Законы Шаббата рава Позена 32 — Главы 32-34 — Разглаживание, разрезание кожи

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Позен

1549

Глава 32. Разглаживание

1. Определение мелахи

Разглаживание кожи – это одно из производимых над кожей действий, в результате которого она становится годной к использованию, например, для того, чтобы писать на ней и т.д. Как производится мелаха? Удалением шерсти, скоблением участков кожи и т.п. И тот, кто совершает подобные действия, нарушает запрет Торы. Поэтому запрещено вытирать обувь в Шаббат обо что-то острое, так что при этом часть кожи облупливается. Однако нет запрета вытирать грязные ботинки, даже если они мокрые, о специальный коврик перед входом, чтобы не занести грязь в дом.

2. Разглаживание других материалов

Разглаживание касается и таких материалов, как золото, серебро и другие металлы. Поэтому запрещено тереть металлическую посуду и другие подобные вещи материалами, способствующими разглаживанию, например: стальной ватой, чистящим порошком – которые, безусловно, разглаживают. И хотя с точки зрения мелахиразглаживания нет проблемы использовать эти материалы для чистки стеклянной и подобной стеклу посуды, тем не менее, используя стальную вату, следует остерегаться выжимания (мелаха молотьба), а пользуясь порошком – замешивания (мелахазамешивание).

3. Размазывание

Размазывание – это толада разглаживания. Запрещено мазать какое-либо место жиром и т.п., и тот, кто это делает, нарушает запрет Торы. (Оба этих действия сходны, так как, размазывая нечто по поверхности предмета, мы делаем его более гладким.) В связи с этим запрещено смазывать мазью повязку или что-нибудь другое, поскольку этим нарушается запрет Торы. И раз само намазывание запрещено Торой, мудрецы запретили пользоваться и такой повязкой (с мазью), которая приготовлена заранее, чтобы случайно не совершить намазывания в Шаббат. (Если в Шаббат с раны упала повязка, и хотят ее вернуть, см. об этом в Шульхан Арухе). По той же причине (размазывание) запрещено накладывать в Шаббат на тело мазь и размазывать ее.

Если в каком-то конкретном случае необходимо смазать рану (случаи, к которым не относится запрет лечения в Шаббат, рассматриваются ниже, в законах лечения в Шаббат), а мазать тело мазью, как мы знаем, запрещено, разрешается нанести мазь на тело в нескольких местах и сверху наложить повязку так, чтобы мазь размазалась сама собой10. (Однако запрещено сначала класть мазь на кусок материи, даже не размазывая ее, поскольку это похоже на накладывание повязки в Шаббат). Часто у маленьких детей бывают раздражения под подгузником, и их можно смазывать только способом, описанным выше, то есть положить мазь в нескольких местах и надеть подгузник, чтобы мазь разошлась сама собой. Если же эта мера недостаточна, следует спросить у раввина, как поступить.

4. Мыло

Из-за запрета размазывания запрещено в Шаббат пользоваться твердым мылом. Жидким мылом принято пользоваться в Шаббат, хотя есть более строгое мнение, требующее предварительно смешать его с небольшим количеством воды (есть, кто устрожает и в этом).

5. Густое масло

Запрет Торы на размазывание касается только относительно твердых веществ, таких как жир, сало, воск и пр., но к густому маслу этот запрет не относится. Однако мудрецы постановили, что и к маслу, густому настолько, что оно похоже на перечисленные выше вещества, относится запрет размазывания. Поэтому запрещено смазывать волосы гелем, похожим по консистенции на густое масло.

6. Нет запрета размазывания в отношении еды

В размазывании, как и во многих других мелахот, запрет в отношении пищи не действует. Все же есть мнения, что в некоторых случаях размазывание пищи запрещено мудрецами, например, если это делают для красоты. Но, по всем мнениям, нет никакой проблемы в намазывании масла на хлеб, так как здесь целью является не украшение, а распределение масла по всей поверхности куска хлеба. И хотя, по основному смыслу закона, разрешено намазывать также и для украшения, например, размазывать картофельное или яблочное пюре, чтобы они выглядели привлекательно и т.д., поскольку есть более строгое мнение, «благословен будет тот, кто воздерживается от этого». От решения этого спора зависит, разрешить ли намазывать на пирог крем, поскольку это делают для украшения.

Глава 33. Разметка

Прежде чем из кожи начинают что-то делать, ее разрезают по мерке, и для того, чтобы отрезать ровно, куски кожи размечают. Иногда это делают краской, иногда острым предметом типа гвоздя и т.п. И это называется разметкой. Таким способом размечают кожу (клаф) или бумагу, чтобы запись была ровной, или другие материалы, прежде чем нарезать их. Тот, кто чертит в Шаббат на любом материале: коже, пергаменте, бумаге, дереве и т.д. (кроме пищи), и неважно чем: краской, острым предметом, или даже ногтем, чтобы сделать наметки для своих последующих действий, нарушает запрет Торы.

Глава 34. Разрезание

После разметки кожу и пр. разрезают. Нарезание кожи, бумаги, ткани или других материалов, по отношению к которым важны размеры, является запретом Торы. Все это касается случаев, когда намереваются вырезать по определенной форме и размеру. Если же разрезают эти материалы, портя их или не заботясь о размерах, просто так или в качестве игры, запрета Торы нет, однако мудрецы запретили и это.

Разрезание, как и часть мелахот, не относится к пище, даже к корму для животных, и даже если режут не для того, чтобы есть, например, отрезать соломку для ковыряния в зубах. Тем не менее, исправляя уже сделанные из еды предметы, можно нарушить запрет резания, см. в Шульхан Арухе.

Редакция Беерот Ицхак выражает глубокую признательность раву Цви Вассерману и издательству «Швут Ами» за право пользоваться их переводом книги «Законы Шаббата в кратком изложении» на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=14097