Будущий Мир — Глава 2 — Этот мир — Жизнь для Будущего Мира улучшает этот мир

Дата: | Автор материала: Рав Авигдор Миллер

144
мир без смерти

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за предоставленное ей право опубликовать пока неизданный перевод книги «Рабби Миллер о Будущем мире».

 

Глава 2. Этот мир

Продолжение

  1. Каким образом жизнь для Будущего Мира улучшает этот мир?

Когда человек задумывается о Грядущем Мире, это меняет его поведение в этом мире. Если вы живете сегодняшним днём, вы можете ляпнуть что-нибудь, а потом об этом горько пожалеть. Вы можете делать не очень умные вещи. Но, когда человек думает о будущем и взвешивает последствия своих действий — тогда он просчитывает всё, что ему необходимо сделать, чтобы достичь успеха в этом мире.

Предположим, мужа оскорбила его жена, или жену оскорбил муж, или кого-либо оскорбил его знакомый. Если вы живёте только для этого мира, у вас может возникнуть желание оскорбить его в ответ. Но если вы удерживаете себя, вы живете для Будущего Мира. Это настоящее достижение!

«Всевышний поддерживает весь мир ради того, кто закрывает рот во время ссоры» (Хулин 89а). Тот, кто может промолчать во время перебранки, настолько значителен, что от него зависит весь мир. Предвкушайте такое большое достижение! В один прекрасный день кто-нибудь может вас оскорбить. Будьте готовы. Вы живете для следующего мира, не для этого мира. Используйте каждую возможность.

Талмуд (Гитин 36б) называет тех, кто не отвечает на оскорбления, «любящими Б-га». Они будут «как солнце, которое появляется во всем своём величии» (Судьи 5:31). Что это означает? Иногда солнце скрывается за облаками; однако, это не означает, что его нет! Просто его не видно. Человек, которого кто-то унизил, — как будто скрыт облаками. Теперь его не видно, его нет. Наоборот! Он есть! Позже, он будет сиять во всем своем великолепии, даже ещё больше, чем раньше. Те, кто любят Б-га и держат рот на замке; те, кто не отвечают, когда их знакомые или их супруга нападают на них, — воспользовались шансом обрести вечность. Они живут для Будущего Мира. Размышление о Будущем Мире дает им выдержку пренебрегать оскорблениями. Поэтому, мысли о Будущем Мире приводят к огромной выгоде и успеху в этом мире — если они всегда с вами.

  1. Разве нет людей, которые наслаждаются этим миром, хоть и не верят, и даже никогда не думают о Будущем мире?

Однажды в одном журнале о природе — у меня он лежит в туалете, там я его читаю — так вот, в этом журнале написали о поездке на один остров. Этот остров — суперфешенебельное место, где живут только очень богатые люди. Они рассказывали, как им там весело живётся. Автор статьи взял интервью у одного из самых богатых и влиятельных людей острова. В конце интервью автор сказал: «во всём, что вы говорите, я ощущаю оттенок грусти».

Тот ответил, что он заметил верно. Рай был не так идеален, как это могло показаться извне. Он сказал, что под фасадом счастья скрывается осознание, что в один прекрасный день всё это закончится. Пока он попивал шампанское, его сознание постоянно грызла мысль, что всё конечно. Когда-нибудь он будет гнить в могиле.

Даже самый удачливый человек в мире знает, что его конец — это яма в земле. И тогда все его радости превратятся в пепел. Вот о чем все они думают, даже если не признают это вслух — даже если не решаются сказать это самим себе! Может быть, сейчас они смеются, но это глухой смех.

Неважно, насколько весело выглядит группа гуляк. В глубине души все они сознают, что есть смерть. А перед смертью — дряхлость. Многие из них будут годами прикованы к постели. Они даже не смогут отправить свои нужды без помощи медсестры. Некоторые из них годами не смогут разговаривать. Некоторых перед смертью ожидают страшные муки. И после всего этого — холодная, липкая глина могилы.

Человек может прожить тысячу лет неомраченных удовольствий — но всё это приходит к концу. А когда наступает конец, всё рушится.

Поэтому «Месилат ешарим» (гл. 1) говорит нам вот что. Тот факт, что удовольствие даже самых успешных в этом мире людей омрачено определёнными видами печали, доказывает, что этот мир не является конечной целью. Ни один думающий человек не может прийти к выводу, что этот мир — конечная цель. Настоящее счастье — это понимание смысла этого мира и цели, с которой нас в него поместили. Настоящее счастье — это жить той жизнью, в которой мы с радостью стремимся к конечной цели.

  1. Как можно не завидовать людям, которые чрезвычайно преуспевают в этом мире?

