Шмини — Когда говорить, а когда молчать

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

703

Недельная глава Шмини

Как-то раз я был у рава Шаха, и он стал расспрашивать меня, что происходит в такой-то ешиве. Там были сильные разногласия, мягко говоря. «Что тебе известно?» – спросил он. Он знал, что я в курсе дела. Я решил увильнуть от ответа, зачем мне рассказывать такие вещи. Пусть другие стараются. Рав Шах строго посмотрел на меня и сказал: «Сказано в Коэлет: “Не будь слишком большим праведником”!» И тут же мягко улыбнулся. Он был большим специалистом в том, чтобы дать человеку хорошее ощущение.

«Ты любишь истории, верно? Вот послушай. Один из попечителей общины был у Виленского Гаона дома, и начал дурно отзываться о хасидах и их раввинах. Гаон отреагировал резко: “В моем доме не говорят плохо о евреях!” Тот удивился, ведь сам Гаон выступал против них “с огнем и мечом”, отлучал от общины и т. п. Однако все поведение Гаона – это Тора. Он объяснил: “Мы учим в трактате Псахим (3а): Пусть человек никогда не говорит негативные вещи, ведь даже Тора добавила восемь лишних букв, чтобы не сказать что-то негативное. Как сказано: “От чистого скота возьми по семь пар, и от того, который не чист – по две”. Вместо того, чтобы сказать о животном а-тмеа (пять букв), Тора сказала эйнена теора (тринадцать букв). А ведь каждая буква в Торе существенна. Здесь были добавлены восемь лишних букв, чтобы научить нас выражаться чистым красивым языком. Но есть один странный момент: там, где говорится о запрещенной евреям пище, много раз сказано: “это для вас нечисто (тамэ)”, “эти животные для вас нечисты” и т. п.

Ответ в том, что Ноаху не было запрещено их мясо, ему не было велено воздерживаться от еды нечистых животных. Поэтому Тора говорит таким деликатным языком. Однако, когда нужно предостеречь евреев от еды нечистых животных – Тора говорит прямым, резким языком.

Вот и я – когда я пришел к выводу, что следует осуждать, сделал это остро и резко. А просто так говорить – кто вам разрешил?”»

«Так и я, — подытожил рав Шах, — я не желаю, не дай Б-г, слушать злословие и сплетни. Я прошу всего лишь узнать, что на самом деле происходит, для пользы дела – чтобы знать, вмешиваться ли, и если да – то так, чтобы попытаться привести мир. И так же, как есть заповедь не рассказывать такие вещи без необходимости, точно такая же заповедь – говорить, когда это необходимо».

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=88904