Законы Шаббата рава Позена 34 — Глава 37 — Строительство, разрушение и завершение изготовления Часть 1

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Позен

1518

В этой главе мы объединили мелахи строительства и разрушения, поскольку они тесно связаны между собой. Ведь разрушают обычно то, что было до этого построено (подобным же образом мы объединили в одной главе завязывание и развязывание узлов). Поэтому Тора запрещает только такое разрушение вещи, когда запрещено и ее изготовление или строительство (кроме случаев, когда при этом вещь окончательно портится). В большинстве случаев это же правило относится к постановлениям мудрецов.

В эту же главу мы включили мелаху завершения изготовления (маке бэпатиш, буквально, «финальный удар молотка»), так как она похожа на мелаху строительства. А есть некоторые действия, в отношении которых мнения поским разошлись: запрещены они как строительство или как завершение изготовления.

1. Ав и толада

Тот, кто строит в Шаббат здание, прикрепленное к земле, что-то добавляет к такому зданию или исправляет, даже если это не очень значительное исправление, например, вбивает гвоздь, нарушает запрет строительства. А тот, кто разрушает такое здание частично или полностью, нарушает запрет разрушения, если такое разрушение введет к исправлению. И, как и в других мелахот, разрушающий чтобы напрочь испортить, ненарушает запрета Торы. Тем не менее, как и в других мелахот, мудрецы запретили и такое портящее разрушение.

Тора причисляет к строительству также различные действия с землей: выкапывание ямы в доме или во дворе (выкапывание ямы в поле – это пахота), выравнивание вмятин или удаление кочек в доме. И, как уже говорилось в главе 5, копание ямы, чтобы добыть землю, считается мелахой, не нужной самой по себе (мелаха шеэйна цриха легуфа), что не наказывается Торой, но запрещено мудрецами.

Производное мелахи строительства – возведение постоянного здания, не соединенного с землей, или добавление чего-либо к такому зданию. Соответственно, производное разрушения – полный или частичный демонтаж подобного здания.

Некоторые комментаторы считают также производным строительства-разрушения изготовление и разрушение келим (предметов обихода), но по другому мнению к таким предметам вообще не относится мелаха строительства, и изготавливающий какой-либо предмет нарушает только другую мелаху – маке бэпатиш. Согласно этому мнению, разрушающий предметы вообще не наказывается Торой, см. подробнее об этом в законах изготовления и разрушения предметов.

2. Действия, связанные с землей

Как уже было сказано, производящий земляные работы нарушает запрет строительства. Сюда входит копание и засыпание ям в доме или во дворе. Поэтому мудрецы запретили подметать земляной пол, поскольку неизбежным результатом (псик рейша) такого действия станет разравнивание поверхности. По той же причине земляной пол запрещено мыть в Шаббат. Хотя запрет подметания и мытья касается в своей основе только земляного пола, его распространили также на деревянный и каменный полы, к которым выравнивание поверхности не относится. Это сделали из опасения, что, если разрешить подметать эти виды полов, то придут к подметанию и земляного пола. Тем не менее, если в городе все или большинство полов не являются земляными, как в наше время, разрешается подметать пол в Шаббат. Но в запрете мыть пол такого облегчения не сделали, следовательно, и в наше время запрещается мыть в Шаббат любой пол. Разрешено лишь слегка сбрызнуть пол водой, чтобы не поднималась пыль. А если в одном месте грязь, возможно, при наших полах следует разрешить помыть это место, остерегаясь при этом замачивания и выжимания тряпки.

3. Игра в орехи

По этим же соображениям запретили мудрецы играть в Шаббат на земле в орехи и маленькие шарики, чтобы, готовя площадку для игры, не начать разравнивать землю, нарушая, тем самым, запрет строительства. Эта гзера распространяется и на мощеный пол, даже внутри дома, и даже если в городе вообще нет земляных полов. Но к играм на земле, застеленной циновкой, а тем более на столе, запрет не относится. Не следует также запрещать игру большим мячом, в который играют, бросая его. При этом следует проявлять осторожность и играть только в таких местах, где разрешено переносить предметы.

