Пинхас — Как правильно помогать людям?

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Левинштейн

1511

Недельная глава Пинхас

«Сыны Гада, по их семействам: от Цефона – семейство Цефона, от Хаги – семейство Хаги, от Шуни – семейство Шуни» (Бемидбар, 26:15).

Наши мудрецы объясняют смысл святых букв еврейского алфавита (Шаббат, 104а): «Алеф-Бет – алеф бина (учись уму-разуму, т. е. Торе — Раши), Гимель-Далет – гмоль далим (помогай бедным), Эй-Вав – это Имя Всевышнего, Заин, Хет, Тет, Йуд, Каф, Ламед – если ты поступаешь так, то Всевышний обеспечивает (зан) тебя и милует (хан) тебя, одаряет тебя добром (тов), дает тебе наследство (йеруша), и возлагает на тебя корону (кетер) в будущем мире (ле-олам а-ба)».

Возникает вопрос: из порядка сказанного следует, что сначала следует научиться разуму, а только потом перейти к добрым делам – помощи бедным?

Ответ заключается в том, что без Алеф-Бет, то есть без святой Торы, невозможно понять, что означает Гимель-Далет, невозможно помогать бедным так, как требует Тора, ведь помощь следует оказывать определенным образом, обращая внимание на некие конкретные моменты.

Поскольку наш стих начинается со слов «Сыны ГаДа (буквы гимел и далет – это намек на помощь бедным) по их семействам», в книге «Маор ва-Шемеш» приводится объяснение, как Тора намекает на законы хеседа и помощи бедным.

Во-первых, сказано «от Цефона — семейство Цефона». [Слово цафун, однокоренное с цефон, означает спрятанный, скрытый – прим. пер.] Заповедь цдаки следует исполнять скрытым образом, чем меньше людей будут знать об этом – тем более ценна эта заповедь, и тем выше награда за нее.

Насколько Всевышний заботится о том, чтобы выдать награду за заповедь, выполненную втайне, когда только Он и сам человек знают об этом, мы сможем увидеть из следующей реальной истории.

Один бизнесмен, Яаков, обратился к своему другу, Аврааму (имена вымышленные), и попросил оказать ему большую услугу – дать ссуду. Речь шла о сотнях тысяч шекелей. Друг удивился, но Яаков печально объяснил, что у него возникли проблемы в делах, и ему нужна срочная помощь, чтобы бизнес не рухнул окончательно. Иначе придется объявить о банкротстве.

«У меня есть нужная сумма, — сказал Авраам, – и я готов одолжить ее тебе, но… у тебя есть гаранты?»

«Гаранты? – тяжко вздохнул Яаков. — Если бы у меня были гаранты, мне не нужны были бы твои деньги!»

«Почему?»

«Да потому, что если кто-нибудь узнает, что мне нужна такая огромная ссуда – моему бизнесу конец. Все должно оставаться в тайне».

«Послушай, но как ты ожидаешь от меня, что я дам тебе такую сумму вообще без гарантов?»

Бизнесмен смутился. Действительно, как? Но потом воспрял духом, и сказал: «Знаешь, у меня есть идея. Пусть Всевышний будет моим гарантом!»

Авраам поразмыслил и ответил: «Ну, хорошо. Я согласен. Всевышний будет гарантом».

В течение нескольких часов дело было сделано: на счет Яакова были переведены деньги, а его друг получил долговую расписку, где было написано: «Я, нижеподписавшийся, взял в долг такую-то сумму у такого-то, на три месяца, и с Б-жьей помощью, верну вовремя».

Прошло три месяца, и, поскольку Яаков не объявился, Авраам сам позвонил ему: «Ну, как дела?»

Яаков побледнел так, что это было очевидно даже по телефонному разговору: «Я… да… на самом деле…»

«Послушай, — Авраам решил избавить его от неловкости, — когда ты хочешь, чтобы я позвонил?»

«Через неделю… то есть, дней через десять. Я надеюсь…»

Авраам позвонил через неделю, потом еще через две… В какой-то момент он понял, что денег своих, скорее всего, уже не увидит.

«Но ведь у меня есть гарант, — подумал он, — Да еще и какой гарант! Он может все…»

Авраам поднял глаза к небу и сказал: «Владыка мира! Я дал ему деньги взаймы, положившись на Тебя, а теперь он не возвращает. Послушай, денег у меня достаточно, мне они не нужны. У меня есть взрослая дочь, которая никак не может выйти замуж. Пошли шидух для нее, пожалуйста».

