Шимон и Леви — Ханукальный аспект

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

2718
шимон и леви

Есть одна интрига, которая проходит через многие главы книги Берешит, и, так или иначе – через всю Тору. В конце книги Берешит Яаков (недельная глава Ваехи) благословляет наш народ, и, когда доходит до Шимона и Леви, (Берешит, 49:5-6) говорит: «Шимон и Леви – братья, орудия отнятые, их мечи. В их тайный (сговор) пусть не войдет душа моя, с их обществом не единись, честь моя»! Яаков проклинает гнев двух своих сыновей!

Но что значит – «Шимон и Леви – братья»? Они были вместе и были очень похожи друг на друга. Что значит вместе? Вместе мстили за Дину (хотя это было против воли Яакова), вместе хотели погубить Йосефа. И потому, когда мы читаем благословение Яакова, то не видим никакой разницы между Шимоном и Леви. Но что происходит дальше?

Дальше в Торе перед нами предстают совсем иные Шимон и Леви. Апофеозом этой огромной разницы можно считать историю с дочерьми Амона и Моава, когда Пинхас из колена Леви убивает за злонамеренный разврат главу колена Шимона! Более того, в благословениях Моше колено Шимона упоминается лишь намеком, тогда как колено Леви получает великий «подарок» – служение в Храме. Почему так произошло? Почему и когда дороги Шимона и Леви настолько разошлись? Над этим вопросом можно размышлять не один год… Позволим себе немного приподнять завесу над этой великой тайной Торы.

Шимон и Леви несомненно были ревнителями. Это ярко проявилось в истории с Диной – они были ревнителями чести своей сестры. Что лежит в основе такого качества, как ревность? Оставим колено Шимона, дабы не рассуждать о том, что до конца не очевидно, и не говорить, не дай Б-г, плохо о части народа Израиля. Посмотрим, как это качество проявилось в колене Леви.

В истории с золотым тельцом, когда Моше обращается к народу: «Кто за Всевышнего – ко мне»! Кого мы видим рядом с ним? Колено Леви! До этого, в Египте, какое из колен не было порабощено? Леви! Почему? Рав Ицхак Зильбер описывал эту историю так: фараон объявил «субботник». Все вышли делать кирпичи (и даже сам фараон!). Кто не вышел? Колено Леви. Они были заняты изучением Торы, так что все рассказы о том, что «весь народ, во главе с фараоном…» – не очень их интересовали. И в заслугу этого поступка, единственные не были порабощены в Египте. Уже в этой истории проявляется разница между Леви и всеми другими коленами.

Колено Леви удостаивается особого благословения (Дварим, 33:8-11): «А о Леви сказал: твои урим и тумим… ибо они соблюдали Твое речение и Твой завет хранили. Будут обучать правопорядкам Твоим Яакова, Учению Твоему Исраэля; возлагают курение Тебе и всесожжение на жертвенник Твой. Благослови, Г-споди, его рать и к деянию рук его благоволи; порази в чресла восставших против него и его ненавистников, чтобы им не подняться». Говорит Раши, что последние слова этого благословения относятся к Хашмонаим: «Моше увидел, что Хашмонаим придется сражаться с греками, и молился за них, потому что они были малочисленны: двенадцать сыновей Хашмоная и Элазар против великого множества греков».

Мы видим священный гнев, свойственный колену Леви. Это, безусловно, было качеством их характера – они ревновали за Дину, они ревновали против Йосефа. И эта же сила ревнителя проявилась и в Хануку.

Так с чего же началось разделение между «неразлучными» Шимоном и Леви? Это сложный вопрос. Наверняка можно сказать только о том самом «субботнике» фараона, когда колено Леви осталось изучать Тору. Логично предположить, что это далось им нелегко – когда все вокруг исполняют приказ царя, и сам царь – во главе этого… тяжело не поддаться всеобщему порыву.

Мы не можем перенять у колена Леви то, что касается службы в Храме. Но перенять черты характера, которые они проявили при изучении Торы, мы можем! Это говорит Рамбам в конце законов Йовеля. Есть удел Леви – заниматься Торой. Но и не только Леви, а каждый еврей, который серьезно берет на себя бремя занятия Торой, удостаивается того, что Всевышний убирает от него все мирские заботы.

Есть еще одна важная тема. Написано во многих книгах (в частности, «Пиркей Эйхалот», написанной во времена Талмуда; также об этом пишет «Мидраш Танхума»), что во времена Второго Храма было особое раскрытие именно Устной Торы. И Хашмонаим имели к этому прямое отношение, благодаря самоотверженной борьбе с греками. Причем же тут, высказанная выше идея о ревнителе? Корень настоящей ревности – любовь к тому, кого ревнуешь. Так написано и в «Месилат Йешарим»: источник истинной ревности в любви ко Всевышнему. У кого нет такой любви – ревность его не чиста и не искренна.

В ханукальной вставке «Аль а-Нисим» есть странные слова о том, что «Всевышний вел их (ревнителей-Хашмонаим) борьбу, воевал их войну». Разве это их война? Греки не были ни Аманом, ни нацистами, которые хотели «окончательно решить еврейский вопрос». Они хотели, чтобы евреи были, «как все», то есть, в их понимании – эллинистами. Это война Всевышнего! Ответ в том, что для Хашмонаим Тора и воля Творца и было их «я». Их завет и единение с Творцом были на таком уровне, что желания Хашмонаим полностью совпадали с Его волей. Это и есть истинный источник силы ревнителя – любовь и единение с Творцом, когда Он реализует их желания, ибо они и есть – Его воля. И это есть сила ревнителя, та, что была заложена в колене Леви, которую они освятили самоотверженным изучением Торы, заветом обрезания, который они исполняли даже в пустыне. Призыв Моше «кто за Всевышнего – ко мне» прозвучал заново из уст Хашмонаим. Их самопожертвование ради почета Творца и его Торы не имело никаких шансов на реализацию естественным образом. Всевышний – мера за меру – вел их войну и сокрушил злоумышленников перед трудящимися над Его Торой.

Подготовил Арье Кац


http://www.beerot.ru/?p=8897