Свечи Хануки для освещения греческой тьмы

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

2636
для освещения греческой тьмы

Свечу зажигают, чтобы что-то найти, например, при поиске хамца. Заповедь зажигания ханукальных свечей – намек на то, что мы должны попытаться что-то в это время найти.

Конечно, необходимо знать, что мы собираемся искать. По моему мнению, мы, как ни удивительно это звучит, должны искать темноту.

Слепой от рождения не подозревает, в какой темноте находится, не знает, что лишен возможности различать цвета и любоваться пейзажем, и не тоскует по зрению. И только вдруг прозрев, он осознает, чего был лишен. Человек, просидевший в темноте всю жизнь, только при свете свечи убеждается, что до сих пор был погружен во тьму. Так и мы, будучи уверены, что находимся «на свету», должны зажечь свечи, чтобы обнаружить, что мы – в темноте.

Сказано в Гемаре: «Этот мир подобен ночи». Если мы этого не понимаем, если нам кажется, что этот мир – освещен, по-видимому, мы должны зажечь свечу, чтобы обнаружить его темноту. И это – наша работа в Хануку.

Написано в Мидраше «Берешит Раба», что «тьма над бездною», упомянутая при описании сотворения мира, – это Греция, закрывшая своими указами глаза Израилю. Греческое изгнание сменилось римским, и в нем мы пребываем до сих пор, но влияние Греции по-прежнему сильно. Кровь, проливаемая во время войн на протяжении многих поколений, проливалась руками Эсава, то есть Рима, но вся западная культура (наука, спорт, развлечения…) пришла из Греции.

Мы наслаждаемся достижениями науки: пользуемся электричеством, летаем на самолетах и так далее. Все это видится нам замечательным. И кажется, что блага цивилизации привносят свет в нашу жизнь. Но мудрецы утверждают, что это – тьма. И в Хануку мы должны зажечь свечи и обнаружить эту тьму.

Тьма, по моему мнению – опять-таки, как ни удивительно это звучит, – это свет.

Наука обычно плохо согласуется с верой. Соблюдающий заповеди профессор, религиозный ректор университета вызывают удивление. В наше время это уже не совсем так, поскольку современная наука – это больше техника, а научные исследователи – это компьютеры. Но раньше у каждого без исключения молодого человека (даже ешиботника из хорошей семьи), поступившего в университет, кипа с каждым годом становилась все меньше, пока не исчезала совсем. Казалось бы, должно быть наоборот. Наука дает знания, которые открывают глаза на красоту Творения. Почему же наука противоречит вере?

Дело в том, что наука делает выводы из исследований, произведенных в лабораториях при помощи специальных инструментов. Но даже при помощи самых чувствительных радаров, имеющихся в ее распоряжении, наука не может обнаружить наличие Всевышнего. Из этого она делает вывод об Его отсутствии, затемняя веру. Это и есть греческая тьма.

Для обнаружения Всевышнего нужны другие приборы – человеческие, чувствительные к истине и искренности.

Сегодня в мире существует 6 миллиардов непохожих друг на друга людей, мозг каждого ребенка — встроенный компьютер, состоящий из 50 миллиардов клеток памяти. Кто это сотворил? Случайно ли это образовалось? Человек, искренне задумавшийся над этим, обнаружит Всевышнего!

Что является источником самой большой темноты в мире? Глаза! Нет больших обманщиков, чем глаза. Ведь если мы чего-то не видим глазами, для нас этого как бы не существует. Каждое утро, прежде чем налить чай, я заглядываю в стакан, чтобы убедиться, что туда не заполз таракан. И если я его не вижу, делаю вывод, что его там нет. И так возникает убеждение, что то, что видят глаза, существует, а то, чего они не видят, не существует.

И это – темнота, ибо есть множество вещей, которые невозможно увидеть глазами. В принципе, все пять органов чувств – пять великих обманщиков. И иногда они разрушают нашу жизнь, когда мы, полагаясь на их показания, делаем вывод, что, как и в каком количестве существует на свете.

