Глава 43. Законы мукце (продолжение)
9. Молоток и т. п.
В качестве примера в наших источниках приводится молоток – инструмент, предназначенный для запрещенной мелахи (в строительстве, при починке различных изделий и т.д.). Им разрешают колоть орехи (мы уже писали, что это разрешено, только если колоть орехи больше нечем). И это называется перемещением с целью воспользоваться самим мукце (не для запрещенной мелахи).
И также, если молоток лежит на столе, а мы хотим использовать занимаемое им место, разрешается перенести его оттуда, поскольку перемещение ради использования места разрешено для этого вида мукце. Однако запрещается двигать молоток только для того, чтобы спрятать его (с солнечного места в тень). Причина в том, как мы уже писали выше, что разрешили перемещать данный вид мукце, только если есть в этом необходимость для Шаббата, но не ради самого предмета.
10. Кастрюля
Кастрюля, которую в будни используют для варки, также имеет статус кли шемелахто леисур. (Но если намереваются каким-то разрешенным образом использовать ее в Шаббат, то не отстраняются от нее в своем сознании, и кастрюля не становится мукце). Поэтому запрещается в Шаббат пользоваться пустой кастрюлей, в будни предназначенной для варки, чтобы, например, положить в нее фрукты и т.д., если только нет у нас другой посуды для этой цели, которая не предназначена для запрещенной мелахи. Тем не менее, все то время, пока кастрюля не освобождена от еды, которую обычно держат в ней, к ней не относится запрет перемещения, и разрешается передвигать ее также с солнечного места в тень заодно с ее содержимым. А после опорожнения кастрюли разрешается убрать грязную кастрюлю, как и всякий другой предмет, которым брезгают, воспользовавшись разрешением граф шель рэи, «ночного горшка».
11. Тфилин
Существует расхождение во мнениях, являются ли тфилин мукце. Некоторые алахические авторитеты считают их предметом, предназначенным для запрещенной мелахи, поскольку тфилин не накладывают в Шаббат. Другие же разрешают любое их перемещение, в котором возникает нужда в Шаббат, см. в Шульхан арухе обоснование споров на эту тему. В случае необходимости полагаются на облегчающее мнение, и тем более, когда существует опасение пренебрежительного к ним отношения. Однако изначально, если тфилин хранятся в одном пакете с талитом, следует извлечь их оттуда перед началом Шаббата, чтобы не возникало необходимости двигать тфилин, когда захотят добраться до талита.
12. Кли шемелахто леэтер (предмет, предназначенный для разрешенной в Шаббат мелахи)
Кли шемелахто леэтер (предмет, предназначенный для совершения разрешенной в Шаббат мелахи) разрешается перемещать с какой угодно целью. И не только предмет, который предназначен исключительно для разрешенной мелахи, но даже если он предназначен как для разрешенной, так и для запрещенной мелахи – если запрещенная мелаха не является для него основной, он не получает статус мукце. С таким предметом разрешаются любые перемещения – даже с солнечного места в тень (но только чтобы в этом перемещении имелась какая-нибудь необходимость, однако совсем без необходимости перемещать его запрещено). Поэтому разрешается перемещать формы для запекания, в которых также подают еду на стол (например, формы из пайрекса). Хотя в этих формах и запекают, это не является их единственным использованием, ибо в них также подают еду на стол. Поэтому они называются посудой, предназначенной для разрешенного использования, которую разрешают перемещать при любой необходимости.
13. Продукты, книги и т.д.
Есть еще более высокая категория вещей, к которой не относится запрет перемещения в Шаббат, даже за отсутствием какой-либо нужды. Это провизия, книги, посуда, которой в Шаббат пользуются постоянно – такие предметы разрешается перемещать как угодно. (Тем не менее, в отношении посуды есть мнение, которое запрещает перемещать ее без какой-либо нужды вообще.)
Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность раву Цви Вассерману и издательству «Швут Ами» за право пользоваться их переводом книги «Законы Шаббата в кратком изложении» на русский язык.