Великое противостояние на горе Кармель — Афтара главы Ки Тиса

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2950

В афтаре недельной главы Ки Тиса читается отрывок из книги Царей (Млахим 1, 18:1-39).

Во времена, описанные в стихах нашей афтары, большинство евреев Северного царства в душе уже были готовы оставить чужих богов и вернуться к Всевышнему. Пророк Элияу собирает весь народ на горе Кармель для того, чтобы Творец совершил для них чудо, которое поможет окончательно разрушить сомнения в сердцах евреев, подтолкнув их к служению Всевышнему.

Духовное состояние евреев Северного царства Израиля вызывало дополнительные проблемы. Перед ними не стоял вопрос, служить Всевышнему или идолам. Это достаточно ясная дилемма. Поясняют комментаторы, что в сердцах евреев того времени каким-то образом уживались обе системы взглядов. Многие верили в то, что обе силы – и Творец, и Бааль – обладают влиянием в этом мире. О самом царе Ахаве известно, что он был большим идолопоклонником. Однако, когда приходит арамейский царь Бен-Адад и требует передать ему Тору – царь Ахав готов пойти на даже на самопожертвование: он выходит на войну с превосходящими силами противника и побеждает их.

Сегодня нам кажется, что идолопоклонство тех дней было чем-то очень примитивным. Но на самом деле мы даже не можем представить себе, что оно представляло собой. Тогда Мужи Великого Собрания взмолились Всевышнему с просьбой ослабить силы идолопоклонства. Сегодня мы живем в эпоху, которая наступила после того, как их молитва была принята Всевышним. Но достаточно взглянуть на книги наших пророков, чтобы понять, что идолопоклонство тех давних времен было совсем не примитивным увлечением. Пророки Всевышнего – Ирмияу, Йешаяу и многие другие – без устали говорят о тяжести греха поклонения идолам. Это была очень хорошо обоснованная идеология. Хуже того – люди обладали обширными знаниями и умели пользоваться силами идолов. Они забывали о том, что все в мире создано Всевышним, и что все подконтрольно на самом деле только Ему. Люди наделяли Б-жественными силами светила, планеты и созвездия, и то самое служение Баалу заключалось в поклонении солнцу. Итак, очевидно, что испытание идолопоклонством было совсем непростым. Это и объясняет, как случилось, что в сердцах многих евреев могли уживаться две, казалось бы, несовместимые идеологии.

И вот, пророк Элияу ставит евреев перед непростым для них выбором. Они должны решить, кому служить – Всевышнему или идолам. Но такая постановка вопроса остается безответной: «И подошел Элияу ко всему народу, и сказал: долго ли вы будете колебаться между двумя мнениями? Если Г-сподь есть Б-г, то следуйте Ему, а если Бааль – то следуйте ему. И не отвечал ему народ ни слова» (Млахим 1, 18:21). Поясняет Раши: евреи действительно не могли различить между святостью и нечистым! Настолько сильно было влияние лжепророков Баала на умы евреев тех поколений! Пророк Элияу знает: чтобы вернуть Свой народ к истинной вере, Всевышний готов совершить великое чудо!

«И сказал Элияу народу: я один остался пророком Г-сподним, а пророков Бааловых четыреста пятьдесят человек. Пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его, и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приготовлю другого тельца, и положу на дрова, и огня не подложу. И воззовите вы именем бога вашего, а я воззову именем Г-спода. И будет, тот Б-г, который ответит огнем, Он и есть Б-г. И отвечал весь народ, и сказал: хорошо слово это» (Млахим 1, 18:22-24).

Абарбанель поясняет, что служение Бааля было связано с верой в силы солнца. Поэтому Элияу уступает очередь служителям Бааля, чтобы они начали взывать к своему божеству с утра и до полудня, как раз в то время, когда солнце в зените. Когда же все попытки спустить огонь с небес на приготовленную ими жертву заканчиваются неудачей, Элияу начинает действовать. И тут Абарбанель делает интересное замечание. Как правило, в текстах Танаха слово «солнце» встречается в мужском роде (шемеш). Так сказано в Теилим (19:6): «И он (шемеш), как жених, выходит из-под свадебного балдахина». В этом стихе солнце сравнивается с женихом, то есть мужским началом, кроме того, употребляется слово «он». Солнце является источником света, в то время как луна лишь отражает свет. Подобным образом выглядит и устройство семьи: муж выступает в роли дающего или оказывающего влияние, а жена – в роли получающей, или воспринимающей влияние. «Бааль» в переводе со святого языка как раз означает «муж», потому что Солнце дает миру необходимую энергию для жизни. Именно поэтому пророк Элияу позволяет жрецам Бааля приступить к «служению» с утра и до полудня. К этому времени светило достигнет высшей точки, и если ничего не выйдет, то у жрецов не будет возможности сослаться на неблагоприятные условия для чуда.

