Ханукальные свечи на исходе субботы

Дата: | Автор материала: Бейт ораа «Махон Йерушалаим ле-даянут»

2442

Здравствуйте!

Как следует зажигать ханукальные свечи человеку, который едет в гости на этот Шаббат (на исходе которого в этом году зажигают первую ханукальную свечу) и/или на следующий (когда нужно зажигать как в канун Шаббата, так и на исходе)?

Где он должен зажигать их? Сколько времени ему нужно оставаться в гостях на исходе субботы после зажигания? И может ли он потушить свечи, когда захочет вернуться домой?


Автор ответа: Бейт ораа «Махон Йерушалаим ле-даянут»

Шалом!

Согласно мнению большинства ашкеназских законоучителей и обычаю ашкеназских евреев, как в канун, так и на исходе субботы ханукальные свечи зажигают там, где находятся в гостях. Известно мнение рава Й. Ш. Эльяшива: человеку следует назначить посланника, который зажжет ханукальные свечи в его доме как в канун, так и на исходе субботы, но так поступать не принято.

Согласно обычаю сефардских евреев, вам следует дать пруту человеку, у которого вы гостите, тем самым приобретя долю его ханукальных свечей, и не нужно зажигать самому.

Если человек, который зажег ханукальные свечи в гостях на исходе субботы, хочет вернуться домой, он может потушить свечи, если прошло более получаса после зажигания. Однако наилучший образ исполнения заповеди – не тушить их.

Источники:

Различие между обычаями ашкеназских и сефардских евреев обусловлено тем, что, по мнению, принятому в среде ашкеназских евреев, даже там, где есть возможность приобрести долю ханукальных свечей, заплатив пруту, человек может зажечь свечи сам, поскольку «наилучшей из наилучших» образов выполнения заповеди зажигания ханукальной свечи – зажигать их самостоятельно. А по мнению, принятому в среде сефардских евреев, заповедь зажигания является обязанностью хозяина дома, а гости должны приобрести долю в его свечах, заплатив ему пруту. И несмотря на то, что в «Каф а-Хаим» (677:20) написано, что, если человек останавливается у своего отца или тестя, он не должен покупать долю свечей за пруту, там речь идет о случае, когда все его расходы (деньги на еду и т. п.) оплачивает отец или тесть. Тот же, кто гостит непродолжительное время, имеет такой же статус, как и обычный постоялец («Алихот Шломо», «Ханука», стр. 238; «Ашрей а-Иш», «Ханука»).

И вот что пишет гаон рав Шломо Залман Ойербах в своей книге «Минхат Шломо»: «Тот, кто гостит у других людей даже один день, – зажигает в гостях. А если его пребывание продолжилось до начала следующего вечера, как и бывает обычно на исходе субботы, стоит зажечь там (и несмотря на то, что он может вернуться домой и зажечь, лучше зажечь в гостях, поскольку время зажигания уже наступило), но тогда он должен остаться там в течение получаса после того, как зажжет (однако нет необходимости устраивать там трапезу)».

Перевел рав Элияу Швальб

http://www.beerot.ru/?p=29740