Ханукальное чудо

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1465
ханукальное чудо

Как-то я поехал в Америку собирать деньги на поддержку учреждений Торы. Слава Б-гу, семь колелей, в которых сотни аврехов усердно учатся и растут в Торе. Я посетил одного еврея с теплым сердцем, такой горячий хасид, который с радостью оказал мне помощь и даже высказал предложение: скоро Ханука, он готов организовать встречу в своем доме, пригласить своих друзей, многие из которых – очень состоятельные люди. А я скажу слова Торы, разогрею их сердца. Однако он предупредил: хотя они – полностью религиозные люди, Б-гобоязненные и праведные, и дети их учатся в хедерах и ешивах, им чуждо понятие «колель». Когда аврех женится, строит семью – пусть идет работать! Так делали они сами, и их отцы, и так они воспитывают своих детей. Если мне удастся уговорить их пожертвовать на поддержку колелей – это будет ханукальное чудо!

Ну, непростая задача. Вызов, можно сказать. Но ведь я – ученик Новардока, так что меня такие вещи только подзадоривают.

А, и еще одна вещь: он знает, что я – ученик Новардока, и строю свои беседы на основах учения мусар. Но мне нужно знать, что они – хасиды, и хотят услышать хасидские комментарии. Только так можно будет что-то сделать.

Я его успокоил: слушай, я ведь из Польши, из дома гурских хасидов. Мой тесть был бреславским хасидом, а мои шурины – хабадники. Так что все в порядке.

Да, но они – из Венгрии… Ну, будет у меня пару дней подготовиться.

Короче говоря, я выполнил указание «Маген Авраам»: «В Хануку бедные юноши обычно ходят по домам [просить пожертвования]…» Пришел на встречу. Начал с вопроса: как известно, «Шулхан Арух» постановляет, что трапезы Хануки – это не заповеданные (т. е. нет заповеди делать трапезу в Хануку – прим. пер.). Добавляет Рамо, что на этих трапезах принято прославлять Всевышнего и петь Ему гимны, и это превращает их в заповеданные трапезы. Комментаторы Левуш, БаХ и ТаЗ объясняют, почему в Хануку не установили праздничную трапезу, как в Пурим. Но если так, почему установлено, что в эти дни несколько преумножают обычные трапезы, и превращают их в заповеданные посредством песен прославлений Всевышнего?

Слушали меня очень внимательно.

Я продолжил: еще один вопрос. Во вставке «За чудеса» (Аль а-Нисим) мы начинаем так: «Во времена Матитьяу, сына первосвященника Йоханана». Зачем здесь упоминается имя отца? Ведь в Пурим мы говорим просто: «Во время Мордехая и Эстер», не говорим «во время Мордехая, сын Яира». А тут мы еще добавляем: «Хашмоная и его сыновей». Некоторые комментаторы считают, что «Хашмонай» – это имя человека. Мы видим, что и здесь имя его отца не упомянуто. Почему же мы упоминаем Йоханана, отца Матитьяу?

Дело в том, что некоторые мудрецы говорят, что это тот самый Йоханан, который упоминается в трактате Брахот: «Не верь себе до дня смерти, ведь Йоханан был первосвященником в течение восьмидесяти лет, а в итоге стал саддукеем [они, в частности, отрицали Устную Тору]».

Какой шум поднялся! Быть того не может, я его оговариваю!

Ну, я это люблю. Когда голоса утихли, я сказал: «Во-первых, это пишет Ташбец». Поняв, что слушатели не очень знакомы с этим источником, я добавил: «Между прочим, автор “Бней Иссахар” также приводит это». Ну, если это сказал великий хасидский рав – кто будет возражать!

Более того, о раби Барухе из Меджибожа вы слышали? Ну, кто не слышал. Внук великого Бааль Шем Това.

Так послушайте, что он говорит. Что значит – раби Йоханан стал саддукеем? Его гордыня привела к отрицанию предания мудрецов, что благовоние в Йом Кипур нужно внести в Святая Святых, и только там положить на угли. А он сделал так, как считали саддукеи: зажег его в Эйхале, и внес в Святая Святых, когда оно уже дымится.

Сказано в трактате Санедрин: «Сын удостаивает заслуг отца». А в трактате Йома сказано, что наилучший вид тшувы (исправления греха) – когда человек исправляет свой грех на том же месте в том же поступке.

Святая книга «Зоар» так комментирует стих «Ведь заповедь – свеча, а Тора – свет»: Письменная Тора – это свет, огонь, а Устная подобна свече, которую зажигают от огня. Получается, что зажигание ханукальных свечей символизирует подчинение Устной Торе, которая сравнивается со свечей. И как Йоханан согрешил, когда воскурил благовоние снаружи, вне Святая Святых, так его грех исправляют, зажигая свечи Хануки снаружи.