4. Строение постоянное и временное

Толадой строительства, как уже писалось, является возведение строения, не соединенного с землей (а также пристройка к такому дому). Запрет Торы касается строительства и разрушения такого типа строений, только если они способны просуществовать длительный срок. Однако мудрецы запретили и устанавливать временные постройки, к которым можно отнести названия «перегородка» или «шатер», как будет объяснено ниже, а также их разрушение. Но то, что нельзя назвать «перегородкой» или «шатром», разрешается устанавливать в Шаббат совершенно свободно, и см. ниже.

[Примечание редактора «Беерот Ицхак». Во всех случаях, когда приводится разрешение на установление («строительство») в Шаббат перегородок, крыш и т.п. имеется в виду установление уже готовой перегородки или брезента, но ни в коем случае не имеется в виду то, что по-русски называется «строительством» – сборка и скрепление отдельных частей гвоздями, цементом и т.п., т.к. это само по себе запрещено.]

5. Запрещенный тип перегородки

Какую временную перегородку мудрецы запретили строить в Шаббат? Любую перегородку – не имеет значения, из какого материала – которую воздвигают даже временно, чтобы разрешить определенные действия из алахических соображений (мехица матэрет), запретили мудрецы ставить в Шаббат. Какая перегородка ставится для разрешения определенных действий из алахических соображений? Та, которую воздвигают для отделения одного пространства от другого, как, например, перегородка между владениями, ограда двора, позволяющая переносить предметы, или стенка, делающая сукку кашерной, или перегородка, отделяющая святые книги от места, где ребенок справляет нужду и т.п. Все эти виды перегородок запрещено устанавливать в Шаббат даже временно. Смысл запрета: поскольку такие перегородки имеют важное значение в соблюдении законов Шаббата, сукки и т.п., их установление тоже считается строительством, и относительно конкретных случаев следует спросить раввина.

6. Прибавление к зданию

Запрещено ставить такую перегородку, которая вся целиком возводится в Шаббат. Однако если часть перегородки была готова заранее, можно добавить к ней в Шаббат для временного использования. В каком случае строительство считается начатым? Если перед началом Шаббата размер перегородки составлял тефах (примерно, 10 см). На такой случай запрет мудрецов не распространяется, так как мы лишь расширяем, завершаем перегородку для временного пользования. И поскольку в этом разрешении мы опираемся на принцип «добавления к строению», необходимо, чтобы к этому построенному заранее тефаху можно было применить название перегородки, то есть, чтобы он мог служить началом перегородки. И тогда мы можем действительно сказать, что в Шаббат только добавляем к перегородке. Если же предназначение изначальной конструкции было иным, например, чтобы что-то ставить на нее, то даже если в ней уже есть тефах, она не может быть названа перегородкой, и ее дальнейшее расширение в Шаббат запрещено.

7. Перегородки для других целей

Перегородку, которая не имеет целью сделать алахически разрешенным какое-либо действие, а ставится, например, из соображений скромности и т.п., не запрещено ставить в Шаббат. Таким образом, разрешается устанавливать перегородку между мужской и женской половинами зала, перегородку, предохраняющую от ветра, холода или защищающую от солнца. Но и это лишь в случае, когда перегородка поставлена на время. Если же она закреплена со всех четырех сторон и предназначена просуществовать несколько дней, то ее установление запрещено даже для вышеперечисленных целей.

8. Подвеска занавесей

Точно так же разрешается вешать занавесы и т.п. у открытого проема или окна, даже если при этом мы намереваемся их загородить. Это тоже называется перегородкой для скромности. Однако закон в отношении дверного занавеса строже, чем в отношении описанных выше типов, поэтому нельзя закреплять занавес сверху, снизу и с обеих сторон, даже если вешают его на самое короткое время: необходимо, чтобы его могли открыть в любой момент. Дело в том, что, хотя занавес и вешается на время, чтобы заслонить им вход, он присоединяется к постоянной постройке (например, к перегородке дома), и если его присоединяют к ней со всех сторон, он приобретает статус постоянной перегородки.

