«Установили эти восемь дней Хануки»

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

598
свечей

«Установили эти восемь дней Хануки благодарить и прославлять Твое великое Имя».

Есть известный вопрос рава Йосефа Каро, автора «Шульхан Арух» («Орах Хаим», §470, п. 1): «Почему установили восемь дней? Ведь масла в найденном кувшинчике было достаточно, чтобы зажечь менору на один день. Получается, что чудо происходило только семь дней». Рав Йосеф Каро приводит три ответа, но на самом деле ответов – сотни. Один большой хасидский адмор прошлого поколения каждый вечер Хануки приводил новый ответ на этот вопрос, и на протяжении десятков лет ни разу не повторялся!

Приведу и я свой ответ. Как обычно, посредством истории.

Как-то я находился в Америке, собирая средства на учреждения Торы. Пришел к одному богачу, уважающему Тору. Он сказал мне: «Принято, что Ханука – это благое время для раздачи цдаки. Приходите на следующей неделе (в Хануку) и получите щедрое пожертвование».

Что ж, Гемара уже сказала: «Маленькая тыква лучше большой». Раши объясняет: «Возьмем, к примеру, простого человека (имеется в виду – не мудрец Торы – прим. пер.), который говорит другому: “Я тебе дарю маленькую тыкву на грядке. Хочешь – сорви ее прямо сейчас, а хочешь – подожди, пока она вырастет, и тогда сорвешь”. Лучше сорвать ее сразу, ведь даритель может потом передумать».

Ох, сколько у меня такого опыта!

Но как я скажу этому богачу, не обидев его?

«Сама Ханука доказывает, — сказал я ему, — что лучше дать сразу!»

«Как это?» – удивился он.

«Мы это учим из вопроса рава Йосефа Каро», — ответил я. И объяснил: греки осквернили все масло, и был найден только один кувшинчик чистого масла, которого могло хватить на один день. Коэны знали заранее, что в последующие восемь дней у них не будет масла, кроме этого кувшинчика. Поскольку они все были нечисты из-за прикосновения к мертвым, и на очищение требовалось семь дней, и еще один день – на измельчение оливок и давление масла. А ведь в Храме уже десятки лет не совершалось служение.

Так чего так торопиться? Зажечь на один день с радостью и ликованием, а потом прекратить на семь дней? Подождали бы неделю, потом зажгли от этого кувшинчика, а на следующий день уже было бы готово новое чистое масло, и продолжили бы зажигать по порядку!

Однако сказано в «Мехильте» (гл. Бо): «Если попалась тебе в руки заповедь — не упускай ее, а когда пришло время ее выполнения, или появилась возможность ее выполнить, или даже пришло в голову сделать ее – следует поспешить и выполнить эту заповедь, и не давать времени пройти, потому, что нет ничего опаснее времени! Ведь каждое новое мгновение может появиться какое-то препятствие для выполнения доброго дела».

Не откладывать! Как сказано в «Пиркей Авот»: «Не говори: “когда освобожусь – поучусь”, ведь может быть, что не освободишься…»

Насколько это важно? Моше был предназначен стать избавителем народа Израиля (Сота, 3а), и Всевышний сказал ему: «Если ты не избавишь их, не будет другого спасителя». Он отправился в путь, и «в пути, на ночлеге, Г-сподь настиг Моше и хотел умертвить его» (Шмот, 4). Из-за чего? Из-за того, что он должен был сделать сыну обрезание, а он сначала занялся устройством ночлега (Недарим, 32б). Решил сначала чемоданы разобрать!

Еще один пример: раби Йеошуа бен Леви встретил пророка Элияу и спросил его, когда придет Машиах. Тот ответил: «Иди, спроси его сам. Он сидит среди нищих во вратах города, покрытый ранами и повязками (как сказано у пророка Йешаяу (43: 3-5)».

Как ты узнаешь, что это он? Все нищие спускаются к реке, снимают свои повязки, промывают раны, очищают их и стирают повязки, и перевязывают заново. А он – снимает одну повязку, промывает рану, стирает повязку и перевязывает заново. Потом следующую, и так далее. Почему? Потому, что он ждет каждое мгновение, что его призовут избавлять народ Израиля, и не хочет задерживаться лишнюю секунду, чтобы обмотать две повязки!

В книге Дварим сказано: «Сегодня их выполнять (заповеди)», и в трактате Эрувин (22а) мудрецы уточняют: «Сегодня, а не завтра!»

Вожди колен решили подождать с приношением для Мишкана. Сказали: «Пусть народ принесет, сколько сможет, а остальное мы дополним». И поскольку вначале поленились – Тора убирает одну букву из их имени!

Была такая история: один еврей попал в тюрьму, и там не мог молиться и выполнять заповеди. После многих усилий и уговоров, царь согласился выпускать его на один день в году. Узник послал вопрос к одному из мудрецов Торы того поколения, и тот не мог решить, что лучше: чтобы его отпускали на Йом-Кипур, и он мог молиться в миньяне, или на Пурим, чтобы услышал чтение Мегилы. В конце концов, он направил вопрос к Радбазу, и тот ответил (ч. 4, §13), что нельзя перескакивать через заповеди, поэтому «первая заповедь, время которой подойдет, а он не может выполнить ее из-за того, что находится в темнице – ради нее следует освободиться. И не нужно обращать внимание, важная она или легкая, ведь мы не знаем, какова награда за заповеди. Мне это кажется очевидным». Правда, автор «Хахам Цви» не согласился с этим мнением, и привел доказательство, что легкая заповедь, которую можно выполнить сейчас, отодвигается перед важной заповедью, которую можно выполнить позднее. Однако в «Кцот а-Хошен» (§104, п. 3) делается вывод, что «первая заповедь называется освященной, поскольку время ее выполнения – сейчас». И поэтому она равна важной заповеди, которая придет позднее.

Пишет Рош («Орхот Хаим», 4:53): «Не проявляй халатность, если тебе пришла возможность выполнить заповедь – выполни ее ради Небес без всякой задержки». А в «Сефер Хасидим» (п. 878) сказано: «Говорит царь Давид: “Спешил я, не откладывая, выполнять Твои заповеди” (Теилим, 119). Поэтому не следует человеку откладывать заповеди ради сказанного “Это Б-г мой, и украшу Его”, т.е. украшения заповедей, например, красивый талит или красивый свиток Торы. Не следует говорить: “Подожду, пока мне не попадется более красивый талит или писец свитка Торы, у которого более красивый почерк”».

Поэтому-то коэны и не медлили, а как сказано: «Расторопные выполняют заповеди быстро» (Псахим, 4а), и зажгли сразу же (поэтому постановили зажигание в следующих поколениях в первый день), чтобы научить евреев: с заповедями не медлят, и не откладывают! Выполняют сразу же, как только есть возможность.

И мы видим, что Всевышний согласился с ними: поэтому-то и произошло чудо, и масло горело еще семь дней, пока не было готово новое чистое масло.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=88343