Ваякель — Пекудей — Святой народ

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

2337

Ежедневная цитата

Замечателен удел твой, Израиль! Кто подобен тебе, народ, спасаемый Г‑сподом. Дварим, 33:29

«И завершена была вся работа для Мишкана… И сделали сыновья Израиля все, как приказал Всевышний…» (Шмот, 39:32).

Недельные главы Ваякель-Пекудей

Книга Шмот начинается с повествования о невыносимом египетском рабстве, в котором оказались потомки Яакова. Из слов наших мудрецов (см. Зоар на главу Итро) мы узнаем о низком духовном уровне, на котором находились евреи. Однако к концу книги Шмот народ Израиля поднимается на высочайший духовный уровень: мы освободились от ига египтян и стали служить Всевышнему, Г-сподь сопровождал нас в пустыне в Облачном Столпе днем и Огненном – ночью. Мы получили Тору на горе Синай и завершили строительство Мишкана! Сколько же Творец вложил в нас, чтобы мы стали воистину святым народом!

Если мы внимательно проследим за событиями книги Шмот, нам легче будет понять странные, на первый взгляд, слова, сказанные Рабейну Йоной в книге «Шаарей Тшува» (3-ья часть). Там автор утверждает, что людям, которые не думают постоянно о трепете перед Творцом, пророк Йешаяу (29:13-14) предрекает суровое наказание: «И сказал Г-сподь: за то, что приблизился (ко Мне) народ этот, устами своими и губами своими чтил Меня, а сердце свое отдалил от Меня… Я опять удивлю народ этот… и пропадет мудрость мудрецов его…» В этих стихах речь идет о Б-гобоязненных людях, которые не задумываются о трепете перед Творцом постоянно. Почему же они заслуживают наказания?

Из многих мест в ТаНаХе мы видим, что Всевышний предъявляет к нашему народу высокие требования. Неужели невозможно быть просто «хорошими евреями», не стремясь при этом достичь духовных высот? После осознания того, насколько Всевышний оберегал наш народ, сколько сил Он вложил в нас, станет очевидно, что евреи просто не имеют права быть похожими на другие народы, которые ведут размеренную и беспечную жизнь. Для Всевышнего мы – особый народ, но чтобы полноценно реализовать наше предназначение, мы всегда должны стремиться быть рядом с Ним (разумеется, каждый – в соответствии со своим духовным уровнем; но от каждого требуется постоянное духовное развитие).

Пророк Йешаяу (глава 5) говорит о владельце виноградника, росшего на плодородной земле. Человек вложил все свои силы для того, чтобы вырастить виноградник, и рассчитывал на урожаи отборного винограда. Однако, к великому разочарованию владельца, урожаи были плохими: виноград гнил, не успев созреть. Воскликнул владелец виноградника (который у пророка является аллегорией на Творца): «И ныне, жители Иерусалима и мужи Иудеи, рассудите меня с виноградником моим: что еще (можно было) сделать для виноградника моего, чего Я не сделал для него? Почему же, (когда) ожидал Я, что даст (он) виноград, он дал плоды дикие?» Продолжает пророк: «Горе (тем), кто с раннего утра ищут вино и задерживаются до ночи, – вино разжигает их. И на пиршествах их – скрипка и арфа, тимпан и свирель, и вино; а на дела Г-спода не смотрят они и творений рук Его не видят!» Иными словами, горе тем, которые проживают свою жизнь, ни разу не взглянув на деяния Всевышнего, не думают постоянно о трепете пред Ним: «Поэтому пойдет народ Мой в изгнание… и знатные люди его будут голодать, и толпа его будет томиться жаждою. Поэтому расширилась преисподняя и разинула пасть свою безмерно; и сойдет (туда) слава его, и шумная и веселая толпа его».

Если мы всегда будем помнить, что мы – любимый народ Всевышнего, «виноградник Г-спода Воинств – это дом Израиля» (Йешаяу, 5:7), всегда будем искать пути приближения к Творцу, то сбудутся слова, сказанные в главе Ки Таво (Дварим, 26:18-19): «И Г-сподь превознес тебя ныне, чтобы был ты Ему народом, как Он говорил тебе, и чтобы соблюдал ты все заповеди Его… чтобы был ты народом святым у Г-спода, Б-га твоего».


http://www.beerot.ru/?p=12287