Человек, знающий, что он находится в темноте, понимает, что он знает не все, и спрашивает у того, кто находится на свету. В то время как человеку, полагающему, что он – на свету, в голову не придет спрашивать.

Наша задача в Хануку – распознать темноту, понять, что выводы, которые мы делали на базе того, что видели, не верны, что наши глаза обманывали нас, создавая иллюзию света, в то время как мы находились в темноте. Если, не доверяя нашим глазам, мы всмотримся в окружающий мир с помощью логики, задумаемся о том, кто сотворил его, мы придем к искренним и истинным выводам.

У современного человека нет времени побыть наедине с собой. Есть «новости», есть телефон, а если он в дороге, с ним – мобильный телефон. Но человек обязан остановиться, распознать темноту и попытаться найти свет.

Мой отец, да продлятся его годы, рассказывал про рава Баруха Бера Лейбовича, который однажды, зайдя в дом, увидел на столе газету. Надо полагать, это не была бульварная пресса. Тем не менее, рав Барух Бер подошел к столу и локтем столкнул газету. Услышав этот рассказ, я попытался найти в Шульхан Арух запрет прикасаться к газете, но не нашел. Тогда я стал искать другое объяснение, и нашел его. Грязь убирают тряпкой не потому, что где-то написано, что запрещено трогать грязь руками, а потому, что трогать ее руками — неприятно. По этой же причине рав Барух Бер не прикасался к газете.

А ведь, казалось бы, газета – это свет. «Темный» человек не знает, что происходит в мире, а газета «просвещает» его. Теперь он знает, что случилось в Нью-Йорке, каковы последствия столкновения двух самолетов… Человек встает утром, и газета открывает перед ним целый мир. На самом деле, это – самая сильная тьма. Ведь, переживая происходящие в мире события, человек отключается от настоящего источника света – от Всевышнего, благословен Он.

Хасид Яавец (рав Яаков Эмден) в своей книге «Ор а-Хаим» говорит, что во времена, когда евреям предлагали изменить вере или умереть, простые евреи сгорали на кострах, освящая имя Всевышнего, в то время как философы — сдавались. Он объясняет, что у простых евреев не было другого света, кроме света Торы, в то время как философам «свет» философии заслонял истинный свет.

Внучка Хафец Хаима рассказывала, как в 17 лет она убежала из дома, чтобы учиться в университете, а через пару лет приехала навестить дедушку. Она сказала ему: «Дедушка, что ты сидишь тут в темноте, выходи в Большой Свет!» Ответил ей Хафец Хаим: «Внученька, ты смотришь на эти аэропланы… Они еще долетят до Луны, они еще придумают бомбу, способную взорвать весь мир. А мы делаем людей!»

Девушка чувствовала, что Хафец Хаим, светоч мира (только представьте себе, как бы мы жили без «Мишна Брура»), сидит в темноте! Как это могло произойти? «Свет» науки заслонил ей свет Истины!

Рамбам в книге «Море Невухим» объясняет, почему сказано «Б-г Авраама». Авраам ни на минуту не отвлекался от связи со Всевышним. Рамбам пишет: «Когда человек думает о Всевышнем, он буквально находится рядом с Ним. Но если его мысль концентрируется на еде, необходимой [для поддержания существования, а не для удовлетворения страстей] или на бизнесе, необходимом [для пропитания], его мысленная связь со Всевышним прерывается. Человек, способный не прерывать эту связь даже во время еды или работы, достигает ступени праотцев и Моше, о котором написано: “И был там со Всевышним”»

На самом деле, в Торе упоминается еще и «Б-г Израиля». Видимо, каждый еврей должен стремиться достичь этого уровня. Постоянно думать о Всевышнем. Раскрыть глаза и увидеть Всевышнего – в каждом месте и в каждом создании. Говорить со Всевышним и ощущать Его присутствие.

Перевод Х. Берман


http://www.beerot.ru/?p=8396