Какая польза от мудрецов Торы?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1498

Как всегда, затрагиваемая тема актуальна для нас, как минимум, по двум причинам: во-первых, мы находимся в периоде отсчета Омера, а во-вторых, ситуация в современном Израиле такова, что не поднять в очередную раз эту тему просто невозможно. Рамбан пишет, что этот период изначально должен был стать подобным холь а-моэду, – все дни от Песаха до Шавуота должны были быть подобны полупраздничным дням, и посвящены подготовке к получению Торы. Однако все мы знаем, что существует традиция уменьшать радость в эти дни настолько, что некоторые люди даже путают дни отсчета Омера с днями бейн амецарим (от 17 тамуза до 9 ава). Действительно, в настоящий период мы не стрижемся, не слушаем музыку и не женимся, – но как же произошло, что такие важные дни превратились в дни траура?

Сказано, что в эти дни умерло 24 000 учеников раби Акивы – не было за всю историю нашего народа подобной трагедии, когда цвет Торы ушел за кратчайшее время. Однако еш дин ве-еш даян, – есть Суд и есть справедливый Судья, поэтому нам названы причины такой трагедии – ученики раби Акивы не относились с должным почтением друг к другу. Если задуматься над этим, можно увидеть для себя много нового. В недельной главе Кдошим мы встречаем знаменитую заповедь «Возлюби ближнего как самого себя», и говорит раби Акива, что это клаль гадоль бе-Тора – великое правило Торы. Непохоже, однако, что он выучил это лишь после смерти своих учеников. Скорее всего, и раби Акиве, и его ученикам это было изначально известно, но тогда возникает вопрос – почему они вели себя так? Мы знаем также основополагающее правило Торы: любые рассказы о грехах великих людей нужно воспринимать и соотносить с их высоким уровнем – то есть, на нашем уровне мы бы ничего неправильного и не заметили в таком поведении, но для них это был большой недостаток.

Есть два объяснения, как связаны эти события с отсчетом омера. Согласно первому, действительно существовал некий недостаток в отношениях между учениками, и проблема видится в том, что было нарушено правило дерех эрец кадма ле-Тора – «добрые человеческие качества предшествуют Торе». В те дни, когда готовятся к получению Торы, надо было эти качества улучшать, в то время как у учеников раби Акивы, наоборот, именно эти качества оказались с ущербом. И следует еще раз подчеркнуть, что речь идет не просто об обычных честных людях, – они должны были передать Тору следующему поколению! Без дерех эрец такая передача Торы оказалась невозможной, и поэтому они были так тяжело наказаны.

Однако такое объяснение хочется дополнить еще одним, связанным с понятием кевод а-Тора, уважением к Торе. Понятие кавод можно перевести как «почитание», «слава» – но, как и у любого слова, у него есть корень. Кавод – от слова кавед, тяжесть. Также и на арамейском языке слово якар переводится не только как «дорогое», но и как «тяжелое». И, хотя люди, как правило, не обращают на это внимания, оказывать кому-либо (или чему-либо) почести прежде всего означает – признавать его весомость. Сказано в Пиркей Авот (гл. 6), что нет в мире ничего, достойного почитания настолько, насколько достойна этого Тора. Нам трудно это понять, потому что сегодня мы потеряли всякое представление о том, что такое настоящий кавод. Те поколения, которые видели, какой почет оказывали монархам, – в России, в Германии, в Австрии, – могли это понимать. Любые же проявления современной демократии, например, в лозунгах типа «кто был никем, тот станет всем» – очень далеки от понятия кавод. У нас не хватает душевного понимания и ощущения того, что это такое – кавод. И даже представить себе, что такое кавод мелахим – почитание царей, мы можем лишь отдаленно, например, наблюдая за сменой караула у дворца английской королевы – отдаленно, так как в современном мире это больше театр, рассчитанный на туристов, чем реальное оказание почестей.

А что же такое Тора? Тора — это раскрытие Воли Творца, как в нашем мире, так и в высших мирах. Рамхаль в книге «Дерех Ашем» высказывает очень важную мысль: «самое высшее влияние Всевышнего, подобное Ему Самому, спускается в этот мир через Тору». Таким образом, Тора раскрывает в этом мире высший Б-жественный разум, секреты мироздания, – весь мир построен на Торе! И мы должны понимать, что столь возвышенное понятие, как Тора, требует к себе уважения согласно своему уровню. Есть поговорка, что дорогую картину помещают в дорогую рамку; однако ни одна, пусть и самая дорогая картина, не может сравниться даже с одним словом Торы.

