Законы Шаббата рава Позена 36 — Глава 37 — Строительство, разрушение и завершение изготовления Часть 3

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Позен

1493

18. Починка предметов

Поскольку запрещено изготавливать предметы, мудрецы постановили запретить всякую починку предметов, даже такую, без которой возможно его использование. Поэтому запрещено выпрямлять погнутую иголку, а также выпрямлять искривившиеся (даже незначительно) очки, и т.п.

19. Чтобы не прийти к починке предметов

И здесь мудрецы установили гзерот, чтобы случайно не совершили запрещеннуюмелаху. Запретили возвращать на место выпавшую ножку кровати или стола, даже без закрепления ее на своем месте, поскольку опасались, что захотят ее хорошо закрепить и начнут использовать клинья, клей и т.п., и тем нарушат запрет Торы. И так же сборные изделия, части которых в будни туго соединяются между собой, запрещено собирать в Шаббат, даже если соединяют свободно после того, как они каким-то образом распались на составные части. И здесь опасались, что станут скреплять их с силой и т.д. Все же, если части какого-либо предмета и в будни не принято туго соединять, то разрешается в Шаббат собирать его распавшиеся части, но только если это соединение будет свободным. Сюда же относятся изделия, скрепленные свинчиванием по резьбе: и в них все зависит от того, принято ли в будни крепко свинчивать, или нет. Тем не менее в гзеру, запрещающую починку предметов, не включили закрывание крышек различных сосудов и бутылок вследствие того, что их постоянно открывают и закрывают, не имея в виду при этом закрыть надолго. И поэтому это считается только временным строительством, на которое не распространяется гзера починки предметов.

Итак, собирать предметы, состоящие из нескольких частей, нельзя – из-за запрета починки предметов, мелахи строительства; соответственно, существует и запрет разбирать их – из-за разрушения предметов. И поэтому изделия, состоящие из хорошо скрепленных между собой частей, запрещено разбирать в Шаббат.

20. Подзаводка часов

Запрещено совершать любые действия для того, чтобы остановившиеся в Шаббат часы продолжили идти, так как это отнесли к исправлению предметов. Если же часы еще не остановились, поским разошлись во мнениях: одни разрешают их завести, так как все время, пока часы идут, подобным действием ничего не исправляют; другие считают, что, несмотря на то, что часы еще идут, подзаводка приведет к тому, что часы будут идти дольше, в таком случае произойдет исправление предметов. (Тем не менее, следует сказать, что часы с автоматическим подзаводом разрешено носить в Шаббат по всем мнениям все время, пока они не остановились.) По поводу установки стрелок часов мнения поским тоже разошлись. Все сказанное касается часов, не издающих каких-либо звуков. Но часы, издающие звуки, например, отбивающие каждый час, а также будильники, по всем мнениям запрещено подзаводить в Шаббат из-за запрета издавания звука в Шаббат, см. ниже.

21. Вдевание шнурка в обувь

Запрещено вдевать шнурок, пояс и т.п. в новую обувь или одежду. Если же эти предметы (шнурок и т.д.) сами новые, то запрещено вдевать их даже в старую обувь или одежду, так как это тоже отнесли к починке утвари, см. выше, в гл.25, п.7 дополнительные детали.

22. Детские игры

В Шаббат существует множество вопросов, связанных с детскими играми, и, поскольку многие из них касаются запретов строительства и исправления предметов, мы решили отвести им место среди этих законов. Хотя и в будни детские игры требуют пристального внимания, чтобы они не влияли дурно на детей и т.п., а, наоборот, прививали им хорошие качества, в Шаббат необходимо еще больше следить за ними, так как многие игры проблематичны с точки зрения соблюдения Шаббата. Есть среди них игры, не соответствующие духу святого дня, и следует удерживать детей от них в Шаббат. Есть игры, которые необходимо запретить, так как они похожи на будничные занятия (увда дехоль), а есть и такие, что граничат с прямым нарушением Шаббата, как будет объяснено ниже.

1) Игру в детские машинки, имеющие механический завод, можно сравнить с подзаводом часов после их остановки, что, как мы уже писали, запрещено по всем мнениям.

2) Следует запретить игры, связанные со сборкой различных изделий, например, машинок, лестниц и т.п., как посредством свинчивания, так и посредством вставления одной части в другую, так как это похоже на изготовление предметов, которое было запрещено выше. Этот запрет усугубляется еще и тем, что подобные игрушки, как правило, скрепляются туго и, кроме того, во многих случаях остаются в таком состоянии надолго.

