Ховот а-Левавот. Врата отчета перед собой — Разновидности отчета перед собой

Дата: | Автор материала: Рабейну Бахае бен Йосеф Ибн Пакуда

1069

Автор продолжает разбирать различные виды отчетов перед собой

Восемнадцатая [разновидность отчёта перед собой]: Когда человек чувствует, что сердце его возносится, возвеличивается, и возрастают его запросы в этом мире, он должен задуматься о том, что он являет собой между всеми творениями, высшими и низшими. Ему станет ясно, насколько он мал и ничтожен между всеми созданиями Творца благословенного…

А после этого он должен подумать о том, какое величие дал Творец в удел человеку – тем, что дал ему власть над всем животным, растительным и неживым миром, как сказано: «Властелином Ты сделал его над творениями рук Твоих; всё положил к ногам его» (Теилим, 8:7). И также тем, что возвестил ему законы Своей Торы и вверил ему все насущные для него тайны этого мира – верхнего и нижнего. [И ещё более] поднял его достоинство тем, что [дал ему возможность] восхвалять и благодарить своего Творца, взывать к Нему в час беды и получать от Него ответ в час нужды. И также тем, что избрал Себе [из нашей среды пророка – Моше], и послал его к Своим творениям, и вверил ему высокие тайны, и явил через него чудеса. И долго было бы рассказывать о благах – скрытых и явных, телесных и духовных, общих для всех и дарованных индивидуально, – о добре и милостях Его, дарованных нам.

Задумайся, брат мой, над тем, сколь невелика тебе цена и недостойны дела твои, и насколько возвеличил тебя твой Творец, хотя Он и не нуждается в тебе, а ты столь нуждаешься в Его наблюдении и правлении… Так береги же этот венец, которым Он увенчал тебя! Храни ту высоту, на которую Он вознёс тебя в этом мире, и великое воздаяние, уготованное для тебя в мире Грядущем, – храни их преданным служением и благодарностью Ему!

И пусть то, чем вознёс тебя твой Творец, милости и блага Его, о которых я говорил, не доведут тебя до гордости и самовозвеличения, чтобы ты не заносился из-за милостей Творца к тебе, думая, что всё это полагается по праву и подобает тебе.

Напротив, приводи себя к смирению и сознанию своей приниженности, столь подобающим тебе после того, как ты сам откровенно признаешь истинную цену свою в мире, созданном Творцом превознесённым! Ты обязан к смирению так же, как раб, слабый, презренный и ничтожный, когда господин его возносит его и усаживает среди избранных, являя тем ему свою милость; раб обязан при этом помнить о презренности своей и смотреть на себя как прежде, до того, как господин его умножил милости свои к нему. Так пусть не возвеличивается человек перед своим Господином, и пусть не возносится его сердце из-за величия и славы; и пусть не излагает перед Ним своих просьб путём привычным, а оставит дела свои, возложив заботу о них на Него, полагаясь на Него и блага Его.

Рассказывают об одном из благочестивых людей, который обыкновенно говорил после молитвы: «Б-г мой! Не потому осмелился я предстать перед Тобой [в молитве], что я не знаю о ничтожестве моём и о Твоём величии и превознесённости! Ведь Ты – возвышенный и превознесённый, а я – слишком ничтожен, презрен и мал для того, чтобы просить у Тебя что-либо или возглашать Тебе хвалу, славу и освящать Твоё Имя, освящаемое голосами ангелов, высших и святых! Но я осмелился на это потому, что Ты вознёс меня, повелев мне взывать к Тебе, и Ты позволил мне восхвалять Твоё высочайшее Имя, по мере того, насколько я знаю Тебя и ведаю о славе Твоей, чтобы я показывал тем моё служение Тебе и приниженность мою пред Тобою.

И ты знаешь, что необходимо мне, и как следует вести мои дела; я же изложил перед Тобой мои нужды не для того, чтобы побудить Тебя позаботиться о них, а лишь для того, чтобы самому мне почувствовать, насколько сильно нуждаюсь я в Тебе, и мою уверенность в Тебе. И когда я, по неразумению своему, прошу Тебя о чём-то таком, в чём нет для меня добра и что не принесёт мне пользы, – [не исполняй этого, и Ты Сам решай, что лучше для меня], ибо Твой высочайший выбор лучше для меня, чем мой. И вот, я вверяю Тебе все мои дела, чтобы Ты принял по ним Своё незыблемое решение, и отдаю их на Твоё высочайшее попечение, как сказал Давид, мир ему: “Г-споди! Не заносилось моё сердце, и не возносил я высокомерно свой взор, и не устремлялся за великим и непостижимым для меня. [Ведь Ты знаешь, Г-споди], что уподобил я себя младенцу, уповающему на свою мать; душа моя [при Тебе] подобна младенцу у матери” (Теилим, 131:1-2)».

