Законы Шаббата рава Позена 35 — Глава 37 — Строительство, разрушение и завершение изготовления Часть 2

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Позен

1340

15. Строительство (изготовление) и разрушение предметов

Как мы уже писали выше, есть спор между авторитетами Торы, относятся ли понятия строительства и разрушения к келим (предметам обихода) или нет. По мнению полагающих, что есть строительство и разрушение в предметах, изготовление новых предметов в Шаббат или их полный ремонт запрещены. И, соответственно, предметы запрещено разрушать в Шаббат (не с целью окончательной порчи. Но ломающий предметы просто так патур, хотя, как и в других случая порчи, это запрещено мудрецами). Однако по мнению считающих, что нет строительства и разрушения в предметах, изготовивший какой-либо предмет нарушает не запрет строительства, но запрет маке бэпатиш. Мы уже писали, что, по их мнению, к предметам понятие разрушения не относится вообще. Несмотря на то, что основным мнением в алахе является подход, что строительство и разрушение относится и к предметам, иногда опираются и на противоположное мнение, как это объясняют ахроним.

16. Разрушение предметов, чтобы добраться до еды

Поскольку мы следуем мнению поским, считающих, что понятие строительства относится и к предметам, соответственно, к ним относится и понятие разрушения. Поэтому запрещается разбить бочку, чтобы достать содержащуюся в ней еду. Несмотря на то, что при этом бочку портят, все же и портить в Шаббат запрещено мудрецами.

Все это имеет к нам отношение, когда мы открываем консервные банки, бумажные коробки и т.п., бумажные упаковки продуктов и т.п. Поэтому будет правильным представить здесь некоторые связанные с открыванием упаковок законы:

Открывание металлических консервных банок

Открывание консервных банок сверху, как принято в будни, явно представляет серьезную проблему, так как можно сказать, что этим самым мы создаем из банки новый сосуд. Ведь в будни часто бывает, что после того, как банка опустошается, ее предназначают для хранения других вещей. И выходит, что, открыв банку, мы приспосабливаем ее для нового использования. И даже если при открывании мы портим банку, что исключает ее дальнейшее использование, это тоже запрещено: как мы писали выше, разрушение портящим способом запрещено мудрецами.

Все же, поскольку по этому вопросу нет единого мнения поским, и есть считающие, что строительство и разрушение вообще к предметам не относятся, в случаях большой необходимости – при наличии больного или при отсутствии пищи для ребенка, вероятно, можно опереться на этих поским и разрешить открывание банки портящим способом. То есть открывают так, чтобы исключить дальнейшее использование банки: например, делают сначала отверстие с противоположенной стороны банки. Или открывают ее сбоку, что также можно назвать порчей банки. Если в банке содержится напиток, то следует избрать именно второй путь, так как, делая отверстие с противоположенной стороны, мы ничего не выигрываем, поскольку открываем сосуд уже в момент создания отверстия. И обо всех деталях необходимо спросить раввина (и, в частности, что разрешается делать с помощью нееврея).

Бумажные коробки

Несмотря на то, что при открытии бумажных или пластмассовых коробок и пакетов проблем меньше, все же и их желательно открывать до начала Шаббата. Постфактум, в случае нужды, возможно, следует разрешить открывать их портящим способом, и правильно делать это измененным способом. (И, возможно, следует разрешить открывать пакеты, которые имели статус предмета и до того, как их заполнили, например, как пакет сахара, разнимая их сверху, там, где они заклеены изготовителем).

Что касается бумажных пакетов, используемых теперь для молока и других напитков, необходимо открыть и подготовить отверстие (горлышко) для переливания находящегося в пакете напитка до Шаббата. Если этого не сделали, нет другого выхода, кроме как сделать отверстие с боку и перелить содержимое пакета в другую посуду (т.е. испортить таким образом пакет).

Пакеты и бутылки, которые закрываются специальной крышкой, необходимо также открыть до Шаббата. Стеклянные и пластиковые бутылки, отверстие которых закрыто бумагой, можно открывать в Шаббат, при этом следует быть осторожным, чтобы не разорвать буквы.

Оберточная бумага

Бумага, в которую упакована еда, представляет еще меньше проблем, чем (даже) бумажные коробки, но все же лучше и подобные обертки открывать до начала Шаббата. Однако в этом случае, если не разорвали обертку до Шаббата, разрешается изначально разорвать ее в сам Шаббат, но все-таки испортив ее при этом. Например, открывая плитку шоколада, надо разломать ее вместе с оберткой, что, естественно, будет порчей, или разорвать в месте, где она склеена, если так обычно делают в будние дни. При этом необходимо проявлять осторожность, чтобы не разорвать напечатанные на упаковке буквы и рисунки (запрет «стирания»).

Печати на еде и т.п.

Разрешается вскрывать в Шаббат печати на еде и напитках, например, на горлышках бутылок. Печати из пластика или бумаги разрешается разрывать, следя за тем, чтобы не разорвать при этом буквы или изображения (см. выше, гл.25, п.6, что написано там касательно развязывания и разрезания узлов на еде; таков же закон и относительно разрезания нити, которой прошита еда).

Еда, оказавшаяся в закрытом шкафу

Даже когда больше нечего есть, запрещено ломать дверь, если еда оказалась в шкафу или комнате, в которые невозможно проникнуть (например, пропал ключ и т.п.), чтобы достать эти продукты. Необходимо спросить раввина, каким образом разрешается прибегнуть к помощи нееврея.

17. Маке бэпатиш

Данная мелаха отличается от других тем, что здесь возможно нарушение закона даже из-за совершения незначительных действий или исправлений. Алаха здесь соответствует названию: можно нарушить этот запрет простым ударом молотка (молота), даже если этим ударом не создается никакое изделие. Обычно делают последний удар молотком, чтобы подравнять какую-либо сохранившуюся еще неровность на уже доделанной и готовой к употреблению утвари. В этом и состоит нарушение, так как этим ударом как бы завершается процесс изготовления данного предмета. То же и в остальных вещах: например, когда снимают оставшуюся от пошива нитку с уже пошитой и полностью готовой к употреблению одежды (даже если нитка не пришита к одежде двумя стежками и т.д. – в таких случаях иногда нельзя делать это с точки зрения запрета разрывания и т.д. – а лишь лежит на одежде), совершают запрещенную Торой мелаху маке бэпатиш, так как этим движением делают одежду окончательно пригодной к ношению. И то же самое во всех подобных случаях.

Все это относится к последнему исправлению. В случае же, когда изготовляют сам предмет, то есть, создают в Шаббат новое изделие, существует, как мы уже упомянули, спор поским: нарушают ли этим только запрет Торы маке бэпатиш или также запрет строительства, так как некоторые авторитеты считают, что понятия строительства и разрушения относятся и к предметам. См. подробнее там же выше, что мы написали относительно разницы в совершаемых нарушениях: запрет разрушения есть только по мнению поским, полагающих, что понятие строительства относится и к предметам.

Редакция Беерот Ицхак выражает глубокую признательность раву Цви Вассерману и издательству «Швут Ами» за право пользоваться их переводом книги «Законы Шаббата в кратком изложении» на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=15650