Все это относится к занавесам, закрывающим открытые проемы. Однако занавесы, которые вешают перед закрытым окном, шторы и гобелены, которыми украшают стены, не называются перегородками вообще, поскольку не закрывают никакого входа. Поэтому их можно вешать в Шаббат, даже закрепляя со всех сторон (не нарушая запрет завязывания в Шаббат), при условии, чтобы они не висели там неопределенно долго, а чтобы их время от времени снимали. Тем не менее, есть устрожающие в этом, а также развешивание занавесей требует усилий и является неуважением Шаббата, соответственно тот, кто знает, что ему необходимо повесить шторы, пусть не ждет наступления Шаббата, а повесит шторы загодя.

9. Временный шатер

[Примечание редактора «Беерот Ицхак». Понятие оэль, которое переводят на русский язык как «шатер», имеет гораздо более широкую трактовку и применение. Например, слово оэль часто применяется к пространству тефах на тефах, т.е. 10 на 10 см.]

Как запрещено ставить временную перегородку, так запрещено ставить и временный шатер. Что считают шатром в отношении этого закона? Иногда строительство одной только крыши, иногда крыши с перегородками, как будет объяснено ниже. Запретили возводить временный шатер, поскольку опасались, что это приведет к строительству шатра постоянного. И, как и в случаях с возведением временных перегородок, запрещены только такие виды шатров, которые похожи на постоянный шатер. (И по этой причине запретили изготовление только перегородок, предназначенных разрешить какое-то действие, но не перегородки для других целей, например, для разделения мужчин и женщин, поскольку посчитали их не похожими на постоянные перегородки.) Кроме этого, если шатер необходим нам для использования пространства под ним, запрещено строить даже одну крышу, поскольку уже на этой стадии он похож на постоянный шатер. Но если, возводя шатер, мы не предполагаем использовать пространство под ним, он не похож на постоянный шатер до тех пор, пока не построены перегородки. См. ниже, что шатер, пространство под которым, как правило, не используют, разрешается строить в Шаббат.

10. Постройка навеса для тени

Поэтому запрещено растягивать покрытие, даже временное, и даже когда не делают вокруг никаких перегородок – если мы собираемся использовать его, например, для защиты от солнца, дождя и т.п. Поскольку такое покрытие служит для использования пространства под ним, то и без перегородок оно похоже на шатер. Так же, как и в случае с перегородкой для разрешения определенных действий, запрещено возводить временный навес в Шаббат целиком. Однако если до начала Шаббата был уже построен тефах такого навеса, разрешается добавить к нему, и это будет считаться достройкой временного строения. И, как в случае перегородки, необходимо, чтобы построенный заранее тефах уже мог именоваться навесом (шатром).

В Шаббат и праздники нельзя пользоваться зонтом, даже если он раскрыт заранее.

11. Крыша на петлях

Запрет временной постройки распространяется только на строения, неприкрепленные к зданию, такие, которые нужно каждый раз возводить заново. Если же они соединены со зданием, например, петлями, нет проблемы открывать или закрывать их в Шаббат. Идентично пользованию окном или дверями, их использование нисколько не нарушает запрета строительства. Поэтому разрешается открывать и закрывать крышу сукки, прикрепленную петлями и т.п., раскрыть крышу детской коляски, хотя тем самым мы и создаем шатер. Съемное покрытие коляски, используемое обычно только летом, следует заранее пристегнуть пуговицами, чтобы тем самым оно приобрело вид прикрепленной крыши. Если же покрытие не было прикреплено до Шаббата, следует посоветоваться с раввином. Разрешается, однако, набросить на коляску сетку от мух, хотя она и образует под собой пространство в тефах, позволяющее трактовать ее как шатер. И все-таки, поскольку сетка полна дырочек, это нельзя назвать установкой шатра.

