Законы Шаббата рава Позена 43 — Глава 41 — Запреты, связанные с неуважением к Шаббату Часть 2

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Позен

1534

Глава 41. Запреты, связанные с неуважением к Шаббату (продолжение)

11. Обращение к нееврею (амира леакум)

Мудрецы запретили просить нееврея выполнить какую-либо мелаху в Шаббат. Это касается как запретов Торы, так и действий, запрещенных только дерабанан. И не имеет значения, просят ли нееврея в сам Шаббат совершить запрещенную евреюмелаху или накануне его – всегда, когда нееврей совершает в Шаббат мелаху для еврея по его просьбе, нарушают установленный мудрецами запрет «обращаться к нееврею» (для совершения мелахи). Тем не менее, если такая просьба звучит в сам Шаббат, совершается более серьезное нарушение, поскольку тогда к запрету «обращения к нееврею» добавляется запрет «говорить о них»: просьба о совершениимелахи, обращенная к нееврею в Шаббат, считается будничной речью.

Запрещено просить в Шаббат нееврея о совершении какой-либо мелахи по окончании Шаббата. Хотя в этом и нет запрета «обращения к нееврею», тем не менее, остается запрет занятия «своими делами», о чем мы писали выше в п.3.

Несмотря на то, что в принципе не имеет значения, какой запрет нарушается – все запреты мудрецов одинаково важны для нас, – все же здесь есть разница между занятием «своими делами» и «разговором о них», и запретом «обращения к нееврею». В запрете занятия «своими делами» и «говорения о них» содержится разрешение намекнуть (см. далее, каким именно способом) на запрещенное действие, чтобы обращение не выглядело однозначной просьбой к нееврею: в этом случае оно расценивается лишь как мысль. Тогда как запрет «обращения к нееврею» включает в себя просьбу в любой форме. Есть также разница в «делах небесных»: действия, связанные с запретами занятия «своими делами» и «говорения о них» разрешены, когда речь идет о заповедях или общественных нуждах, тогда как с точки зрения «обращения к нееврею» не всегда есть подобное разрешение. См. в «Шульхан Арухе», в каких случаях разрешается «обращение к нееврею» для исполнения заповеди.

Несмотря на то, что нельзя намекнуть нееврею сделать для еврея в Шаббат запрещенную мелаху, таким образом, чтобы это указывало на само действие, все же разрешается высказаться таким образом, чтобы нееврей понял сам, чего от него хотят. Это подобно написанному выше случаю возгорания в Шаббат, когда запрещено напрямую просить о тушении пожара (в случае, если нет угрозы для жизни), но можно позвать нееврея и сказать ему, что в нашем доме загорелся огонь, а он уже сам догадается, что от него требуется потушить огонь. (Тем не менее, желательно не пользоваться этим разрешением без необходимости, так как это может послужить источником многих нарушений).

И знай, что это разрешение в силе только тогда, когда мы не получаем выгоды измелахи, сделанной неевреем в Шаббат (то есть в случае, когда выгоду от результата выполненного действия невозможно было бы получить иным способом). В противном же случае такое разрешение не дается. Ведь известно, что даже когда нееврей приходит сам и делает для еврея какую-либо мелаху, запрещено пользоваться ее плодами; например, когда пришел нееврей и зажег свечу для еврея (см. ранее гл. 38, п. 16. и ниже в следующем параграфе). (Более того, обязаны воспрепятствовать ему, когда нееврей приходит зажечь свечу для еврея по собственной инициативе.) Тем более в нашем случае запрещается сказать ему так, чтобы он понял сам.

Необходимо знать, что «обращение к нееврею» не всегда запрещено в Шаббат. Есть случаи, когда мудрецы разрешили нам просить нееврея сделать какую-либо мелаху в Шаббат, например, при болезни, ради заповеди, в случае убытка или большой необходимости, а также в сумерки или в случаях, когда есть алахический спор междупоским: хотя мы обычно устрожаем, иногда можно облегчить и разрешить сделать что-то посредством нееврея. В подобных ситуациях необходимо спрашивать у знатока Торы, чтобы он указал нам, когда можно пользоваться подобными разрешениями.

12. Мелаха, сделанная неевреем в Шаббат

Когда еврей хочет воспользоваться плодами сделанной неевреем в Шаббат мелахи, необходимо спросить раввина, так как иногда это запрещено. И не имеет значения, сделал ли нееврей мелаху для еврея (как по указанию еврея, так и по собственной инициативе), или для себя самого – в любом случае необходимо спросить раввина. См. в «Шульхан Арухе», что часто запрещается пользоваться плодами подобной мелахидаже на исходе Шаббата, пока после окончания Шаббата не пройдет время, необходимое для выполнения данной мелахи.

