Законы мытья в субботу и праздники

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

4836

Введение

В Талмуде (Шаббат, 39б) приведено постановление мудрецов, ограничивающее мытье теплой и горячей водой в Шаббат. Необходимость в данном постановлении была следствием весьма удручающего явления, которое в определенный период истории начало интенсивно распространяться, и которое нужно было срочно пресечь. Дело в том, что ответственные за бани и купальни, услугами которых в те времена пользовалось большинство населения, нагревали воду в субботу, нарушая при этом запреты, связанные с разжиганием огня и варкой. Наличие горячей воды в Шаббат они объясняли тем, что она была нагрета еще до наступления субботы.

Приведенные ниже законы, вытекающие из постановления о запрете мыться в Шаббат, основаны на указаниях «Шулхан Аруха» («Орах Хаим», 326) и комментариях «Мишны Бруры» к этой главе. Источники законов, приведенных от имени других авторитетныхпоским (законоучителей), будут указаны отдельно.

На мытье относительно теплой (прохладной) водой постановление об ограничениях мытья в субботу не распространяется. Прохладной считается такая вода, которая не воспринимается телом как горячая и очень теплая («Хахам Цви», 11; «Сидрей Таара», 197:9). Если попытаться определить границы температуры воды, которая в рамках законов о мытье в Шаббат считается прохладной, можно уверенно заявить, что вода холоднее, чем 36.6 ºС явно считается прохладной.

Мыть все тело горячей водой в Шаббат запрещено, даже если для этого собираются пользоваться водой, нагретой в строгом соответствии с законами субботы, и даже такой, которая была нагрета до наступления субботы. Правила пользования водой, нагретой в результате нарушения законов субботы, регулируются законами о пользовании предметами нарушения субботы.

Запрет мыться в Шаббат водой, которая была нагрета до наступления субботы, менее строг, по сравнению с запретом мыться в субботу, используя воду, нагретую в саму субботу. Так, водой, нагретой перед наступлением Шаббата, разрешено мыть в Шаббат лицо, руки, ноги и другие части тела при условии, что каждую часть тела будут мыть по отдельности, а также при условии, чтобы в результате не оказалось помытой больше половины тела. В то же время горячей водой, нагретой в субботу, согласно постановлению мудрецов, запрещено пользоваться для мытья вообще.

Вода, которую поставили греться до Шаббата (хотя она нагрелась в субботу), считается водой, нагретой до субботы, ибо человек не совершил никакого активного действия по ее нагреванию. Если в Шаббат холодную воду разбавили небольшим количеством кипятка, который поставили греться на огонь еще до наступления субботы, несмотря на то, что холодная вода как бы нагрелась в Шаббат, она имеет статус воды, нагретой до субботы, и с ее помощью в Шаббат разрешено мыть отдельные части тела («Шмират Шаббат ке-Илхата», 14:3 от имени рава Ш. З. Ойербаха).

Запрет мытья распространяется и на случаи, когда речь идет о купании маленьких детей. В случае, когда ребенок будет испытывать страдания, если его не помыть, разрешено его купать в Шаббат, даже используя для этого горячую воду.

В Шаббат запрещено посещать любые виды парных.

Ограничения, связанные с мытьем, при котором используют прохладную воду

Опасение, связанное с тем, что во время мытья человек может непреднамеренно нарушить запрет выжимания волос, настолько велико, что повсеместно распространился обычай не мыть в субботу все тело даже прохладной водой, хотя на мытье прохладной водой постановление мудрецов не распространялось («Минхат Ицхак», 6:39 и 9:34). Части тела, не имеющие значительного волосяного покрова, и, соответственно, в отношении которых нет опасения, что может быть нарушен запрет выжимания, разрешено мыть по отдельности прохладной водой, даже если в результате получится, что помыли большую часть тела.

Человеку, который будет испытывать страдания (т.н. истенис), если он не помоется в Шаббат, разрешено мыть прохладной водой все тело («Игрот Моше», 4:74). Если такому человеку недостаточно помыться прохладной водой, он может мыться теплой, которая нагрелась до Шаббата (3-тье примечание рабби Акивы Эйгера к «Шулхан Аруху», «Орах Хаим», 307:5).

Существует отдельный запрет мудрецов плавать в море и в реке (Бейца, 36б), но на плавание в бассейне данный запрет не распространяется («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 339:2). Однако обычай не мыться прохладной водой включает в себя и плавание в бассейне.

Окунание в микве в субботу

Женщине, время очищения от состояния ниды которой пришлось на субботу, разрешено окунуться в микву, несмотря на то, что это происходит с помощью теплой воды, температура которой выше 36.6°С. Это разрешено, хотя существует опасение непреднамеренно нарушить запрет выжимания волос (этого, безусловно, следует остерегаться), и несмотря на то, что в результате этого омовения женщина переходит в состояние очищения, что является важным изменением (примечания Рамо к «Шулхан Аруху», «Йоре Деа», 197:2).

В ряде общин принято, что мужчины каждое утро перед молитвой посещают микву. Разрешено ли им делать это также в Шаббат? По поводу этого вопроса ведутся споры знатоков Торы. Согласно некоторым мнениям, поскольку окунание мужчин в микве в целях достижения более возвышенного духовного уровня не является обязанностью, в отличие от омовения женщины, находящейся в состоянии ниды, а, с другой стороны, омовение может привести к непреднамеренному нарушению субботы, – это должно было быть запрещено. Если окунаются в прохладной воде, то запрещено из-за опасения выжимания, а когда речь идет о микве с теплой водой, – также и из-за запрета мыть в Шаббат все тело теплой водой. Хотя есть общины, которые полагаются на мнение, что окунание в микве не включено в запрет мытья горячей водой, и окунаются в микве с горячей водой, большинство законоучителей это запрещают. В отношении пользования миквой с прохладной водой также существуют различные мнения, но, в основном, принято это разрешать («Тшувот ве-Анагот», 2:200- 201).