В 1923 году некоторые из самых влиятельных людей Америки встретились в гостинице Эджвотер Бич в Чикаго. Банкет был задуман одновременно как празднование успеха и как возможность планировать их дальнейшую деятельность и господство. Среди участников были следующие финансисты и влиятельные фигуры:

  1. Президент самой большой компании коммунальных услуг в Америке
  2. Президент самой большой независимой сталелитейной компании
  3. Президент самой большой газовой компании
  4. Самый крупный перекупщик пшеницы
  5. Президент Нью-Йоркской Биржи (NYSE)
  6. Президент Банка Международных Расчетов, БМР
  7. Самый большой финансовый делец в стране
  8. Глава самой большой в мире монополии

Они были лидерами своих отраслей промышленности, из числа самых выдающихся и преуспевающих бизнесменов своего времени. И, тем не менее, в течение двадцати пяти лет, карьеры, а иногда также и жизни всех этих людей пришли к ужасающему концу.

Президент самой большой компании коммунальных услуг, Сэмюель Инсалл, умер, уклоняясь от правосудия, нищим попрошайкой на чужбине.

Президент самой большой независимой компании, производящей сталь, Чарльз М. Шваб, умер банкротом. Последние годы своей жизни он жил за счет одолженных денег.

Президент самой большой газовой компании, Хаувард Хопсон, потерял большую часть своего состояния после того, как его приговорили к тюремному заключению за мошенничество и уклонение от уплаты налогов. Он провёл остаток жизни безвестным и больным человеком и окончил свои дни в сумасшедшем доме.

Самый крупный перекупщик пшеницы, Артур Каттен, умер в 1936 году, будучи под следствием за уклонение от налогов.

Президент Нью-Йоркской Биржи, Ричард Витни, отсидел срок в тюрьме Синг Синг за хищение и растрату имущества в крупных размерах.

Президент Банка Международных Расчетов, Др. Леон Фрэйзер, Эсквайр покончил с собой в 1945 году.

«Большой Медведь» Уолл Стрит, Джесси Ливермор, один из самых ярких и успешных дельцов в истории Уолл Стрит, покончил с собой в 1940 году.

Глава самой большой в мире монополии, Айвар Крюгер, попался на том, что оперировал огромной финансовой пирамидой. Это привело к самому большому банкротству того времени. Он покончил с собой в 1932 году.

Ни одна из этих историй не произошла случайно! Все они были мин а-шамаим — запланированы Свыше. Всевышний хочет преподать нам урок: в этом мире мы не видим истину. В книге Теилим (91:8) написано: «только глазами своими смотреть будешь и возмездие нечестивым увидишь». Это означает, что если видишь злодея, который потерпел крах — обанкротился, попал в тюрьму, заболел — смотри на это. Ты должен на это смотреть. Ты должен думать об этом.

Талмуд (Псахим 50а) повествует о человеке, который умер и потом вернулся к жизни. Его отец спросил его: «тебе удалось заглянуть в Будущий Мир?»

«Да,» ответил он.

«Что ты видел?»

«Я увидел олам афух, перевернутый мир, всё шиворот навыворот. Самые значительные личности здесь — никто там. А всякая мелкая сошка здесь — самые важные люди там.»

Его отец ответил: «ты видел не перевернутый мир. Ты видел прямо-стоящий мир. Это правильный мир. Именно так и должно быть.»

Праведники должны были править этим миром. Рав Пам (глава ешивы Тора Вадаат в Нью-Йорке) должен был сидеть в Белом Доме. Конечно, для него это была бы очень маленькая почесть; но он должен был сидеть там, окруженный своими учениками, и давать им уроки в Овальном Кабинете. Так должно было быть. Но это перевернутый мир, это олам афух. бУдущий Мир — это место, где всё приведут в порядок. Гдолей Исроэль — лидеры поколения, даже талмидей хахамим, и даже просто соблюдающие евреи, мужчины и женщины, станут царями и царицами.

  1. Можно ли найти полное удовлетворение в этом мире?

Бесспорным фактом является то, что никто по-настоящему не счастлив. Конечно, каждый человек думает, что к нему это не относится. Может быть, ему удастся добиться полного счастья в этом мире. Однако, на самом деле, каждый человек в конце концов оглядывается на прошлое и видит, что, даже если он и был вполне удовлетворён, он не может сказать, что был полностью счастлив.

«Месилат ешарим» (гл. 1) объясняет, почему это так: «душа не может обрести счастье во всех делах этого мира». Жениться на красивой невесте, поселиться в роскошном доме, с новой мебелью, с кучей денег — это представляется нам дорогой к счастью. Вы должны знать, что в итоге это никогда не станет полным осуществлением ваших мечтаний. Ничего и никогда не происходит так, как ожидалось. И дело не в том, что-то неладно в этом мире. Дело в том, что что-то неладно с вами! Что же у вас не в порядке? Всевышний вложил в вас знание, что есть что-то лучшее. Ничто в этом мире не может ответить требованиям, которые Всевышний вселил вам в сердце.

В книге Коэлет (6:7) написано: «душа не насыщается». Она всегда хочет большего. Мидраш (Коэлет Раба 6:7) сравнивает это с красивым сельским юношей, который проходил мимо дворца. Принцесса выглянула в окно и выбежала из дворца, чтобы посмотреть на него. Она мгновенно влюбилась, и они убежали вместе, чтобы пожениться. Юноша привёл её в свой дом — маленькая избушка, грубо сколоченная из неотесанных бревен. Принцесса только взглянула на своё новое жилище — грубый стол, несколько пней вместо стульев — опустила голову на шершавый стол и разрыдалась.