13. Ссуда в Шаббат

Как уже упоминалось выше, в мелахе «письмо», в Шаббат запрещено заниматься куплей-продажей в любом виде из-за опасения, что станут писать или стирать написанное. По той же причине запрещено одалживать и брать в долг в Шаббат даже такие вещи, которые разрешается переносить в Шаббат, как например, фрукты и т.п. Тем не менее, разрешается брать в долг, если при этом говорят: «Дай мне, а я тебе потом отдам». То же самое при возвращении долга: разрешается возвращать необходимую для Шаббата пищу. Следует только говорить о возвращении продуктов, но не о выплате долга.

14. Разрешение от обетов

Разрешается отменить обет только в случае, если это необходимо для Шаббата. Есть два мнения, по какой причине запрещено отменять обет в Шаббат. Некоторые авторитеты считают, что это является не связанными с Шаббатом хлопотами (так как можно подождать с этим до окончания Шаббата). Другие считают, что это часть запрета «заниматься своими делами» (так как это можно сделать по окончании Шаббата, данное занятие расценивается как будничное, и необходимо более глубокое рассмотрение этого вопроса для большей ясности).

Но все это касается только отмены обычных обетов. Однако муж может отменять в Шаббат обеты жены, и отец – обеты незамужней дочери, причем не имеет значения, связаны ли они с Шаббатом, или нет. Разница в том, что отмену обета дочери или жены нельзя перенести на завтра: его можно отменить только в день, когда его услышали, но не на следующий день. Таким образом, подобная отмена всегда считается потребностью данного дня. Тем не менее, нельзя при этом использовать те же выражения, которыми отменяют обеты в будни. [Какие обеты, при каких условиях, в каком случае и до какого возраста дочери отец может обет отменить, – см. «Шульхан Арух»; в каждом конкретном случае стоит также посоветоваться со знающим раввином.]

15. Сон в Шаббат ради будней

Нельзя говорить в Шаббат: «Пойдем, поспим, чтобы были силы работать после Шаббата». Подобными словами показывают, что отдыхают и спят ради будней. Таких оборотов следует избегать, даже если по окончании Шаббата собираются выполнить какую-либо заповедь.

16. Избегать огорчения в Шаббат

В Шаббат запрещено огорчаться. Поэтому запретили молиться о выздоровлении больного в Шаббат, так как опасались, что это приведет к переживаниям и слезам. Но и здесь имеет значение, необходимо ли именно в этот день молиться о выздоровлении больного, или нет. Так, например, в случае, когда в Шаббат есть непосредственная опасность для жизни больного, разрешают молиться о его выздоровлении даже в Шаббат. Поэтому при посещении больного в Шаббат (или в йом-тов), ему говорят: «Шаббат (йом-тов) – не время для стенаний, исцеление приближается» и т. п. (Но запрещено желать больному скорейшего выздоровления, как это обычно делают в будни.)

17. Будничное занятие

В Шаббат избегают многих занятий, являющихся будничными. То есть, наши мудрецы постановили запретить их не потому, что они связаны с запрещенными мелахот, но вследствие того, что обычно их делают в будни. И, занимаясь ими в Шаббат, выказывают пренебрежение к Шаббату. Что называется будничным занятием, а что нет, открыто величайшим раввинам: им дано то необходимое чувство, которое определяет, какое занятие соответствует духу Шаббата, а какого необходимо избегать. Поэтому случается, что некоторые занятия кажутся нам возможными из-за недостаточной глубины нашего понимания, но при обращении к великим раввинам мы слышим, что следует их избегать: вследствие обширности и глубины своих знаний они понимают, что подобные занятия могут привести к пренебрежению Шаббатом, и, следовательно, они запрещены как будничные.

18. Измерения

В Шаббат запретили производить измерения, так как это является будничным занятием. Но данное постановление не относится к заповедям. Поэтому разрешают измерять температуру больному (ртутным, но не электронным термометром; речь идет о больном, у которого нет опасности для жизни), так как и это считается измерением для заповеди. (Возможны разрешения и в других случаях, поэтому необходимо проконсультироваться у раввина.)

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность раву Цви Вассерману и издательству «Швут Ами» за право пользоваться их переводом книги «Законы Шаббата в кратком изложении» на русский язык.

 


http://www.beerot.ru/?p=17942