Предостережения, связанные с мытьем в Шаббат

В случае, когда разрешено мыться или окунаться в микву в субботу, помимо ограничений, связанных с запретом мыться в Шаббат, необходимо учитывать и другие законы, чтобы не допустить нарушений. Особое внимание следует обратить на законы, связанные с выжиманием ткани и волос и переносом предметов в общественных местах, не окруженных ирувом. После мытья и окунания в микве и для того, чтобы избежать выжимания волос, некоторые люди не вытирают части тела, имеющие волосяной покров. Другие легко промокают эти места полотенцем. Во время мытья и посещения миквы в субботу не пользуются мочалками, щетками и прочими предметами, при использовании которых можно легко нарушить запрет выжимания в субботу.

Говоря о мытье и посещении миквы в Шаббат, необходимо упомянуть и о том, что в Шаббат запрещено причесываться, укладывать прическу, заплетать косы, пользоваться кремами и косметикой. Разрешено брызгаться духами и дезодорантом, но при условии, чтобы брызги от них не попадали на одежду. В субботу запрещено пользоваться твердым и мягким мылом. Жидким мылом, которое легко выливается из бутылки, пользоваться в субботу не запрещено.

Перед тем, как пользоваться системами нагрева воды, работающими от электричества, газа, угля, солнечной энергии и другими, необходимо выяснить, как это сделать, не нарушая законы субботы. Пользование разными видами кранов (например, таких, которые реагируют на приближение рук или таких, с помощью которых одновременно открывают и горячую и холодную воду, добиваясь нужной температуры) также предполагает четкие знания о том, разрешено ли это в субботу. Для того чтобы, не нарушая святости субботы, разбавить горячую воду холодной, подогреть воду в субботу и даже оставить воду на огне до ее наступления, необходимо знать законы варки и подогревания воды в субботу.

Законы мытья в праздники (йом тов)

Законы мытья в праздники (йом тов) идентичны законам мытья в Шаббат. В йом товразрешено нагреть воду для того, чтобы помыть по частям меньше половины тела. Выше приводилось, что маленького ребенка в случае необходимости разрешено в Шаббат полностью выкупать в теплой воде. Также человеку, который очень страдает, если не помоется теплой водой, разрешено в субботу помыться в теплой воде. Хотя эти разрешения в полной мере верны и в йом тов, но греть специально для этого воду вйом тов запрещено. Однако если собираются вскипятить воду для того, чтобы приготовить горячий напиток, разрешено изначально нагреть такой объем воды, которого будет достаточно и для напитка и для мытья. После того как воду, предназначенную для приготовления напитка, уже поставили греться на огонь, запрещено к ней добавлять холодную воду с тем, чтобы горячей воды хватило также и для мытья (примечания Рамо к «Шулхан Аруху», «Орах Хаим», 511:2; «Мишна Брура», там же, пункты 12 и 18).

Уход за зубами и полостью рта в Шаббат и праздники (йом тов)

В субботу запрещено чистить зубы по ряду причин. Пользование зубной щеткой зачастую приводит к выделению крови из десен. Во время чистки зубов происходит выжимание воды из щетины зубной щетки. При пользовании зубной пастой происходит нарушение мемареах – размазывание («Игрот Моше», «Орах Хаим», 1:112; «Минхат Ицхак», 3:48, 50).

Пользование зубным порошком также запрещено, поскольку при соединении порошка с водой происходит нарушение лаш – замес («Шевет а-Леви», 4:32).

В Шаббат разрешено поласкать рот с помощью специальной ароматизированной жидкости для освежения полости рта. Если эта жидкость слишком концентрированная и ее необходимо разбавлять с водой, необходимо это сделать до наступления субботы. В случае если этого не сделали, то в Шаббат следует набрать в рот небольшое количество жидкости, а затем немного воды – так, чтобы жидкость смешивалась с водой только после того, как она попала в рот. Поскольку в Шаббат запрещено лечиться, жидкостью для полоскания зубов разрешено пользоваться в субботу только в случае, если она служит для создания во рту приятного запаха, но не для лечения («Хут Шани», там же, 47).

Приспособлением, создающим тонкую мощную струю воды, с помощью которой чистят зубы, разрешено пользоваться в Шаббат, при условии, что это не приводит к выделению крови из десен, и при условии, что оно еще до наступления субботы было присоединено к крану. Заменять насадки такого приспособления в Шаббат запрещено («Орхот Шаббат», 17:31). Пользоваться зубочистками и зубной нитью в Шаббат также разрешено только при условии, что это не приведет к выделению крови из десен. Заметим, что рвать нить в Шаббат запрещено, поэтому необходимо либо оторвать ее заранее до наступления Шаббата, либо пользоваться ею, не отрывая от общего мотка. Отламывать и заострять щепки, ветки, спички для того, чтобы пользоваться ими в Шаббат в качестве зубочистки, запрещено («Шмират Шаббат ке-Илхата», 14:39-41).

Законы ухода за зубами и полостью рта в праздники (йом тов) идентичны законам ухода за зубами и полостью рта в Шаббат.


http://www.beerot.ru/?p=24847