12. Установка кровати

Описанные выше законы касаются только тех навесов, в которых мы используем пространство под ними: в этом случае даже собственно установка крыши запрещена. Если же собираются использовать только пространство над навесом, то установку такого навеса мудрецы не запретили, если только вместе с ним не ставят перегородки. Вместе с тем, мудрецы облегчили здесь, разрешив ставить перегородки измененным способом, отличным от принятого в будни. Т.е. запретили сначала поставить перегородки, а затем положить на них крышу. Но если руками держать крышу в воздухе, а затем подводить под нее перегородки, это не запрещено. Также, если перегородки уже стояли до начала Шаббата, разрешается положить на них крышу в Шаббат. И если мы хотим поставить в Шаббат кровать, составленную из вертикальных бортиков и горизонтальной доски (такие кровати были в ходу еще совсем недавно), то, поскольку иногда пространство под кроватью используют для хранения вещей (обуви и т.д.), это будет считаться возведением временного шатра, и следует делать это измененным способом: сначала подвесить горизонтальную доску, а уже потом – подставить под нее бортики. Но установка раскладушки, в которой части не отделяются друг от друга, не будет считаться возведением временного шатра (даже при натяжении кровати).

Однако если пространство под кроватью никак не используется, то разрешается класть доску на бортики, и, как мы уже писали выше, это не похоже на строительство временного шатра.

Исходя из этого, разрешается вставлять доску в стол, чтобы удлинить его: так как мы используем только верхнюю поверхность стола, он не может быть назван шатром. Однако в этом случае следует остерегаться, чтобы не прийти к «исправлению предметов» (см. ниже в п.19 этой главы).

13. Накрывание бочки

Строительству временного строения мудрецы уподобили накрывание большой бочки или коробки, если глубина незаполненного пространства в них составляет тефах. Поэтому запрещено полностью покрывать подобного типа емкости. В случае, если часть покрытия (шириной тефах и больше) уже существовала до Шаббата, в сам Шаббат можно достроить покрытие до конца. Некоторые считают, что запрет распространяется только на укрывание предметами, которые не предназначены специально для этого. Если же накрывают предметом, предназначенным для этого, например, крышкой, это не похоже на строительство шатра, и нет причины запретить делать это в Шаббат. Согласно устрожающему мнению, не следует возвращать на место выпавший ящик стола или шкафа глубиной в тефах, поскольку, задвигая ящик, мы как бы покрываем его столешницей и тем самым создаем шатер. Однако облегчающее мнение это разрешает, так как ящик обычно всегда накрыт столом, и при необходимости можно положиться на это мнение.

14. Разрушение

Как мы уже писали, те временные строения, которые запрещено строить, запрещено и разрушать. Если же оно не является даже временным строением, то при ее ликвидации не нарушается запрет разрушения. Поэтому запрещено снимать в Шаббат перегородку, возведенную для алахического разрешения определенного действия (мехица матэрет), даже если это перегородка временная. Запрещено также разбирать такой временный шатер, который запрещено и строить, например, навес от солнца, дождя и т.п., а также разбирать кровать с перегородками. Соответственно, предметы, которые разрешено устанавливать в Шаббат, как например, перегородка для обеспечения скромности, покрытие, пространство под которым не используется, разрешено и убирать. Разрешается также убирать мехицу матэрет, если оставляют от нее тефах. Поскольку в этом случае нет запрета устанавливать перегородку, так как мы только добавляем к уже построенному, нет также запрета и убирать. И бочку, о которой шла речь выше (п.13), которую запрещено накрывать, запрещено и открывать, кроме случаев, когда ее не открывают полностью, а оставляют покрытие размером не менее тефаха. Тот же закон относится к возвращению выдвижного ящика стола или шкафа, поэтому, по мнению устрожающих, приведенному выше (п.13), запрещено и выдвигать его полностью.

Все же есть одно отличие между строительством и разрушением временного шатра: несмотря на то, что было разрешено установить крышу, если перегородки были установлены до начала Шаббата, запрещено эту крышу убирать затем в Шаббат (даже если перегородки остаются стоять).

Редакция Беерот Ицхак выражает глубокую признательность раву Цви Вассерману и издательству «Швут Ами» за право пользоваться их переводом книги «Законы Шаббата в кратком изложении» на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=14313