Законы Шаббата рава Позена 33 — Главы 35-36 — Написание и стирание написанного

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Позен

1480

Глава 35. Письмо

1. Определение мелахи

Тот, кто пишет какие-либо письменные знаки, будь то на святом языке, или на любом другом, чем-нибудь, что может просуществовать достаточно длительное время (миткайем), а также на материале, который способен сохранить запись на большой срок, нарушает запрет мелахи письма из Торы. Если одно из этих условий не выполняется, и сделанная запись не сохраняется, нарушения Торы нет. Если запись сделана необычным, измененным способом, например, левой рукой, в этом также нет нарушения запрета Торы. Но во всех этих случаях, если написанное различимо, действует запрет мудрецов, как будет объяснено ниже.

2. Ее производное (толада)

Толада письма – создание любого изображения. Так же, как и ав мелаха, она запрещена Торой, только если изображение способно просуществовать длительное время. Если же изображение делается способом, при котором оно не сохраняется, его изготовление запрещено мудрецами.

3. Что называется «существованием достаточно длительное время»?

Если написать что-нибудь фруктовым соком, даже если запись делается на пергаменте, в этом нет нарушения запрета Торы, поскольку подобная запись не может просуществовать долго. Аналогично, сделавший запись хотя бы и чернилами, но на поверхности овощного листа, патур, так как лист через короткое время завянет, и запись не сохранится. Однако, как мы писали, во всех этих случаях есть запрет мудрецов.

4. Что называется «письмом»?

Нет разницы, чем писать. Главное, чтобы запись была различима (если же запись не может быть видна, запрета нет в принципе). Таким образом, письмом называется любая запись, произведенная чернилами или подобным веществом (запрет мудрецов распространяется также на неспособные к длительному существованию жидкости, типа фруктового сока), а также оттиск, сделанный ногтем, гвоздем или другим острым предметом. И в случае, когда написанное способно сохраниться относительно длительный срок, это является нарушением Торы.

Из этого мы учим, что запрещается писать на песке или на запотевшем стекле, потому что, хотя написанное просуществует недолго, запись можно прочитать, а потому подобное действие запрещено мудрецами (дерабанан). Однако писать буквы в воздухе или на чисто вытертом столе не запрещено даже мудрецами, поскольку при этом ничего невозможно увидеть.

5. Соединение букв

Запрещено прикреплять отдельные буквы, сделанные из серебра и т.п., на какой-то предмет, даже если при их присоединении не нарушается запрет шитья (например, иголкой и т.п.). Поэтому, если в Шаббат с занавеса в синагоге отвалились пришитые к нему буквы, запрещено возвращать их, даже просто прикалывая булавкой.

Маленьким детям разрешается, однако, играть карточками, на которых написаны буквы, и даже составлять из них слова и разъединять их.

6. Восполнение букв

Если порвался исписанный лист, нельзя сближать разорванные части, так как этим мы восполняем буквы, а это приравнивается к их написанию.

Книгу, на торце которой написаны буквы, изначально лучше не закрывать и не открывать, поскольку есть мнение, что, закрывая книгу, мы делаем буквы полными, а это считается написанием. Поэтому ахароним (мудрецы XVI в. и позднее) предостерегали против написания букв на торце книжных листов, чтобы не подвергать себя подобной опасности, если нужно открыть или закрыть такую книгу в Шаббат.

7. Запреты, чтобы не прийти к «письму»

Здесь, как и в других мелахот, мудрецы сочли нужным запретить некоторые действия, которые могут привести к нарушению запрета письма. Таким образом, запрещена купля-продажа, сдача и наем и т.п. действия, обычно связанные с записями, так как есть вероятность, что в процессе занятий этим можно забыть о том, что сейчас Шаббат, и начать писать.

Также запретили получать плату за работу в Шаббат, включив это действие в категорию купли-продажи. Однако разрешается получать или давать (не в Шаббат) эту плату как часть общей оплаты за работу в будние дни и Шаббат, а также в случае исполнения мицвы. И поэтому, когда необходимо дать или получить (не в Шаббат) плату за работу в Шаббат, следует посоветоваться с раввином.

Запрещено дарить что-либо в Шаббат, за исключением случая, когда подарок может быть необходим в тот же Шаббат. Тому, кто хочет сделать подарок в Шаббат, можно посоветовать до начала Шаббата через посланца передать получателю подарка право владения, и тогда уже не будет запрещено вручить ему сам подарок в Шаббат. См. ниже в гл. 41 еще о законах купли-продажи.

Запрещается играть в Шаббат в такие игры, в которых в будни принято делать записи. А игры на деньги уже запрещены из-за купли-продажи.

Глава 36. Стирание написанного

1. Определение мелахи

Тот, кто стирает написанные буквы, чтобы на этом месте писать, а по некоторым мнениям и стирающий для других целей, чтобы исправить что-то, нарушает запрет Торы. Не только стирать буквы (или изображения), но и смывать чернильное пятно, случайно попавшее на бумагу или клаф, чтобы сделать это место годным для письма, запрещено Торой. Как уже было написано выше в гл. 25 (о завязывании и развязывании узлов), мелаха стирания симметрична мелахе письма. Поэтому запрет Торы касается только стирания написанного, способного просуществовать длительный срок. Именно такое письмо запрещено Торой в Шаббат. Однако мудрецы запретили любой вид стирания.

2. Виды стирания, запрещенные мудрецами

Стирание, запрещенное мудрецами, включает все виды стирания. Не только если появляется возможность писать на освободившемся месте, но даже если после стирания писать на этом месте невозможно. И даже если при стирании уничтожается сам материал, само место для письма, запрещено стирать таким способом из-за запрета мудрецов.

Поэтому запрещено в Шаббат рвать написанное, так как дерабанан и это считается стиранием. Это касается случаев, в которых не нарушается запрет разрывания, например, при разрывании упаковки или оберточной бумаги, внутри которой находится еда. Как будет разъяснено ниже (мелаха строительства), не запрещено рвать, чтобы добраться до еды, но при этом, в силу запрета стирания, необходимо рвать с осторожностью, чтобы не разрывать буквы. Поэтому запрещается разрезать хлеб или плод в месте, где приклеен ярлык с надписью, – это тоже включено в постановление мудрецов.

3. Буквы на еде

Если на пироге есть буквы, написанные цветным кремом и т.п., нельзя разламывать их рукой, а только откусывать ртом непосредственно во время еды, (некоторые утверждают, что данный запрет распространяется и на особенные рисунки, которыми украшают пирог, например, книга Торы и т.п.) Однако если буквы сделаны из самого пирога, например, вытеснены на нем или написаны фруктовым соком и т.п., то можно разломить их перед тем, как съесть. Но все-таки, поскольку по этому вопросу нет согласия между поским, по возможности, правильнее соблюсти все мнения и резать пирог между буквами.

4. Сокрытие написанного

Если какой-то материал, например, воск, упал на запись и закрыл ее собой, запрещено счищать его в Шаббат. И также в случае слипания двух страниц в месте записи, запрещено разъединять их, так как это также считается стиранием.

Редакция Беерот Ицхак выражает глубокую признательность раву Цви Вассерману и издательству «Швут Ами» за право пользоваться их переводом книги «Законы Шаббата в кратком изложении» на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=14104