Законы Шаббата рава Позена 46 — Глава 43 — Законы мукце Часть 3 — Опора для запрещенной вещи

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Позен

1520

От редакции. Оригинальный текст дополнен комментариями и дополнениями рава Игаля Полищука.

Глава 43. Законы мукце (продолжение)

14. Басис ледавар аасур (опора для запрещенной вещи)

Опорой мы называем один предмет, поддерживающей на себе другой предмет. Т. е. если мукце было помещено на какой-либо другой предмет «на постоянной основе», мудрецы запретили перемещать этот нижний предмет (опору), приравняв его статус к статусу расположенного на нем мукце. Поэтому, если предмет сделался основанием длямукце мехамат хэсрон кис (по причине убытка) или мукце мехамат гуфо, которые запрещено перемещать даже для того, чтобы воспользоваться ими самими или занимаемым ими местом, тогда и их опору запрещено перемещать любым образом. Если же на опоре располагается предмет, сделавшийся мукце по причине запрещенной в Шаббат мелахи (кли шемелахто леисур), который разрешается перемещать, чтобы воспользоваться им самим или занимаемым им местом, но запрещается перемещать с солнечного места в тень, то и его опора получает такой же статус, и ее также запрещается передвигать с солнечного места в тень (однако лишь все то время, покамукце находится на ней). Следует иметь в виду, что есть авторитеты, которые облегчают закон в отношении мукце по причине запрещенной мелахи (кли шемелахто леисур) и говорят, что этот вид мукце вообще не делает опорой нижний предмет, на котором оно располагается.

15. Запрет опоры

Опору для мукце запрещено перемещать вовсе не потому, что, перемещая ее, мы перемещаем также и мукце. Ведь даже если мукце удалили с опоры (в середине Шаббата), опору по-прежнему запрещено перемещать. Т.е. наши мудрецы придали ей самостоятельный статус мукце, так как она уже сделалась опорой для запрещенного предмета. И хотя мы могли бы сказать, что сейчас, в середине Шаббата, после того как с нее удалили мукце, этот нижний предмет больше не является опорой для мукце, и поэтому к нему больше не относится запрет перемещения, но мы уже писали выше в п.4, что всякий предмет, сделавшийся мукце в начале Шаббата (в сумерки), даже если в середине Шаббата его статус меняется, и в этом новом статусе он уже не являетсямукце, тем не менее, запрет его перемещения сохраняется в соответствии с принципом«то, что сделалось мукце в сумерки (в начале Шаббата), остается мукце на весь день)».

И как выше при описании этого принципа мы говорили, что он вступает в силу только тогда, когда предмет является мукце в течение всего времени сумерек, так и здесь нижний предмет становится опорой на весь Шаббат только тогда, когда мукце лежит на нем в течение всего времени сумерек. Однако если мукце лежит на нем только часть продолжительности сумерек, то, после того как мукце удалено, эту опору можно перемещать. Поэтому, если в середине сумерек мы вспомнили, что какой-то предмет может сделаться опорой для мукце, а мы собирались двигать его в Шаббат, то мы можем положить рядом с мукце предмет, разрешенный к переноске в Шаббат, важностью превосходящий предмет мукце. И, тем самым, как объясняется ниже, на данный предмет, который является опорой, не будет распространяться запрет переноса, поскольку, в конце концов, этот предмет не служил опорой исключительно для лежащего на нем мукце в течение всех сумерек.

16. Условия получения статуса опоры

Чтобы опора стала запрещенной для перемещения, необходимо выполнение нескольких условий:

А) Предмет должен служить опорой, поддержкой для лежащего на нем мукце. Но если, напротив, мукце лежит на нижнем предмете для нужд этого предмета, тот не становится опорой для мукце. Поэтому, если положили мукце на крышку кастрюли, чтобы сохранить тепло кастрюли, это не запрещает впоследствии перемещение крышки, поскольку она не становится опорой для лежащего на ней мукце. Т.е. поскольку крышка кастрюли не предназначена поддерживать мукце, а, напротив, мукце служит нуждам кастрюли (бережет ее тепло), следовательно, крышка кастрюли не становится опорой для мукце.

