33 день отсчета омера — Лаг ба-Омер

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

3700

Тридцать третий день отсчета омера называется «Лаг ба-Омер». Как известно, все буквы Святого Языка имеют численные значения, и в святых книгах все числа обозначаются буквами. «Лаг» – это сочетание буквы «ל», численное значение которой – это 30, и буквы «ג», численное значение которой – это 3. В сумме – 33. Этот день всегда выпадает на 18-ое число месяца Ияр.

В этот день прекратили умирать ученики раби Акивы (из-за смерти которых между праздником Песах и праздником Шавуот соблюдают траур). По одному из мнений, приведенных в Шулхан Арухе, после этого дня они больше не умирали. По другому мнению, они умирали и после этого, и только в сам Лаг ба-Омер никто из них не умер. Так или иначе, из-за того, что в Лаг ба-Омер ученики раби Акивы не умирали, в этот день не соблюдают законы траура.

Другой великий ученик раби Акивы, тана (мудрец Мишны) раби Шимон бар Йохай, умер в этот день. Однако, умирая, он завещал, чтобы Лаг ба-Омер сделали днем радости и веселья. Причина этого заключается в том, что, в отличие от первого поколения учеников раби Акивы, раби Шимон бар Йохай умер в пожилом возрасте, окруженный своими учениками и последователями. Благодаря огромным усилиям, которые он вложил в изучение Торы, Всевышний раскрыл ему великие тайны, доселе не известные мудрецам. В день своей смерти он удостоился наибольшего раскрытия самых сокровенных тайн Торы. Поэтому у каббалистов этот день считается праздником дарования Тайной Торы.

Существует древний обычай посещать в этот день могилу раби Шимона бар Йохая и его сына раби Элазара. Эти могилы находятся в поселке Мирон (недалеко от города Цфат). Там принято делать трапезу и веселиться. Есть также традиция делать там первую стрижку мальчикам, которым в это время исполняется три года (халаке). При этом им оставляют пеот, как того требует алаха и традиция. До этого возраста мальчиков стричь не принято, хотя запрета в этом нет.

Коэны, которые едут в Мирон на могилу раби Шимона бар Йохая и его сына, должны остерегаться нечистоты, которая присутствует на могилах и на кладбищах. Им нельзя заходить в здание, построенное над могилой этих праведников.

Уже многие столетия Мирон посещает большое количество людей. Если поездка на Мирон представляет собой физическую опасность или приводит к нескромному поведению, то, конечно же, ее следует избегать.

Есть также традиция разводить костры, танцевать вокруг них и петь песни о святом тане раби Шимоне бар Йохае.

В любом случае не следует забывать, благодаря чему раби Шимон удостоился стать столь важным звеном в передаче Торы, а также стал учителем всех, кто занимается изучением ее тайн. В трактате Шаббат (11а) написано, что раби Шимон отличался даже от других танаим своего времени тем, что постоянно и беспрерывно изучал Тору, до такой степени, что исполнение этой заповеди освободило его от обязанности молиться. Там же (лист 33) есть история о том, как раби Шимон и его сын были вынуждены бежать от цивилизации и жить в пещере. И даже в таких тяжелых условиях эти великие праведники продолжали беспрерывно изучать Тору. Именно благодаря этому Всевышний раскрыл им аспекты мудрости, недоступные другим людям.

(По книге рава Йеуда Чезнера «Шаарей Йемей а-Песах» 11:5)


http://www.beerot.ru/?p=13777