Много лет назад в Иерусалиме мой учитель и наставник основатель Ешиват Тифрах, гаон рав Яаков Фридман, да продлятся его дни, проводил беседу о том, что такое кавод а-Тора. Вот ее короткое содержание: кавод а-Тора не начинается с почитания величайших мудрецов Торы. Даже пятилетнего мальчика следует уважать, если он уже учит Тору. Он начинает учить Хумаш, потом переходит к Мишне, потом начинает учить Гемару – и это уже причина относиться к нему уважительно, он несет святую Тору в наш мир! Потом этот мальчик становится учеником ешивы, аврехом в колеле – и каждый дополнительный уровень постижения им Торы требует дополнительного уважения. И только после того, как мы это поймем, мы приблизимся к пониманию того, как надо почитать великих мудрецов Торы.

Я полагаю, что проблема с учениками раби Акивы была не только в том, что они недостаточно уважали друг друга, просто как люди, проблема была в том, что они не относились с должным почитанием к мудрецам Торы, коими они сами и являлись – каждый друг для друга. Это само по себе непросто – двое мальчиков, которые выросли вместе, не могут с легкостью прийти к тому, чтобы уважать друг друга! И даже если они повзрослели и оба стали большими раввинами, это может иногда мало повлиять на отношение к одного к другому – так как он остается для него другом «из одной песочницы», с которым можно быть накоротке! Однако в мире Торы, при всех дружеских отношениях, все же присутствуют другие факторы, поэтому им уже не подобает вести себя друг с другом так, как они вели себя в детстве! Изменилось прежде всего то, что они уже несут на себе кевод а-Тора. И хотя они могут оставаться по-прежнему близкими друзьями, это не причина не уважать друг друга!

В трактате Йевамот написано, что муж должен «любить жену, как самого себя, а уважать ее больше, чем самого себя». Мы видим отсюда, что, несмотря на то, что супруги так близки (ишто ке-гуфо – жена человека, как часть его самого), Тора особенно подчеркивает важность уважения к собственной жене! Иными словами, близость не противоречит уважению.

Кроме того, в трактате Мегила говорится о том, что оказание почестей каждому отдельному знатоку Торы даже важнее, чем ее изучение. И Рабейну Йона в книге «Шаарей Тшува», когда описывает самых страшных грешников, говорит о том, что одна из больших человеческих проблем – это отсутствие уважения к Торе. Эта проблема настолько серьезная, что существует целая категория людей, у которых нет места в мире грядущем, и отсекается их душа лишь по одной причине – в них отсутствовало уважение к Торе!

Есть понятие, символизирующее нечто, противоположное Торе, и являющееся крайне оскорбительным, – это понятие апикойрес. В самом простом объяснении, это – человек, отрицающий Тору и Всевышнего. Интересно, что в Талмуде апикойресом называется человек, который оскорбляет своего товарища в присутствии мудреца Торы. В чем здесь проблема, почему такой человек называется сразу апикойресом, а не просто, например, нехорошим человеком? Объясняет Рабейну Йона: проблема этого человека в том, что у него отсутствует почитание Торы, он полностью пренебрегает ей, если позволяет себе так неуважительно говорить со своим другом при мудреце Торы! Соответственно, когда мы говорим: ученики раби Акивы умерли оттого, что не относились друг к другу подобающим образом – речь идет не просто об отношениях между людьми; здесь основной причиной является неуважение к Торе! Кавод а-Тора требует особенного внимания. Если нет почитания Торы, то и полноценная передача ее следующим поколениям невозможна! В этом и видится основной изъян учеников раби Акивы, и этим они отняли у себя возможность стать звеном в цепочке передачи Торы следующим поколениям.

Рав Хаим из Воложина, глава Воложинской ешивы, особенно заботился о том, чтобы у его учеников был кавод а-Тора. Он видел в них прежде всего мудрецов Торы, которые должны были передать ее следующим поколениям, и уважение стояло при этом далеко не на последнем месте! И, наоборот, если мы встретим учебное заведение, где изучают Тору, но не оказывают тем, кто ее изучает, должного почета – то можно с большой долей уверенности сказать, что это заведение не станет основным местом передачи Торы следующим поколениям.

И тут нас также подстерегает ецер а-ра, дурное начало. Претензия, которую часто можно услышать, стара как мир: «какая от вас польза, мудрецы Торы? Мы и без вас знаем, что курица разрешена в пищу, а ворона – нет, и ясно, что курицу не запретят, а ворону не разрешат», – а какая кроме этого может быть польза? (См. трактат Санедрин.) В Гемаре обсуждается, к какой группе «отверженных» относится человек, который задает такой вопрос: к апикойресам, или к тем, кто неверно объясняет Тору, искажая ее подлинный смысл. Рабейну Йона приводит, что, по словам мудрецов, если бы в Сдоме было хотя бы 10 праведников, т.е. 10 изучающих Тору человек, он не был бы разрушен, – неужели этого недостаточно, чтобы понять, сколь велика значимость изучающих Тору? Тот же, кто говорит, что нет никакой пользы от мудрецов, просто отрицает всю Тору! Мудрец Торы постигает и вносит в наш мир понимание Воли Творца.

