Глава 43. Законы мукце (продолжение)
24. Мукце в руках младенца
Запрещается нести младенца, в руках которого находится мукце. Это приравнивается к перемещению мукце собственными руками. И даже если младенец будет кричать, нет разрешения нести его вместе с мукце, и необходимо сперва освободить его от мукце(если только нет опасения, что младенец от этого заболеет).
(Мы могли бы уподобить такую ситуацию с вопящим младенцем, не желающим расставаться с мукце, закону опосредованного переноса, поскольку и здесь не перемещают мукце явным образом, но, перенося младенца. И, на первый взгляд, кажется, что это делается ради разрешенного к переносу предмета, (в конце концов, целью здесь является перемещение младенца), и также невозможно стряхнуть мукце и т.д. Но уже пришел один мудрец и пояснил, что в этом случае родитель имеет интерес оставить мукце в руках младенца, чтобы тот не кричал. И получается, что, перенося младенца, имеют в виду и перемещение мукце с ним, так что в результате мы имеем опосредованное перемещение мукце для нужд запрещенного предмета.) Общее правило: всякий раз, когда действие перемещения можно отнести также и к мукце, опосредованное перемещение запрещено. Если же это не так, мы не считаем такое перемещение перемещением мукце, и оно разрешено.
25. Перемещение телом
Есть еще вид перемещения мукце, при котором облегчают больше по сравнению с опосредованным перемещением. Его называют «перемещением телом». И, как мы уже писали выше, это такой вид перемещения, который в других мелахот и запретах Шаббата называется неудобным (килеахар яд) или измененным (шинуй) способом. И как в остальных запретах Шаббата облегчают, если действие совершается неудобным или измененным способом, так и в отношении мукце облегчают, если его перенос совершается неудобным или измененным способом. Более того, облегчили до того, что такой перенос вообще не сочли за перенос и разрешили изначально перемещать мукцеизмененным способом, не разделяя при этом, делается такое перемещение для нуждмукце, или нет. (Тем не менее, есть устрожающие в перемещении телом, которые облегчают только в случае, когда перемещение совершается ради разрешенного предмета.) Что такое «перемещение телом»? Если в будни перемещают мукце рукой, тогда в Шаббат разрешают перемещать его ногой или локтями. Поэтому, если находятмукце на полу и опасаются, что оно пропадет и т.п., разрешается подвинуть его ногой в укромное место. Т.е. поскольку обычно этот предмет не перемещают ногой, это считается неудобным перемещением и измененным способом. (И хотя по основному смыслу закона разрешают любое перемещение телом и не обязывают при этом предотвращение ущерба, тем не менее, когда нет большой необходимости, правильнее не пользоваться этим разрешением.)
26. Забыл и взял мукце в руки
Тот, кто забылся и взял мукце в руки, если он понесет ущерб, выбросив его немедленно, следует разрешить ему донести мукце до места, где сможет его спрятать, чтобы избежать убытка. Если же он не понесет убытка, тогда различают между мукце, которое всегда запрещено перемещать, даже для того, чтобы воспользоваться им самим или местом, и мукце, которое разрешено перемещать, чтобы воспользоваться им самим или его местом. Т.е. мукце мехамат хэсрон кис (по причине убытка) и мукце мехамат гуфо, запрещенные к любому перемещению, необходимо выбросить немедленно, когда поймет, что находится в его руках, и запрещается нести его дальше.Кли шемелахто леисур (предмет, предназначенный для запрещенной мелахи), который разрешено перемещать, чтобы воспользоваться им самим или занимаемым им местом, разрешается донести до места, где его можно спрятать. Тем не менее, правильно будет положить его в первом же подходящем месте. А если мукце попало в руки разрешенным способом, например, когда воспользовались предметом, предназначенным для запрещенной мелахи, всегда можно разрешить отнести его в любое желаемое место.