На это есть намек в мишне трактата Бава Кама (в конце 6 главы): «Если торговец положил свою свечу снаружи [и ее огонь причинил ущерб], он обязан [заплатить]». Слово חנוני — хенвани (торговец) состоит из тех же букв, что и имя Йоханан (יוחנן). Который положил свою «свечу», т. е. воскурил благовоние, «снаружи». Далее сказано: «Говорит раби Йеуда: если речь идет о свече Хануки, он освобождается от наказания». Т. е. его исправление произошло путем свечи Хануки. Ведь постановление мудрецов называется «свечой», и посредством этого «хенвани — Йоханан» – первосвященник Йоханан был освобожден от наказания, поскольку «сын удостаивает заслуг отца».

Как все присутствующие были восхищены!

А я продолжил: теперь понятно, почему благодарность «За чудеса» мы начинаем со слово «Во времена Матитьяу, сына Йоханана-первосвященника». Потому, что Матитьяу исправил грех отца.

Теперь поймем, почему трапезы Хануки – не заповеданные, но мы превращаем их в заповеданные, посредством песен и восхвалений Творцу!

Я увидел, что они еще не поняли, и стал объяснять.

Спрашивает святой Аризаль, как такое возможно: первосвященник, который продержался на этой должности восемьдесят лет – восемьдесят раз вошел с миром в Святая Святых и вышел с миром, – как может быть, что в итоге он стал саддукеем? [Почти все первосвященники во времена Второго Храма умирали в течение года, так как, не были достойны служения в Йом Кипур в Святая Святых.] И еще спрашивают наши мудрецы: ведь сказано (Тосафот а-Яшан, Йома, 38б), что если человек большую часть своей жизни прожил, не греша, – он уже не согрешит. А в «Пиркей Авот» сказано, что к тому, кто удостаивает многих, грех не приходит. А первосвященник Йоханан установил несколько важных законов в народе Израиля. Как же он стал саддукеем?

Отвечает Аризаль, что есть многие души, которые ждут своего исправления и перевоплощаются в пищу, и когда эту пищу съедят в святости – души будут исправлены. [Сказано в Теилим: “Голодные и жаждущие – их душа в них (в еду и питье) окутаются”. Комментирует Бааль Шем Тов: для чего Всевышний создал еду и пищу? Чтобы посредством этого исправлялись души.] Однако, если человек, не дай Б-г, ест не в святости, эти души с изъяном могут привести его к греху. Первосвященник Йоханан ел мясо святых жертв, заповеданную трапезу, без достойного душевного настроя, и это мясо привело его к греху.

Я слышал от имени великого рава Яакова Йосефа из Вильно: на что это похоже? На здорового и сильного человека, который заразился микробом, – его здоровье будет подорвано.

А если так, то и трапеза Хануки является исправлением проступка первосвященника Йоханана: он ел заповеданную трапезу без должной святости, и испортился, а мы едим в Хануку не заповеданную трапезу и поднимаем ее на уровень заповеданной посредством гимнов и восхвалений!

А теперь я хочу перейти к главному: все это возвышенные и духовные идеи, но позвольте мне сказать, что я выучил из того, что подчеркивают, что Маттитьяу – сын того самого Йоханана первосвященника, который в итоге стал саддукеем.

Знаете, зачем в Хануку играют в волчок? А в Пурим – шумят трещоткой?

Сказано в книге «Корбан Они» от имени «Бней Иссахар», что в Пурим избавление пришло в заслугу того, что евреи пробудились к раскаянию, постились три дня и три ночи, со слезами и рыданиями, надев мешковину и посыпав голову пеплом. И Мордехай собрал двадцать две тысячи детей, учащих Тору, которые тоже надели мешковину, и он постился вместе с ними, и они взывали к Всевышнему. Их отчаянная молитва-вопль поднялась Наверх, и приговор был отменен. Поэтому мы в Пурим крутим трещотку, держа ее снизу, поскольку наше пробуждение привело к спасению. Однако в дни Хануки евреи восстали против греков и их постановлений еще до того, как полностью раскаялись, и не были достойны таких великих чудес. Однако им был послан Свыше дух святости и чистоты, и они самоотверженно восстали против греков, и были спасены великими чудесами. Поэтому мы крутим волчок сверху.

Получается, что идея Хануки – не смотреть на прошлое, достоин я или нет, полностью ли я исправил грех, и достоин чуда, есть ли у меня заслуги отцов.

Рав Пинхас из Кориц приводит слова книги «Рокеах», что свечи Хануки – это раскрытие сокрытого света, света Машиаха, в котором «изолью дух Свой на всю плоть» (Йоэль, 3) и дух духовной чистоты (руах таара), который изливает Всевышний, когда отрываются от [не самого лучшего] прошлого.

На это и намекают нам, говоря, что Матитьяу был сыном первосвященника Йоханана, который в конце жизни стал саддукеем. Однако Матитьяу не смотрел назад, он получил Свыше руах таара, и начал святое восстание.

«Так и вы, во времена Хануки, — сказал я им, — Не смотрите на прошлое, были ли у нас прежде колели, или нет. Нравятся они вам, или нет. Наберитесь руах таара и окажите щедрую поддержку крепости Торы!»

Что я вам скажу? Скрытый свет оказал свое влияние, Свыше повеял на них руах таара, и они дали щедрые пожертвования. Прямо ханукальное чудо!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=57856