид идолопоклонства – это служение видимому небесному воинству. Люди стали поклоняться солнцу или луне, или одному из созвездий. Ведь каждый из народов знал, какое влияние оказывает то или иное созвездие (мазаль) на их страну, и они полагали, что своим служением увеличат силу благоприятного для них мазаля и извлекут из этого выгоду. И об этом сказано: «Пойдет и станет служить …солнцу или луне, или всему воинству небесному» (Дварим, 17:3). О таких идолопоклонниках написано: «И рассеют их под солнцем и луной, и под всем сонмом небесным, который они любили и которому служили, за которым следовали, которому молились и поклонялись» (Ирмияу, 8:2). А в Пятикнижии по поводу запрета идолопоклонства сказано: «Дабы, взглянув на небо и увидев солнце и луну, и звезды, все воинство небесное, не соблазнился ты поклоняться им и служить тому, что создал Г-сподь, Б-г твой, для всех <прочих> народов под небесами» (Дварим, 4:19).

…И эти люди начали изготовлять многочисленные скульптурные изображения: …жрецы делали истуканов в форме созвездий, имеющих над ними власть, и распространяли эти изваяния среди народа, так как, в соответствии с их пониманием, такие изображения добавляли силу и способствовали успеху.

И мне видится, что подобное служение началось в «поколении рассеяния» (бе-дор афлага), когда Всевышний рассеял <строителей вавилонской башни> по странам земли, и над ними властвовали различные планеты или созвездия. Но <до рассеяния> строители <вавилонской башни> хотели «сделать себе имя» (Берешит, 11:4) и не разделялись, как я намекнул в соответствующем месте.

И у всех этих групп были свои лжепророки, которые предсказывали им будущее и с помощью магии и волхвования угадывали некоторые предстоящие события, ведь у каждого из созвездий (мазалот) тоже есть свой сар, пребывающий в небесных высях и, подобно ангелам, знающий будущее.

К этому виду идолопоклонников относятся и те, которые поклонялись <выдающимся> людям. Когда жители какой-либо страны видели, что один из них обладает огромной властью, и его звезда поднимается чрезвычайно высоко, как это было, например, с царем Вавилона Невухаднецаром, – они стремились служить и поклоняться ему, чтобы их звезда поднялась вместе с его звездой. И он также считал, что своей верой и поклонением они добавляют ему силы и еще более способствуют его успеху. Такой была вера в фараона, как об этом повествуют наши наставники. А ассирийский царь Санхерив «говорил в своем сердце: Взойду я на высоты облачные, уподоблюсь Всевышнему» (Йешаяу, 14:14). Да и финикийский царь Хирам и подобные ему властители, которые обожествляли себя, были нечестивцами, но не полными безумцами.

Ну а третий вид идолопоклонства – когда люди стали поклоняться демонам (шедим), духам, как я это еще, с Б-жьей помощью, разъясню. Как известно знатокам черной магии, и как можно заключить из высказываний наших наставников, среди этих духов тоже есть поставленные над отдельными народами и обитателями отдельных стран.

И об этом виде идолослужения в Торе сказано: «Жертвы приносили бесам, не Всесильному, – богам, которых не знали они, новым, недавно явившимся, которых не страшились отцы ваши» (Дварим, 32:17). Писание смеется над ними за то, что они приносят жертвы даже демонам, в которых нет ничего Б-жественного, – ведь это даже не ангелы, которые, по крайней мере, называются «богами». А это – «боги, которых они не знали», в которых нет ничего Б-жественного, ни силы, ни власти. И это «новые» для людей «боги», поскольку поклоняться демонам люди научились от египетских магов, – и даже такие нечестивые «отцы», как Нимрод и Терах, «не страшились» этих псевдобогов. И Тора предостерегает от такого служения – «…чтобы не приносили более жертв демонам, за которыми они блудно ходят» (Ваикра, 17:7).

И вот, этим вторым <из десяти речений> Тора запретила любое поклонение, кроме служения Б-гу. И поэтому сначала Всевышний предостерег: «Да не будет у тебя иных богов, кроме Меня» – и здесь имеется в виду идолослужение первого вида. …И Он также предостерег в отношении «изваяний и всяких изображений», которые намекают своей формой на определенные духовные явления. …И так толковали <наши наставники>: «<Не делай себе изваяния и всякого изображения> того, что на небе – т. е. солнца, луны, планет и созвездий, наверху – т. е. ангелов-служителей», ведь идолопоклонники делали и изображения духовных творений, являвшихся душами созвездий, как это было с изваянием золотого тельца, и я это впоследствии, с Б-жьей помощью, объясню. И еще сказано: «того, что на земле внизу, и того, что в воде ниже земли» – т. е. демонов, подобно написанному: «Содрогаются под водами бесы, обитающие там» (Йов, 26:5). И так же истолковано: «ниже земли – имеется в виду бувия». И по поводу любых видов идолов сказано: «Не поклоняйся им и не служи им» (Шмот, 20:5).

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=11177