ХАНУКА

Что такое Ханука? Греки хотели, чтобы евреи перестали изучать Тору, чтобы мы стали, как все народы. Все, что составляет смысл жизни еврея – все это было грекам не просто чуждо – это противоречило их идеологии… Изучение Торы не как отвлеченной философской концепции, совершенствование своих душевных качеств, жизнь по Торе – представлялись им пустой тратой времени, сил и средств.

Свет Хануки символизирует собой свет Торы и, зажигая ханукальные свечи, мы ежегодно провозглашаем нашу победу! Идеологии приходят и уходят вместе с их носителями, а Тора и еврейский народ вечны! Мы радуемся и благодарим Всевышнего за то, что сегодня мы имеем возможность служить Творцу так, как об этом сказано: «И возлюби Всевышнего Б-га своего всем сердцем твоим, всей душой твоей и всем имуществом твоим».

Поддерживая изучающих Тору и их семьи, принося свет и радость в их дома на Хануку, мы демонстрируем, что Тора Всевышнего нам важна, что, вопреки греческой идеологии, именно в ее изучение нужно вкладывать свои силы и средства. Чистое оливковое масло символизирует искреннюю поддержку Торы, а сама Тора сравнивается со светом свечи. Помните, что «без масла свеча не горит»!

ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ

знак любви

Чудо — знак любви

| Рав Хаим Шмулевич
матитьяу

Во времена Матитьяу

| Рав Яаков Галинский

ДУХОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Ханука

ЗАКОНЫ

Ханука – это последний праздник, который мудрецы учредили на все поколения.

Ханука установлена в память о двойном чуде – чуде победы немногочисленных и слабых коэнов Хашмонаим – над огромной и сильной греческой армией, и чуде горения храмового светильника – Меноры, когда масла, рассчитанного на один день, хватило чудесным образом на восемь дней.

В память об этих событиях в течение всех восьми дней Хануки мы зажигаем ханукальные огни, и произносим специальную молитву «За чудеса» — «Аль аНисим». Текст этой молитвы, написанный непосредственно после событий Хануки, раскрывает перед нами историческую картину этого периода во всей ее полноте:

«За чудеса, и за избавление, и за могущество (Твое), и за спасение, и за войны (победоносные), которые свершил Ты отцам нашим в те дни, в это время (года). В дни Матитьяhу, сына Йоханана Хашмонея, первосвященника, и его сыновей, когда поднялось злодейское греческое царство против народа Твоего, Израиля, чтобы заставить его забыть Твою Тору и отвратить его от исполнения постановлений, выражающих волю Твою… Предал сильных в руки слабых, и многочисленных – в руки немногих, и нечистых – в руки чистых, и нечестивых – в руки праведных, и злодеев – в руки занимающихся Торой Твоей… И после этого пришли сыны Твои в Святилище Дома Твоего, и выбросили (идолов) из Чертога Твоего, и очистили Храм Твой святой, и зажгли светильники во дворах Святилища Твоего, и установили эти восемь дней Хануки, чтобы возносить благодарность и хвалу Твоему великому Имени!»

Война между народом Израиля и Грецией в Хануку была войной греческой «мудрости» против мудрости Торы. Образно выражаясь, греки пытались снять корону мудрости с нашего народа и надеть на себя. Они отрицали особую роль и святость народа Израиля как народа Всевышнего, хотели сделать его «таким же, как все народы». Именно поэтому жестокие указы греков касались лишь духовной сферы, так как они хотели насадить свой образ жизни и мысли в Израиле и разорвать связь между Израилем и Всевышним.

В тексте молитвы «За чудеса» наши мудрецы учат нас сущности и замыслу греческих указов. Греки ничего не имели против Торы как премудрости, цель которой – упражнение разума, но они не могли примириться с тем, что высота Торы и ее центральное место в жизни народа Израиля связаны с тем, что это – «Тора Твоя» – Тора Всевышнего, которая выше человеческого разума, и мы подчиняем свой разум разуму Б-жественному, открывающемуся нам в Торе, и устраняем свой разум перед ним. Именно эту исключительную особенность Торы Всевышнего они хотели заставить нас забыть.

И чтобы продемонстрировать нашу победу над греческой идеологией, победу еврейского духа – Всевышний сотворил в Хануку чудо с менорой. Во-первых, потому что менора – свидетельство того, что Шехина (Б-жественное Присутствие) пребывает в Израиле, проявляя себя в чуде западной свечи, горевшей постоянно. А во-вторых, свет меноры символизирует устную Тору. Другими словами, Тора – это раскрытие мудрости Всевышнего Израилю, а не ограниченная мудрость человеческого разума, как прочие виды мудрости.

И сегодня, когда прошло так много времени после событий Хануки, после того, как Всевышний спас нас от греков и их жестоких указов, мы все еще остаемся в опасности «греческой тьмы».

История Хануки – это, прежде всего, история борьбы внутри самого еврейского народа – борьбы между евреями-эллинистами, и евреями, верными Торе Всевышнего.  Но эллинисты, то есть евреи, попавшие под влияние греческого мировоззрения, существуют и сегодня. Они всячески искажают и фальсифицируют самую суть того, что делали и за что боролись Матитьяу и его сыновья.

Ханука и чудеса, произошедшие в то время, учат нас осознанию, что, хотя человек действительно властвует над Творением, он властвует над ним только посредством своих добрых дел. И в той мере, в какой мы умножаем изучение Торы и заповеди, – увеличивается и наша власть над Творением.

Именно об этом напоминают свечи Хануки, освещая каждый еврейский дом на протяжении восьми дней праздника.

Ханука – праздник света, Ханука – праздник нашей победы!