Б) Нижний предмет становится опорой для мукце только в том случае, когда изначально имеют в виду расположить мукце непосредственно на данном предмете. Поэтому, когда помещают мукце в выдвижной ящик, куда обычно, за отсутствием места, кладут много вещей – одну на другую, и нет строгого порядка в том, что лежит сверху, а что снизу, то, поскольку нам все равно, что лежит на чем, и нижний предмет не выделен специально для расположения на нем мукце, он не становится для мукце опорой. (Тем не менее, сам выдвижной ящик становится опорой для мукце, если остальные лежащие в нем вещи уступают мукце по важности, поскольку, в конце концов, в нем самом лежитмукце.)

В) Нижний предмет становится опорой, если он поддерживает только мукце. Однако если он поддерживает и другой предмет, который разрешено перемещать в Шаббат, и, напротив, предназначен для поддержки такого разрешенного для перемещения предмета, то такую опору не запрещено перемещать, хотя она поддерживает и предмет, запрещенный к перемещению. Все это касается случая, когда на нижнем предмете, рядом с запрещенным к перемещению мукце, располагается более важный предмет, перемещать который разрешено. Тогда мы считаем, что опора предназначена, прежде всего, для поддержки разрешенного предмета, (а поддержкамукце является второстепенной), и такую опору разрешается двигать. В этом случае она называется «опорой для запрещенного и для разрешенного (к перемещению) предметов». Поэтому принято перед началом Шаббата класть субботние халы на обеденный стол, где также зажигают свечи, чтобы стол не сделался опорой исключительно для запрещенных к перемещению свечей. И даже если иногда свечи будут превосходить халы своей важностью, а мы писали выше, что разрешенный к перемещению предмет должен быть важнее запрещенного, уже объяснили, что халы, являющиеся неотъемлемой частью трапезы, всегда важнее.

Г) Еще условие: чтобы предмет предназначался для расположения на нем мукце на этот Шаббат, (по мнению некоторых авторитетов, это предназначение должно касаться всего Шаббата, а некоторые полагают достаточным его распространения только на часть Шаббата). Поэтому, если не положили мукце на нижний предмет с намерением оставить его там на весь Шаббат, он не становится «опорой, запрещенной для перемещения». И даже если вначале (перед Шаббатом) положили его туда осознано, но не думали, что он останется на этом месте весь Шаббат, т.е. в сумерки забыли его убрать оттуда, нижний предмет не становится «опорой, запрещенной для перемещения», поскольку мукце считается забытым.

И поскольку существует спор, делается ли предмет «опорой, запрещенной для перемещения», если собирались расположить на нем мукце только на часть Шаббата, (например, собирались удалить его в течение Шаббата с помощью нееврея в случае, когда разрешается попросить нееврея передвинуть мукце), не следует разрешать двигать такую опору. И только в случае ущерба следует положиться на облегчающее мнение. (И, тем не менее, есть авторитеты, которые считают, что всегда запрещается двигать такую опору, пока не стряхнули с нее мукце.)

Д) Из сказанного мы учим, что нижний предмет делается опорой, когда предназначается для расположения на нем мукце. Поэтому только хозяева могут выделить место для мукце, но другие люди, не хозяева, не могут сделать опорой длямукце не принадлежащую им вещь. Поэтому, если другой человек положил мукце (свое или товарища) на предмет, принадлежащий товарищу, этот предмет не становится опорой, а мукце считается забытым. Тем не менее, если человек положил там мукце к выгоде хозяев, так что, из общих соображений, это удобно им, тогда нижний предмет также может сделаться опорой для мукце.

17. Перемещение кошелька

Кошелек для хранения денег или любого другого предмета – мукце, поскольку он предназначен для пользования запрещенным предметом. Запрещается перемещать его, как и каждое мукце, предназначенное для совершения запрещенной мелахи, если только его не перемещают, чтобы воспользоваться им самим или занимаемым им местом. И все это, если не положили в него мукце до начала Шаббата. Но если положили в кошелек мукце до начала Шаббата, он сделался опорой для запрещенного предмета, и запрещается передвигать его даже для пользования им самим или его местом. Запрет перемещения не отменяется, даже если после этого мукце удалено из кошелька в Шаббат, как объяснено выше в п. 15.

18. Перемещение стола, в ящике которого находится мукце

Если изделие составлено из двух соединенных вместе частей, и каждая из частей используется сама по себе, и одна часть является основной, а другая – второстепенной, тогда, если часть, используемая второстепенным образом, делается опорой для запрещенной к перемещению вещи, то запрет ее перемещения не распространяется на вторую часть изделия, и ее разрешается перемещать, как и прежде. И хотя, когда перемещают все изделие целиком, перемещают также и опору для мукце, мы не считаем это перемещением мукце, но говорим, что перемещение делается ради основной части изделия (которая не является мукце). А то, что одновременно с ней перемещается и опора для мукце, считается опосредованным перемещением (тилтуль мин ацад).

