Агадот — Объяснение высказываний, относящихся к Всевышнему — Хоровод для праведников

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Фридлендер

795
хоровод

Правила понимания высказываний мудрецов: Объяснение высказываний, относящихся к Всевышнему. Часть 3

1. В будущем Всевышний сделает хоровод для праведников

«Раби Элазар сказал: ”В будущем Всевышний сделает хоровод для праведников в Райском саду. Он будет находиться среди них, а каждый [праведник] будет показывать на Него пальцем, как сказано (Йешаяу, 25:9): ’И скажет в тот день: вот, это Б-г наш, на которого мы надеялись, и Он спас нас! Сей есть Г-сподь, на Него уповали мы, будем же веселиться и радоваться избавлению Его!’”»

Как известно, «хоровод» (מחול) — это танец по кругу, при котором танцующие идут вдоль окружности и постоянно становятся на места, на которых до этого стояли другие.

2. Пляска — поднятие над землей, вознесение над материальным

Объясним этот отрывок по Мааралю («Беер а-Гола», колодезь 4): «Плясать и поднимать себя — это отделение от тела, и тогда произнесёт кдуша Ему, благословен Он». Когда человек пляшет, он приподнимается и прерывает соединение с землёй. Это выражает ослабление связи человека с плотью и с материей. И подобное происходит во время произнесения кдуша«когда человек говорит о Всевышнем, что Он свят, то есть что Он отделён от плоти, … следует вознестись над тяжестью плоти; ибо как можно провозглашать Его святость, пребывая в теле?» И поэтому в Райском саду будет хоровод для праведников — «чтобы праведники полностью вознеслись над связью с материей». И таким образом они освятятся — отделятся от материи и приблизятся к Всевышнему. И таким образом объясняется смысл танца, который Всевышний устроит праведникам.

3. Хоровод имеет форму круга, так как все смотрят на Всевышнего

Также написано, что Всевышний устраивает хоровод для праведников, а «Сам сидит среди них». То есть праведники стоят по кругу, а Всевышний присутствует среди них в центре круга. Он находится на равном расстоянии от всех точек круга, и все точки смотрят в Его сторону. «Поэтому сказано, что Всевышний сидит среди них внутри круга, так как каждая точка, находящаяся на окружности, смотрит в сторону центра, который отделён от других частей круга». В будущем все праведники будут собраны вокруг Всевышнего, и все они будут смотреть только на Него. В принципе, именно это и есть та цель, которую преследует каждый, кто служит Творцу, пребывая в этом мире. Её можно выразить словами (Теилим, 16:8): «Представляю Всевышнего перед собой всегда» — никогда не забывать о Всевышнем, и постоянно обращаться к Нему. Этого уровня удостаиваются праведники, пребывающие в Райском саду. Они всегда и отовсюду обращают свой взор к Всевышнему.

4. «Дай нам удел в Торе Своей»

«И поймешь то, что сказано, что у них будет хоровод, так как хоровод — это всегда хождение по кругу». Тот, кто участвует в хороводе, не стоит в одной точке. Он всё время передвигается с места на место и пляшет по всей окружности. «Чтобы ты не сказал, что у каждого праведника есть уникальное для него достоинство, и что один человек не может всесторонне прилепиться к Творцу». В действительности у каждого представителя народа Израиля есть своя собственная задача в служении Всевышнему. Это высказано в тексте молитвы «и дай нам нашу долю в Торе» — чтобы Всевышний каждому дал уникальный удел в Торе, предназначенный специально для него. Мудрецы сказали об этом (Санедрин, 37а): «Каждый человек обязан сказать: “мир создан для меня”». У каждого есть избранная специально для него роль в выполнении воли Всевышнего и в освящении Его имени. Никто не мог, не может и не сможет выполнить эту роль за него. Он создан для того, чтобы выполнить возложенную на него часть в рамках общего освящения и прославления Имени Всевышнего, предназначенных для поколения, в котором он родился. Это включено в то, что сказали мудрецы («Зоар», 3, лист 29б): «Все души высечены из-под Трона славы Его». Каждая душа получила свою собственную часть в построении Трона Славы, состоящего из Славы Небес. А Слава Небес появляется в результате изучения Торы и выполнения заповедей, которыми занимается каждая душа.

5. У каждого праведника есть часть в общем освящении Имени Всевышнего, которое происходит в результате действий праведников

Сказанное может привести нас к ошибочному выводу, что у каждого праведника есть только та часть духовного мира, для которой он был создан, и которую ему удалось восполнить. При этом у него нет удела и заслуги во всех остальных частях Славы Небес, созданных и восполненных другими праведниками. В действительности же всё обстоит совершенно иначе. У каждого праведника есть его собственная уникальная часть. Но когда он выполнит свою задачу в этом мире, то станет участником общего освящения Имени Всевышнего и общего преумножения славы Небес, которые появятся в результате действий всех праведников. Ведь если бы он не закончил выполнение своей части, то всеобщее Освящение Имени, появляющееся в результате всех праведных деяний, осталось бы неполным. Из этого следует, что у каждого праведника есть своя доля во всех частях Освящения Имени Всевышнего.

Это можно сравнить с механическими часами, которые состоят из множества шестерёнок и винтиков. У каждой детали есть своя чётко определённая задача. Если в часах не хватает всего лишь одного колёсика или шестерёнки, весь механизм останавливается. Таким образом, правильное функционирование каждой отдельной шестерёнки приводит к исправной работе часов. То же самое касается и нашей темы: каждый праведник выполняет свою уникальную задачу, но при этом влияет не только на свою часть, а на весь мир в целом. Благодаря его частным действиям, преумножается и достигает совершенства Слава Небес, которая должна появиться в результате действий всех праведников вместе. Поэтому у каждого праведника есть часть в общей Славе Небес.

«Поэтому сказано, что у них будет хоровод, который идёт по кругу». Тот, кто пляшет в хороводе, постоянно передвигается с места на место. Каждое мгновение он попадает на место, где до этого стоял другой. Благодаря этому у него есть доля во всей окружности хоровода. «Если бы это не было хороводом, то у каждого праведника был бы свой, уникальный для него, способ прилепиться к Всевышнему, и у него не было бы доли в том, как прилепляются другие». Каждый праведник, несомненно, прилепился бы к Всевышнему. Но его возможность прилепиться была бы ограничена той частью бытия, в которой он служил Творцу, и которую исправил. «Но, когда есть хоровод, который крутится, он оказывается перед Всевышним во всех точках, которые окружают центр круга». Благодаря тому, что он выполнил свою задачу, он рассматривается как тот, кто крутится в хороводе — он перед Всевышним во всех точках, находящихся на окружности. То есть он является участником духовного совершенства и близости к Творцу, которые появляются благодаря всем частям служения Ему, как будто он создал эти части сам. И это благодаря тому, что он выполнил то, что было возложено на него в совершенстве. С его участием было выстроено «совершенное здание» Славы Творца.    

Перевод — рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=42194