Законы Шаббата рава Позена 37 — Глава 38 — Гашение и зажигание Часть 1

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Позен

1380

Глава 38. Гашение и зажигание

Две эти мелахи также объединены нами в одну главу, так как и здесь одна из мелахот является противоположностью другой.

1. Огонь

Гасящий или зажигающий самый маленький огонек нарушает запрет Торы. В этихмелахот, как и в других, человек нарушает запрет Торы, только если они были произведены таким же образом, как при строительстве Мишкана, то есть, если их можно назвать млехет махшевет. В противном случае он нарушает лишь запрет мудрецов.

Нет разницы между гашением и зажиганием настоящего огня, например, горящего масла, восковой свечи, газа и т.п. и электрическими светильниками – на все эти случаи распространяются одинаковые законы погашения и зажигания.

2. Электрические приборы

Поэтому запрещено включать или выключать электрический ток, и, несмотря на то, что обычно мы не видим при этом никакого зажигания или погашения огня, это считается подобным зажжению или тушению настоящего огня. Сюда включается запрет пользования электрическим звонком, телефоном, микрофоном и т.п. И даже производить какое-либо действие, посредством которого вызывается подача или прекращение тока, также запрещено. Поэтому запрещено открывать или закрывать дверь, если это послужит причиной зажигания или погашения света. И так же запрещено прерывать световые лучи, если посредством этого осуществится какое-либо изменение в электрической цепи. Нельзя, например, проходить между такими лучами, если это вызывает открывание дверей и т.п. Уже вошло в обычай не пользоваться электрическим лифтом, даже работающим автоматически. И в случае необходимости следует спросить раввина.

3. Электрический холодильник

Поским разошлись во мнениях о том, как пользоваться холодильником. Так как работа большинства холодильников регулируется термостатом, то при открытии его дверцы теплый домашний воздух проникает внутрь и оказывает влияние на термостат, что (иногда) может вызвать начало работы мотора. Некоторые предлагают избавиться от вероятного нарушения законов Шаббата, регулируя работу холодильника посредством реле времени, которое прекращает и возобновляет подачу тока через определенные промежутки времени. В таких случаях холодильник открывают в периоды отключения тока. Некоторые авторитеты не считают это нужным, и многие из крупных раввинов нашего времени разрешают открывать холодильник и без подобного реле. Все же многие разрешают открывать холодильник, только когда слышен шум работающего мотора. Но есть и такие поским, которые не требуют этого. Если внутри холодильника есть лампочка, которая включается при открывании дверей, все согласны, что открывать его запрещено, так как это, безусловно, является непосредственным включением. Если забыли отключить лампочку в холодильнике перед Шаббатом, евреям запрещено открывать его, и, возможно, следует разрешить попросить нееврея открыть холодильник, и об этом необходимо спросить раввина.

Что касается холодильников, внутри которых при открывании дверей включается вентилятор (например, типа No Frost), то ими следует пользоваться только посредством вышеупомянутого реле времени (во время прекращения подачи тока) или произвести изменения в электрической схеме, чтобы вентилятор не срабатывал.

4. Открытие отопительных труб (батарей отопления)

Есть определенные алахические проблемы и при открытии (и также при закрытии) в Шаббат труб центрального отопления, распространенного в наши дни. Несмотря на то, что иногда можно найти некоторые послабления, лучше остерегаться этого, так как трудно разобраться в процессах, происходящих в реальности в отопительной системе, и вмешательство в ее работу может привести к нарушению Шаббата. Тем не менее, в случае необходимости следует спросить раввина.

5. Действия, приводящие к тушению и зажиганию

Запрещено причинять зажигание огня, и даже усиление огня, хотя бы на миг. И то же самое относительно тушения или ослабления горения. Известно, что дуновение ветра в состоянии если не потушить огонь, то, по крайней мере, уменьшить его или, наоборот, разжечь. Поэтому, если свечи стоят напротив двери или окна, запрещено открывать их в ветреное время, если это может повлиять на свечи. Следовательно, в канун Шаббата необходимо выбрать место для свечей таким образом, чтобы они не оказались напротив дверей или окон, открываемых в Шаббат, если через эти окна или двери может подуть ветер, который вызовет погашение свечей или, наоборот, усиление их горения. Не следует также зажигать свечи в месте, где ходит много людей, так как это тоже может привести к какому-либо погашению или возгоранию.

В доме, где есть маленькие дети, необходимо проявлять крайнюю осторожность и устанавливать свечи в недоступном для детей месте, так как, помимо возможного погашения свечей, есть еще и опасность пожара, не дай Б-г.

6. Перемещение свечей

Перемещение огня также может привести к погашению или разжиганию. В особенности это касается масляных свечей, где даже при легком покачивании масло отдаляется от фитиля или приближается к нему, что приводит к небольшому усилению или уменьшению огня. Поэтому при переносе светильников в Шаббат (разрешенным способом, например, когда переносят стол вместе со свечами, если стол не является основанием для них, как будет разъяснено далее в законах мукце) необходимо чрезвычайно остерегаться, чтобы не вызвать погашение или разжигание. Поэтому масляные светильники нужно нести очень медленно. С восковыми светильниками необходимо идти не торопясь, так как это тоже может привести к некоторому усилению или уменьшению огня. [Прим. р. И. Полищука. Безусловно, рекомендуется не пользоваться этими разрешениями, если нет опасности пожара.]