3) Что касается построек из блоков для малышей (без склеивания – нет нужды говорить, что клеить запрещено), то следует различать, о каком виде идет речь: там, где блоки просто входят один в другой, или же там, где они плотно соединяются. Если в будни принято туго скреплять, следует приравнять это к упомянутой выше сборке предметов, что запрещено делать даже тогда, когда мы не скрепляем блоки силой (как в будни). В том случае, когда в будни не принято скреплять блоки силой, нет необходимости, по основному смыслу закона, запрещать игру, тем более, если обычно через небольшой промежуток времени конструкцию разбирают. Все же вследствие того, что в процессе  игры ребенок приучается к строительству дома, следует, конечно, в целях воспитания избегать их, так как такие игры подобны будничным занятиям, и нет в них почитания Шаббата. Таков же закон относительно игр, в которых детали вообще не вставляются одна в другую, как например, деревянные кубики. По основному смыслу закона нет никакой причины их запрещать. Но и здесь необходимо взвесить, насколько эта игра отвечает духу дня: ответ, разумеется, зависит от возраста ребенка и от того, в какой степени он понимает сущность Шаббата.

4) Составление пазла следует приравнять к созданию изображения, что запрещено кактолада мелахи письма, вследствие того, что и при этой игре возникает некоторое изображение (тем более, если там есть еще и буквы). И несмотря на то, что выше было разрешено (маленьким детям) играть карточками с изображением букв и класть их рядом друг с другом, мы не можем распространить это разрешение и на составлениепазла. Ведь там посредством карточек не создаются никакие буквы; кроме того, они никак не соединены, в отличие от пазла, в котором возникает изображение, остающееся и после окончания игры, так как различные части пазла скреплены между собой посредством вставления одного элемента в другой. Кроме того, пазл с собранным изображением часто оставляют на несколько дней.

5) Как было уже написано выше (см. конец главы 35), все игры, в процессе которых в будни принято писать, запрещены.

6) Нельзя давать детям играть в игрушки, подобные колокольчику, издающие при их переносе какие-либо звуки. Если же они издают звук только после некоторого действия, например, при нажатии на них, можно разрешить играть в них, так как посредством одного только перемещения никакого звука издаваться не будет. Однако если ребенок обычно, играя, нажимает на них, чтобы они издали звук, то не следует давать ему такие игрушки.

7) См. выше, в п.3, что мы писали по поводу игр в мячи и шарики.

8) Игра с механизмами, например, в игрушечную железную дорогу, разумеется, не увеличивает почитание Шаббата, но и здесь все зависит от возраста ребенка.

9) Принято устрожать и запрещать катание на велосипедах (кроме трехколесного) даже дома. Но и в этом случае все зависит от возраста ребенка.

10) Необходимо также следить, чтобы дети не нарушили в процессе игры запрет шитья и тканья (как было уже описано выше в главе, посвященной запрету тканья), например, когда плетут из соломы.

11) Следует запретить все игры, связанные с куплей-продажей, тем более распространенные игры с куплей-продажей имущества (Монополия), что, разумеется, очень напоминает будничное занятие, в котором нет почитания Шаббата. Есть еще много подобных игр, и необходимо продумать, какие их них можно разрешить детям, а каких следует избегать.

12) Следует следить, чтобы дети не накидывали простыню и т.п. на два удаленных друг от друга стула, чтобы сидеть под ней, так как такое действие напоминает запрет строительства временного шатра.

Общее правило: необходимо предложить детям такие игры, в процессе которых они чувствовали бы Шаббат. Очень хорошо, если они будут заняты играми, обучающими соблюдению заповедей, воспитывающими хорошие качества характера и т.п. Этим можно внести дух Шаббата в их самостоятельные занятия и значительно способствовать делу воспитания. [От редакции. Очень важно, чтобы у детей было во что играть в Шаббат. Для них Шаббат также должен быть днем радости.]

23. Гзерот «чтобы не прийти к исправлению предметов»

На некоторые действия, которые не имеют сами по себе никакого отношения к исправлению предметов, мудрецы ввели гзерот из-за опасения, что разрешение совершать их в Шаббат приведет, в конце концов, к самому исправлению предметов.

Так, запретили плавать в Шаббат – гзера, чтобы не стали делать плавсредства. Хотя этагзера распространяется не на все ситуации, все же для нас нет никакой разницы, поскольку принято не входить вообще в воду в Шаббат (кроме случаев выполнения заповеди), чтобы не начать выжимать волосы в Шаббат, что запрещено, как было объяснено выше в мелахе молотьбы.

24. Воспроизведение звука

Запрещено также воспроизводить любые мелодичные звуки с помощью любого предмета (но ртом разрешено) из-за опасения, что это может привести к починке музыкальных инструментов. Что называется мелодичным звуком? Когда намереваются произвести относительно приятный звук, как это делают при пении. Запрещено делать это не только в случае, когда целью является мелодия, но любое издавание звука подобным образом запрещено, например, создание приятного звука, усыпляющего человека (так как приятный звук усыпляет) – это запрещено даже без применения инструментов… Запрещено также стучать в дверь предназначенным для этого предметом и тому подобные действия, как будет объяснено ниже.

25. Как это делают музыканты

Согласно сказанному выше, запрещено хлопать в ладоши или отстукивать пальцем по какому-либо предмету ритм подобно тому, как это делают музыканты. Тем не менее разрешили делать это измененным способом, например, если ударяют обратной стороной одной руки о другую. Запретили также и все подобные этому действия, например, выстукивать ритм ногой и т.д. И из-за той же гзеры запретили танцевать в Шаббат. Все же, в случае исполнения заповеди, например, в Симхат Тора или для веселения жениха и невесты, у многих принято танцевать в Шаббат.