Жрецы Бааля начинают действовать, и, надо признать, прилагают неимоверные усилия. Они громко взывают к Баалю с утра и до полудня, скачут вокруг жертвенника и беснуются, и даже режут и колют себя, в надежде на чудо. Но «…не было ни голоса, ни ответа, ни слуху». В кульминационный момент их напрасных стараний Элияу начинает издеваться над жрецами. Он пытается «войти в их положение» и предполагает, что, может быть, их божок сейчас занят беседой или просто отошел по нужде. А может быть, он уже старенький и уснул, так пусть они кричат громче, чтобы он услышал.

Чем все закончилось, известно. Элияу приказывает облить его жертву водой, после чего взывает к Всевышнему. Происходит чудо, с небес спускается огонь, пожирающий не только жертву, но даже воду, собравшуюся вокруг жертвенника. А после народ приходит к раскаянию и провозглашает: «…Г-сподь – Он Б-г, Г-сподь – Он Б-г!».

Диалог Элияу с быком для Бааля

Во время того великого события на горе Кармель произошло еще одно, скрытое чудо. Чудо это не описано в стихах Писания, но приведено в сборнике мидрашей «Ялкут Шимони» (214): «Сказал Элияу жрецам Бааля: “Выберите двух быков, рожденных одной матерью и одинаковых во всем. Чтобы даже выкормлены они были из одних яслей. Бросьте жребий, какой из них будет принесен в жертву Всевышнему, а какой – Баалю”. Когда все было сделано, как сказал Элияу, то выпавший ему бык легко пошел за пророком. Второй же бык, которому выпал жребий быть принесенным в жертву Баалю, отказывался сдвинуться с места. Даже когда все четыреста пятьдесят жрецов Бааля навалились на него, то не смогли не только сдвинуть его с места, но даже оторвать от земли одну его ногу.

Тогда Элияу обратился к тому быку и сказал ему, чтобы шел со жрецами. На что бык возразил, на виду у всех присутствующих: “Мы с моим братом появились на свет из утробы нашей матери в одно и то же время. Потом росли на одном и том же пастбище и кормились из одних яслей. Так почему же моему брату суждено освятить Имя Всевышнего, а я должен злить Того, кто создал меня, и быть принесенным в жертву идолам?” Ответил ему Элияу: “Ступай с ними, ибо твой поступок не зачтется тебе как нарушение. Более того, подобно тому, как будет освящено Имя Всевышнего твоим братом, точно так же будет освящено Имя Всевышнего и тобою!” Сказал бык Элияу: “Пусть ты и советуешь мне это, но клянусь, что сам я не сдвинусь с места, пока ты собственноручно не передашь меня в руки жрецов Бааля”. Сразу после этого сказано: “Взяли они тельца, которого он дал им…”. И об этом также сказано в книге Иова: “Научающий нас от скота земного, и вразумляющий нас от небесных птиц” (35:11). “Научающий нас от скота земного…” – это бык, говоривший с Элияу, а “вразумляющий нас от небесных птиц” – это вороны, приносившие еду Элияу, когда он скрывался. А приносили они кошерную еду с кухни праведного царя Иудеи Йеошафата, а не с кухни нечестивого царя Северного царства Ахава (см. Млахим 1, гл. 17)».

Иногда в нашей жизни случаются резкие повороты, сопровождающиеся изменением сложившихся устоев. Это может сопровождаться понижением привычного духовного уровня. Так может произойти, когда еврей, в силу разных объективных причин, оставляет стены дома учения и отправляется добывать пропитание для разросшейся семьи. Может случиться и так, что человеку вообще будет разрешено откровенное нарушение. Например, употреблять в праздник Песах лекарства, содержащие квасное. Разумеется, речь идет о случае, когда без этих препаратов жизни еврея будет угрожать опасность. Реакции на такое положение могут быть разными. Один может закрыть Талмуд чуть ли не с радостью – «я свое дело сделал, у меня просто не было выбора». Как будто бы он только и ждал этого момента! Другой же если и сделает вынужденный отход, то будет делать это с болью и великим сожалением. Один станет даже получать удовольствие от разрешенных ему, хотя и запрещенных в Песах, лекарств. Ведь сейчас это даже заповедь! А другой будет употреблять их через силу, и только потому, что от этого зависит его жизнь.

Диалогом пророка Элияу и «Б-гобоязненного» быка наши мудрецы попытались научить нас тому, как правильно вести себя в ситуации, когда мы вынуждены и нам разрешено совершить нарушение.


http://www.beerot.ru/?p=24131