7. Современные духовки

В отношении электрических духовок, у которых в электрическую цепь включен термостат, поддерживающий внутри определенную температуру, необходимо знать, влияет ли открытие дверцы духовки на автоматическое включение нагревательного элемента (что может привести к нарушению Шаббата). Необходимо спросить у понимающих в этом людей, как пользоваться духовкой, чтобы исключить влияние открывания дверцы на термостат. А если это невозможно, нужно задать вопрос раввину.

8. Опосредованное погашение (грам кибуй)

Несмотря на то, что запрещено вызывать любое погашение огня, не только непосредственно руками, но и таким образом, что огонь погаснет сам собой через какое-то время, все же такое действие – опосредованное погашение (грам кибуй) – запрещено только мудрецами. Поэтому разрешили грам кибуй во избежание ущерба, и, если загорелась скатерть, одежда или другие вещи, разрешается лить жидкость на те места, куда еще не дошел огонь. Несмотря на то, что, когда огонь дойдет до смоченной части, он погаснет, это можно делать, так как огонь не гасили непосредственно руками, а мудрецы не запретили грам кибуй в случае ущерба. (При этом следует остерегаться и лить на одежду и т.п. только пачкающие жидкости, например, красное вино и т.п., но не воду и ей подобные жидкости, так как это запрещено со стороны мелахи отбеливания. И если под руками не оказалось ничего, кроме небольшого количества фруктового сока, можно добавить в него воду, но не наоборот – сок в воду, так как при этом меняется цвет воды, и человек заинтересован в этом, поэтому, возможно, это будет считаться крашением.)

С одной стороны, в отношении грам кибуй при наличии ущерба облегчили; с другой стороны, при отсутствии ущерба – наоборот: устрожили больше, чем в других запретах Шаббата. По этой причине иногда даже до начала Шаббата запрещено делать действие, которое может привести к погашению огня в Шаббат, из-за опасения, что это может привести к непосредственному гашению огня в Шаббат. Поэтому, если хотят добавить до Шаббата в свечу какое-нибудь вещество, которое послужит причиной ее тушения в Шаббат, необходимо спросить об этом раввина, так как не во всех случаях разрешается это делать.

9. Перемещение загоревшейся скатерти

Загоревшуюся скатерть разрешается вынести наружу таким образом, чтобы не былопсик рейша погашения или зажигания. И необходимо остерегаться помещать ее после этого в ветреном месте, как в случае со свечами, см. выше в п.5. И хорошо положить ее в пустую ванну, чтобы быть уверенным, что от нее не загорятся другие вещи. Даже если скатерть столь велика, что не вмещается в ванну, можно сложить ее таким образом, чтобы не было псик рейша гашения огня. Но если есть возможность, лучше попросить нееврея вынести скатерть.

10. Упала горящая свеча

Если на стол упала горящая свеча, и возможен пожар (но пока нет опасности для жизни, – ведь в случае опасности для жизни не принимаются в расчет запреты Шаббата, подробнее это описано ниже), необходимо поставить рядом со столом сосуд, для которого не опасен огонь, затем наклонить стол и потрясти его, чтобы свечка скатилась с него в этот сосуд. Следует стараться стряхнуть свечку таким образом, чтобы не было псик рейша ее погашения. Речь идет только о столе, который не является основанием для мукце (см. выше в п. 6). В противном случае стол запрещено наклонять из-за запрета переноса мукце, как будет описано ниже в законах мукце.

Но, если есть опасность большого убытка, и невозможно обезопасить свечку без переноса мукце, тогда, возможно, следует разрешить и перенос ее руками (то же самое, если нельзя потрясти стол и по другой причине). В любом случае, если есть возможность перенести свечку измененным способом (см. ниже в законах мукце), безусловно, лучше сделать так, так как это разрешено и в случае, когда нет убытка. Естественно, что подобные действия возможны только с восковой свечой. Но масляную свечу нельзя скинуть, не совершив при этом гашения, как уже было описано выше в п. 6. И то, что мы разрешили наклонить стол и т.д. – это только в случае, если нет нееврея. Если же он присутствует, необходимо попросить его перенести свечку, так как самому очень трудно сделать это таким образом, чтобы не нарушить Шаббат. Кроме того, посредством нееврея разрешается переносить и масляную свечу.

Резюме (для случая, когда нет опасности для жизни): там, где есть нееврей, необходимо попросить его взять свечу. Это разрешено, даже если свеча масляная. Если же нееврея нет, то в случае, где нет большого убытка, безусловно, предпочтительнее передвинуть свечку измененным способом. А если это невозможно, то в случае, когда стол не является основанием для мукце, разрешается потрясти стол, чтобы свеча упала в поставленный рядом сосуд, но таким образом, чтобы не было псик рейша относительно погашения свечи. Но все это разрешается проделывать только с восковой свечой, но не с масляной. А если есть опасение большого убытка, возможно, следует разрешить и прямой перенос свечи (при этом масляную свечу следует переносить очень осторожно).

Редакция Беерот Ицхак выражает глубокую признательность раву Цви Вассерману и издательству «Швут Ами» за право пользоваться их переводом книги «Законы Шаббата в кратком изложении» на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=16166