Через две недели дочь обручилась…

Прошло много времени, и вдруг Яаков сам пришел к Аврааму: «Спасибо тебе, ты просто спас меня тогда! Но теперь, слава Б-гу, мой бизнес пошел в гору, и я хочу вернуть тебе долг».

Авраам улыбнулся: «Извини, я не взимаю долг дважды!»

«Дважды? Что значит – дважды? Я тебе еще ни разу не платил!»

«Я не взимаю долг дважды! – повторил Авраам. — Твой гарант уже заплатил!»

«Что за глупости ты говоришь! – возмутился Яаков. — Я хочу вернуть тебе твои деньги!»

Авраам, однако, не собирался уступать. Яаков тоже. В итоге им не осталось другого выхода, кроме как пойти в раввинский суд. Там было вынесено решение, что деньги нужно отдать на помощь сельским хозяйствам, соблюдающим законы седьмого года (шмита). Деньги получил в распоряжение рав Исраэль Зихерман (рав города Брахфельд в Израиле). Он-то и рассказал всю эту историю.

Из этой истории мы видим, насколько велика ценность заповеди, совершенной в присутствии лишь одного свидетеля – Всевышнего.

Следующий принцип, которому важно следовать, давая цдаку, это «от Хаги – семейство Хаги» [хаг – праздник, хагига – радость, празднование – прим. пер.]. Это означает, что заповедь эту следует выполнять радостно и приветливо. Цдака, которую дают без радости, с неприятным выражением лица, уменьшает ценность заповеди.

Намек на это мы находим в Теилим (126:6): «Идет, идет с плачем, таща мешок с семенами, придет с песней, неся охапки снопов». Если человек дает деньги, плача от горя расставания с ними, его наградой будет «мешок с семенами», то есть Свыше ему вернут ровно столько, сколько он дал. Если он дал сто шекелей – их получит обратно.

Однако, если он «придет с песней» – если будет делать все радостно, тогда удостоится «нести снопы», ведь Всевышний «сеет милосердие и взращивает спасение». Так что если человек «посеял» сто шекелей, Всевышний вырастит ему тысячу, а если он продолжит и посеет тысячу, Всевышний вырастит ему десять тысяч, и так далее.

Третий принцип – «от Шуни – семейство Шуни» [шуни – от слова лишнот, «повторять» – прим. пер.]. Заповедь цдаки – это не одноразовая заповедь, недостаточно выполнить ее раз в жизни. Человек должен давать снова и снова, заново повторять эту заповедь.

Один глава ешивы пришел к богачу с просьбой оказать поддержку ешиве. Тот дал приличную сумму. Когда же глава ешивы приехал к нему с той же просьбой на следующий год, богач дал лишь совсем маленькую сумму. Рав выразил свое удивление, и богач холодно ответил: «В прошлом году я уже дал много, мне этого достаточно».

Рав окинул взглядом роскошный дом богача и спросил: «Скажите, ваш дом остался таким же, как и в прошлом году? Разве вы не поменяли диваны? Не обновили спальню и детскую? Почему только в отношении пожертвований вы удовлетворяетесь данным в прошлом году, а в том, что касается этого мира, – стремитесь к обновлению?»

Сказано в недельной главе Пинхас (Бемидбар, 26:54): «Многолюдному (колену) дай больший удел, а малочисленному дай меньший удел». Мудрецы комментируют, что если человек дает цдаку много раз, Всевышний увеличивает его удел в Будущем мире, а если дает мало – ему достанется малый удел.

Более того, далее сказано: «Пусть каждому будет дан удел по количеству (пекудав) сосчитанных у него». Пекудав также означает страдания, как сказано в Теилим (89): «Розгой Я припомню (пакадти) их преступление (против) Меня, и язвами – их прегрешение». Грехи человека ведут к тому, что его наказывают, посылая страдания.

Получается, что человек получит свой удел в Будущем мире в соответствии с сосчитанным в этом мире (т. е. в соответствии с тем, сколько он давал другим и какие страдания перенес). Так что тому, кто желает увеличить свой удел, следует увеличить помощь другим, и он удостоится, что Всевышний будет обеспечивать его, помилует, одарит добром, даст наследие, и возложит на него корону в Будущем мире!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=52960