27. Нолад (родившееся)
Нолад, т.е. родившееся, появившееся на свет заново и не существовавшее до начала Шаббата, например, зола от сожженных неевреем в Шаббат дров (даже если он сжег их для себя), запрещается перемещать даже для того, чтобы воспользоваться ей или ее местом. Некоторые утверждают, что и снесенное в Шаббат яйцо и надоенное в Шаббат молоко включаются в эту категорию. Но предмет, который уже существовал до Шаббата и в Шаббат только изменился, как например, разбившаяся посуда или кости, отделенные от мяса, хотя есть устрожающие и запрещающие их перемещение в йом тов как нолад, в Шаббат этот запрет к ним не относят.
28. Мукце мехамат исур (по причине запрета)
Кроме описанных выше, существуют еще два вида мукце. Запрет их перемещения не вытекает из того, что мы отчуждаем их в своем сознании… Но мудрецы своим постановлением запретили их перемещение, чтобы предотвратить то или иное нарушение Шаббата. Например, запретили переносить в Шаббат скамью, из которой выпала ножка, поскольку опасались, что если разрешить перенос такой скамьи, придут к тому, чтобы ее починить. И также запретили перемещать одежду влажную настолько, что она способна намочить руку (см. выше мелаху отбеливания гл.19 п.8), чтобы не пришли к выжиманию, нарушив, тем самым, запрет отбеливания. (А если одежда имела такую степень влажности в сумерки, даже если после этого в середине Шаббата она высохла, ее по-прежнему будет запрещено перемещать, поскольку «То, что сделалосьмукце в сумерки…», и следует спросить раввина, см. источники.)
29. Укца лемицвато (отделенное для заповедей)
Наши мудрецы также придали статус мукце нескольким вещам, предназначенным для исполнения заповедей, назвав их «отделенными для заповедей». Так, в Суккот запретили использовать покрытие сукки (схаха), щиты, из которых сделаны ее стены, и украшения сукки. Также установили запрет на использование остатков ханукального масла. Этот вид мукце отличается от прочих мукце тем, что в основе его лежит запрет использования, который действует и в будни. И запрещено их перемещать в Шаббат ийом тов, поскольку сейчас у них нет никакого применения (потому что запрещено пользоваться ими), соответственно, они получают статус мукце мехамат гуфо.
30. Меватель кли миейхано (выводить сосуд из употребления)
Запретили ставить сосуд под мукце таким образом, что если мукце упадет в сосуд, этот сосуд будет запрещено перемещать. Это называется «вывести сосуд из употребления». Причина запрета в том, что такое действие подобно разрушению сосуда, ибо мы лишаем его функции, к которой он был готов изначально: до сих пор сосуд можно было перемещать, а сейчас, когда внутри него находится запрещенный предмет, перемещать его запрещено. И понятно, что это так, только если сосуд запрещен к перемещению по причине находящегося внутри него мукце (пусть и на короткое время). Однако если сосуд все еще разрешается перемещать, например, потому, что в нем лежит и разрешенный к перемещению предмет (или если можно сразу вытряхнутьмукце из него), нет здесь запрета. Поэтому запрещается ставить тарелочку под капающим масляным светильником, чтобы собирать масло (если только не положили в нее предмет, который разрешено перемещать). Ибо сейчас, когда в тарелочку накапало масло, ее будет запрещено перемещать, и получается, что ее «вывели из употребления», к которому она была пригодна вначале.
31. Просьба к нееврею и другие разрешения в законах мукце
Иногда разрешают попросить нееврея переместить мукце. Также при наличии больного (см. ниже, гл. 44 п. 10) или в случае денежного убытка есть авторитеты, разрешающие иногда передвигать мукце и самому. Во всех этих случаях следует спросить раввина.
Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность раву Цви Вассерману и издательству «Швут Ами» за право пользоваться их переводом книги «Законы Шаббата в кратком изложении» на русский язык.