Пути дурного начала известны: облачить в красивые одежды понятие, ничего не значащее, с тем, чтобы по контрасту с ним принизить понятия, обладающие действительно великой важностью. Яркий пример тому – огромное уважение, оказываемое профессору университета (даже если он, к примеру, занимается древнекитайской филологией), и при этом недоумение по поводу того, за что можно уважать мудреца Торы? Эти пути зла не новы, это орудие разрушения нашего народа существовало во все поколения; с этого, по многим мнениям, началось движение реформы и распад еврейства Германии (что в итоге привело к Катастрофе) – там перестали уважать знатоков Торы. И на это делал особый упор глава ешивы Воложин – ни в коем случае не допустить, чтобы статус учеников ешивы был занижен, и добиться, чтобы они пользовались тем уважением, которого на самом деле заслуживают!

Интересно, что в Талмуде упоминается нехарактерное, казалось бы, достоинство потомков Эдома – они с уважением относились к мудрецам Торы! Сейчас мы находимся в тяжелейшем периоде гонений на учеников ешив, когда со всех углов нам кричат о том, что они должны выполнять долг «общественной службы», причем слышим мы это, в первую очередь, от наших нерелигиозных братьев (и, к сожалению, от некоторых как бы религиозных). Данная спекуляция основывается на отсутствии элементарного уважения к мудрецам Торы, на отсутствии качества, которое можно наблюдать даже у неевреев. У Хафец Хаима есть интересная притча: на набережной стоит магазин, и вдруг некто заходит в него и начинает все содержимое этого магазина выбрасывать в реку. Что мы можем сказать про такого человека? Как минимум одно ясно – он точно не хозяин магазина, потому что тот не стал бы просто так выбрасывать нажитое тяжелым трудом в реку. То же самое можно сказать и о людях, которые не видят никакой ценности в мудрецах Торы, и отрицают их значимость: Тора не принадлежит этим людям. А причина проста – у людей просто отсутствует понятие кавод а-Тора!

Сейчас, когда мы находимся в периоде сфират а-омер, нам надо обратить особое внимание на развитие своих душевных качеств, и прежде всего – на уважение к мудрецам Торы. Наш траур в эти дни – неспроста, из истории с учениками раби Акивы мы должны вынести для себя важный урок – насколько необходимо проявлять уважение друг к другу и ко всем изучающим Тору. Мы должны стараться день за днем поднимать уровень наших взаимоотношений, ведь все мы, слава Б-гу, являемся в той или иной степени носителями Торы! Особенные усилия следует приложить нам сейчас, когда отовсюду сочится разъедающий яд пренебрежения к изучающим Тору, ведь такая атмосфера неуважения к Торе может стать причиной того, что мы сами начнем смотреть на себя чужими глазами, а этого никак нельзя допустить.

Как-то рава Хаима из Воложина спросили, не может ли подобное (возможно, в чьих-то глазах, преувеличенное) внимание к ценности изучения Торы привести к высокомерию. Он ответил, что его студенты его ешивы изучают мусар (этическое учение, направленное на развитие высоких душевных качеств) именно с целью предотвратить это, однако ни в коем случае нельзя допустить, чтобы вещь, по достоинству заслуживающая уважения, этого уважения не получала! Поэтому надо уважать и в себе, и в других уже одно то, что мы сидим и занимаемся Торой. Это не должно становиться причиной для гордыни, это дар Всевышнего, который, наоборот, ко многому нас обязывает!

Еще раз подчеркнем, что сейчас мы видим в действии один из излюбленных приемов дурного начала: незначительным вещам придается небывалая важность, и при этом все делается для того, чтобы принизить достоинство Торы. В такой ситуации главная задача для нас – всеми силами постараться сохранить кавод а-Тора: понять для себя важность Торы, ее огромное значение. Например, каждый день мы говорим: талмуд Тора ке-негед кулам – изучение Торы равноценно исполнению всех остальных заповедей. Это не должно остаться на уровне набора слов – мы должны достичь такого отношения к Торе, чтобы изучение ее действительно стало для нас равнозначным исполнению всех заповедей. И когда мы говорим «эти надеются на коней и на колесницы, а мы поминаем имя Всевышнего (имеются в виду Тора и молитва)» – следует действительно видеть в Служении высшую ценность, несравнимую ни с каким мнимым почетом, который мы можем получить в этом мире из фальшивых источников.

Изучение Торы поддерживает существование нашего мира. В нем – источник благополучия для нашего народа. В заслугу изучающих Тору нам дан удел в Святой Земле и в мире грядущем. Тора называется Торат Хаим (буквально – «Тора жизни»); жизнь по Торе означает жизнь по Воле Творца. Как замечателен наш удел, удел наших жен и близких и всех тех, кто поддерживает и помогает изучению Торы. Нам нужно благодарить Творца за этот дорогой подарок!

Повысить кевод а-Тора в себе и в других – вот наша основная задача в период сфират а-омер, и тогда, с Б-жьей помощью, мы удостоимся заново получить Тору в день ее дарования во всей полноте и с чистым сердцем!


http://www.beerot.ru/?p=27024