«Почему ты плачешь, невеста моя?» — спросил её новоиспеченный муж с искренним участием. «Ты голодна?» Он вытащил миску и наполнил её варевом. «Вот, кушай вдоволь, любимая!» Он не мог понять, почему она рыдает. Кто мог пожелать большего, чем крыша над головой и миска варева? Она же, конечно, привыкла к дворцу с роскошной, элегантной мебелью, к богатой еде.

И то же самое с нашей душой, с нашей нешамой, когда она спускается в этот мир. Из роскошного дворца она попадает в маленькую, нищую избу этого мира. Когда она понимает, что ей предстоит провести здесь остаток своей жизни, она начинает рыдать. Бедное тело — деревенский юноша — не понимает, в чем дело. Тело думает, что здесь можно отлично провести время. «Давай есть, давай путешествовать, давай тратить деньги!»

Ни одна из этих вещей не удовлетворит душу. Душа никогда не насытится, потому что она — дочь царя, и она знает, что здесь нет ничего, что может даже приблизиться к её прежнему статусу. Поэтому написано в трактате Авот (4:22): «Ты создан против своей воли, и ты рождён против своей воли». Душа не хочет спускаться в этот мир. Мы приходим сюда против своей воли. Душа не испытывает никаких теплых чувств к этому миру.

Если так, зачем же Всевышний причинил душе такое, заставив её страдать в этом мире? Ответ на этот вопрос заключается в том, что, с помощью этого мира, душа сможет обрести гораздо большее счастье. После того, как душа начинает узнавать о возможностях, которые ей раскрываются в этом мире, — Тора, заповеди, добрые дела, совершенствование разума и характера — её печаль превращается в радость. Когда душа бьётся с телом и улучшает его, пересиливает страсти и склонности, всегда помня Б-га и Его Тору, она понемногу обретает совершенство. В конечном счете, это совершенство доставит ей гораздо большую радость, нежели та, что она могла испытать ранее.

«Месилат ешарим» продолжает: «И поэтому душа больше не презирает этот мир». После того, как душа видит представленные ей этим миром возможности, она перестаёт презирать его. Наоборот: теперь этот мир любим и желанен. Душа хочет пожить как можно дольше в этом мире, чтобы ей представилось больше возможностей. Она молится Б-гу, чтобы Тот дал ей здесь долгую жизнь.

Великая тяга к бУдущему Миру — это стремление к тому счастью, которое там будет. Человек, который понимает, какие возможности перед ним раскрывает жизнь, влюбляется в этот мир. Этот мир становится местом великого счастья, поскольку он даёт ему возможность добиться того, чего он желает больше всего.

Теперь мы начинаем понимать небольшую тайну. На самом деле, это очень большая тайна, поскольку в Будущем Мире придёт время, когда все души вновь воссоединятся со своими телами. Они опять вернутся в этот мир. Этот мир — это место величайшего счастья.

Представьте себе бедного учащегося ешивы в древние времена. В ешиве не было ни общежития, ни столовой. Он ел хлеб с солью. Это была его еда. Даже если у него и была вода, она не текла из крана в раковину. Может быть у него был небольшой стакан. Спал он на полу. У него не было кровати. Но насколько он был счастлив! Он трудился над Торой — какая огромная удача. Как говорили мудрецы, «как счастлив ты в этом мире, и как хорошо тебе будет в Будущем Мире!»

[Это описание в немалой степени соответствует тому, как жил сам Рав Миллер — американец, поехавший учиться в восточную Европу. Вот как это описывается в книге «Rav Avigdor Miller: His Life and His Revolution»: «В те времена, у него не было полного костюма. Когда стало невозможно починить брюки, он купил новые, но остался с тем же пиджаком. Потом, ему пришлось купить новый пиджак, но у него оставались старые брюки. Это было после того, как он наложил на свою одежду несколько слоёв заплаток; иногда он даже стеснялся своего вида. Он первый приходил в зал учения, и уходил последний, чтобы никто не смотрел на него, когда он проходит мимо. Он мечтал о зиме, когда дыры и заплатки в его одежде будут скрыты пальто. Однако, он никогда не жаловался. Наоборот, он считал время, проведённое в ешиве Слободка, лучшими годами своей жизни.»]

Когда душа начинает понимать, какие великие возможности таит жизнь, она начинает так наслаждаться этим миром, что ей не хочется прощаться с ним.

Талмуд (Брахот 17а) рассказывает нам, что когда ученик ешивы женился и уезжал из ешивы чтобы поселиться в другом городе, его товарищи собирались и давали ему благословения. Одно из них было: «чтобы ты увидел свой мир в течение жизни». Какой мир? Будущий мир! Чтобы ты в этой жизни испытал великое счастье человека, который понимает, что у него есть возможность жить для Будущего мира. Это радость, с которой не может сравниться ничто. Ей ничего не нужно: ни славы, ни признания, ни богатства, ничего. Только понимание и возможность использовать этот мир для того великого счастья, которое придёт.

 

Продолжение следует

Перевод: рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=91992