Поэтому, когда мукце лежит в ящике, присоединенном к столу, хотя сам этот ящик запрещено двигать, поскольку он сделался опорой для мукце, мы не говорим, что запрещено двигать также и стол из-за мукце, лежащего в его ящике. Причина в том, как объяснялось выше, что, поскольку стол имеет много различных назначений, запрет перемещения одной второстепенной его части (ящика) не в состоянии распространиться и запретить перемещение всего стола.

Все это в случае, когда ящик присоединен к столу. Но если он не присоединен к столу, тогда закон меняется. Тогда стол делается опорой для ящика и тоже служит для поддержки лежащего в ящике мукце, получая статус опоры для мукце, запрещенной к перемещению все то время, пока на столе не лежит предмет более важный, чем мукцев его ящике. (См. ахроним, которые написали, что из-за мелких монет, лежащих в ящике стола, мы не запрещаем перемещение всего стола).

19. Обнаружил деньги в кармане одежды

Карман одежды, в который намеренно положили деньги (или другое мукце), делается опорой для мукце, и его запрещено перемещать из-за лежащего в кармане мукце. Закон в данном случае схож с изложенным выше законом ящика, присоединенного к столу. Т.е. мы не говорим, что запрещено перемещать всю одежду из-за лежащего в кармане мукце, поскольку в основном одежда служит для надевания, а не для хранения вещей в ее карманах. Таким образом, мы говорим, что перемещаем одежду ради нее самой, а не ради кармана, что разрешено, поскольку перемещение кармана будет опосредованным. Все это в случае, когда речь идет об отдельном кармане, который пришивается только своим краем к одежде. Но если он пришит к одежде целиком, т.е. сама одежда делается одной из сторон кармана, тогда лежащее в кармане мукце делает опорой всю одежду (поскольку мукце лежит не в отдельном кармане, но и в самой одежде), и всю одежду запрещено перемещать.

Все сказанное выше справедливо, если мукце положили в карман намеренно. Однако если просто забыли его там, разрешается перемещать его, и, как и в каждом случае забывания предметов, необходимо сначала вытряхнуть мукце из кармана (когда это возможно сделать), прежде чем перемещать одежду. Когда речь идет об отдельном кармане, который пришивается только своим краем к одежде, нет необходимости прежде вытряхивать мукце. Тем не менее, есть авторитеты, которые не делают в этом вопросе разделения и обязывают вытряхивать прежде мукце в любом случае (когда это возможно). (И таков закон описанного выше перемещения стола: по устрожающему мнению необходимо сперва стряхнуть со стола мукце.)

Еще написано, что даже в случае, когда разрешили перемещать одежду, в кармане которой есть мукце, все же такую одежду с мукце запретили надевать даже внутри дома, поскольку опасались, что если разрешить надевать одежду, в кармане которой лежитмукце, придут к тому, что будут надевать ее и за пределами дома, нарушая запрет переноса.

Поэтому, что должен сделать человек, нашедший мукце в кармане своей одежды, чтобы он смог эту одежду надеть? Закон различает между случаем, когда речь идет об отдельном кармане, который пришивается только своим краем к одежде, и случаем, когда он пришит к одежде целиком. Когда он пришит только своим краем, тогда, еслимукце положили в карман намеренно, карман становится опорой для мукце, и запрещено вытряхивать его, держа в руках карман. Следует взяться за саму одежду и попытаться вытряхнуть мукце из кармана. После этого одежду разрешается надевать. Но когда карман пришит к одежде целиком, тогда вся одежда становится опорой длямукце, и ее запрещено перемещать. Если же мукце просто забыли в кармане, тогда, поскольку карман не сделался опорой для мукце, разрешается также держаться за сам карман, вытряхивая из него мукце, а после этого разрешается надеть одежду. Это разрешено, даже если карман целиком пришит к одежде: поскольку мукце забыли в нем, одежда не становится опорой для мукце.

Правильно проверять одежду перед началом Шаббата, не лежит ли какое-нибудь мукцев ее карманах.

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность раву Цви Вассерману и издательству «Швут Ами» за право пользоваться их переводом книги «Законы Шаббата в кратком изложении» на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=21101