26. Другие способы воспроизведения звука

Запрещено стучать в дверь специально предназначенным для этого предметом (если этот предмет предназначен исключительно для Шаббата, есть облегчающие мнения). И тем более запрещено пользоваться звонком (колокольчиком), даже если он звонит сам при открывании двери. Если же нельзя открыть дверь таким образом, чтобы при этом не зазвонил звонок, то, если звонок электрический, такую дверь открыть запрещено. И есть мнение, что запрещено делать это и при обычном звонке. И все же, постфактум, при большой необходимости (при неэлектрическом звонке) можно опереться на облегчающее мнение и отрыть дверь, даже если при этом издается какой-то звук с условием, что нет намерения этот звук произвести. Разумеется, следует еще до наступления Шаббата позаботиться о том, чтобы не попасть в такую ситуацию, то есть заранее снять звонок с двери. (А открыть дверь с помощью нееврея можно разрешить даже при электрическом звонке.)

27. Перенос музыкальных инструментов

Так как в Шаббат запрещено производить какие бы то ни было звуки музыкальными инструментами, они относятся к категории мукце «инструмент, предназначенный для запрещенной мелахи», которые можно переносить только лецорех гуфо умекомо (чтобы воспользоваться ими в разрешенных целях или использовать занимаемое ими место). Этот запрет не относится к будильнику, который, хотя и производит звуки, все же это не является основной его функцией, так как он предназначен также и для показания времени. Следовательно, он относится к инструментам, предназначенным как для запрещенных, так и для разрешенных в Шаббат действий, а таковые разрешается переносить. См. выше, что мы писали в п.22 по поводу переноса издающих звуки детских игрушек.

28. «Похоже на починку»

Мудрецы также ввели гзеру на некоторые действия, которые выглядят как починка.

Например, они запретили в Шаббат окунать в микву посуду, поскольку посредством окунания посуда становится пригодной к употреблению (запрещено использовать изготовленную неевреем или купленную у нееврея посуду все время, пока она не окунута в микву). В этом случае окунание выглядит как исправление предметов. Поэтому тот, кто не успел окунуть до Шаббата посуду, должен спросить у раввина, как ему поступить.

Запрещено также в Шаббат отделять халутрумот и маасрот, поскольку и это выглядит как исправление. То есть, вследствие того, что запрещено есть хлеб без отделения халы и овощи и фрукты, от которых не отделены трумот и маасрот, получается, эти отделения «исправляют» еду, и это подобно исправлению предметов. Поэтому эти продукты запрещены до отделения трумот и маасрот после конца Шаббата.

Все это касается только хлеба (фруктов и овощей) Эрец Исраэль. Хлеб, испеченный за границами Земли Израиля, разрешается есть до того, как от него отделена хала, если намереваются отделить халу от остатков хлеба. Поэтому если случилось так, что до наступления Шаббата халу не отделили, разрешается есть этот хлеб в Шаббат, оставляя при этом немного хлеба, от которого отделят халу после Шаббата. Также если не отделили халу от мацы, необходимо лишь оставить маленький кусочек от каждой мацы, положить после Шаббата эти кусочки вместе с оставшейся мацой, а затем отделить халуна все (и с благословением).

29. Изготовление сыра

Запрещено изготовлять в Шаббат сыр. По одному мнению, это запрет Торы (толадастроительства), по другому – лишь запрет мудрецов. Изготовление сыра похоже на процесс строительства тем, что, как и при строительстве, маленькие кусочки сыра слепляются друг с другом, образуя единую массу. (Как уже отмечалось выше в мелахеотбора /в конце/, постановка молока для образования из него молочных продуктов запрещена с точки зрения отбора.) Изготовлению сыра можно уподобить взбивание яичного белка (сливок) и изготовление майонеза. Установление алахи в этом требует более глубокого изучения проблемы. См. выше, в конце главы о молотьбе, что мы писали по поводу изготовления льда в Шаббат.

30. Заплетание и распускание волос в Шаббат

Плетение кос в Шаббат также относится к строительству (если волосы еще не острижены; из срезанных волос запрещено плести косу вследствие запрета «тканья», см. выше п.2 в главе, посвященной этой мелахе). Также запрещено расплетать косу вследствие запрета разрушения. В этот запрет включены и остальные виды исправления прически. При необходимости следует спросить об этом раввина.

31. Вскрытие кровоподтека

Запрещено делать отверстие в гематоме. Иногда этим можно нарушить запрет Торы: по мнению одних законоучителей запрет строительства, по мнению других – маке бэпатиш. См. ниже в законах лечения и выше в мелахе резания животных (гл. 29 п.4), что мы писали там по поводу выжимания гноя из нарыва.

Редакция Беерот Ицхак выражает глубокую признательность раву Цви Вассерману и издательству «Швут Ами» за право пользоваться их переводом книги «Законы Шаббата в кратком изложении» на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=15856