Девятнадцатая [разновидность отчёта перед собой]: размышления человека после того, как Творец спас его от каких-то несчастий этого мира и горестей его. От болезней, поражающих людей, от разного рода злоключений и неприятностей: от тюрьмы, голода, жажды, холода, жары; от смертельного яда и диких зверей… От проказы, безумия, лишения способности чувственного восприятия [потери зрения, слуха и т. д.] и всего подобного этому – притом, что человеку ведомо, что он заслуживает всего этого, ибо оно полагается ему за предшествующие провинности и грехи перед Творцом, за серьёзность греха неподчинения его своему Б-гу. За то, что презрел Его слова и забросил свою обязанность благодарить и восхвалять Его; оставил служение Ему, игнорировал свою обязанность вернуться к Нему и признаться во всём после столь длительного непослушания; и всё это – в то время, как Б-г непрерывно даровал ему благо и милость!

Когда разумный человек обратит на всё это свой взор и задумается о том, как Творец испытывает людей страданием посредством всех упомянутых выше бед, тогда как он сам спасён от них и избавлен, хотя и заслуживает их, – он ещё больше восхвалит Б-га за Его блага! Он поспешит просить прощения за прежние провинности и грехи, за которые Б-г не наказывает его так долго; поторопится приобщиться к служению Творцу – из страха перед теми грехами, чтобы отвратить от себя наказание за них, как сказано: «Если вы прислушаетесь к голосу Г-спода, Б-га вашего… то никакую болезнь, которую Я навёл на Египет, не наведу на тебя» (Шмот, 15:26). И также сказано: «И отведёт Г-сподь от тебя всякую болезнь, и все недуги злые египетские, которые ты знал, не наведёт на тебя» (Дварим, 7:15), и сказал один из благочестивых людей прежних поколений, будь благословенна его память [раби Ханина бен Доса], своим ученикам: «Смотрите, не арод [большой змей] умерщвляет, а грех умерщвляет» (Брахот, 33а). Сказал царь Давид, мир ему: «На льва и змею гремучую наступишь, молодого льва и дракона попирать будешь. [Сказал Г-сподь]: ибо Меня возжелал он, потому спасу Я его; укреплю его, ибо он знал Имя Моё» (Теилим, 91:13-14).

Двадцатая [разновидность отчёта перед собой]: тот, который человек обязан делать, если он владеет имуществом. Он должен задуматься о том, каким образом оно приобретено, и на что оно тратится; тратит ли он его на исполнение своих обязанностей перед Творцом и перед людьми, как это он обязан делать. И пусть не считает его находящимся в своём безусловном распоряжении, и знает, что оно у него словно вещь, данная ему на ответственное хранение, которая будет оставаться у него всё время, пока того желает Творец, а потом будет отдана другому, когда Он того пожелает.

И когда хозяин имущества обдумает всё это, он не будет бояться ущерба, который может быть причинён его добру. Пока оно остаётся у него, он благодарит Творца и восхваляет Его за это, а когда оно уходит от него, принимает этот приговор с желанием и готовностью. И не покажется ему трудным пользоваться своим имуществом, тратя его на служение Б-гу благословенному, творить добро посредством его, возвращать доверенное ему и возмещать несправедливо отнятое. И не возжелает чужого добра, и не презрит бедняка за его бедность, и имущество его станет важнейшей основой добрых качеств и средством избавления от дурных качеств, как сказано: «Чти Г-спода достоянием твоим и начатками урожая твоего» (Мишлей, 3:9), и также сказано: «Заимодавец Г-спода – милующий бедняка, и за его благодеяние уплатит Он ему» (там, 19:17).

Двадцать первая [разновидность отчёта перед собой]: тот, который человек делает, размышляя о том, какие дела служения отвечают его силам и возможностям, с целью приучить себя к служению и проявлять в нём постоянство. [Творец не обязывает человека к тому, что выше его сил, и если у кого-то нет сил или возможности исполнять даже минимум, обязательный для всех, он свободен от этого, и обязан делать только то, что может. Так что, если, как говорит далее автор, человек решает сделать что-то сверх своих сил путём особого напряжения и самоотдачи – это выходит за рамки его обязанностей. И такого рода служение наиболее желанно Творцу, ибо наилучшим образом доказывает любовь человека к Нему, как говорит Он сам об Аврааме, Ицхаке и Яакове, которые «бежали передо Мной, как кони» (пытаясь предугадать и исполнить волю Творца) (Санедрин, 96а).] [После этого] человек должен проявить в своём служении расторопность и усердие, пока это не сделается его привычкой, а затем постараться добавлять к этому сверх своих возможностей, стремясь к служению всем сердцем, так, чтобы эта тема постоянно появлялась в его мыслях. Он должен просить у Б-га – от всей души и от всего сердца – помощи и сил на то, что превышает его возможности познания и совершения [добрых] дел.

И когда человек проявит постоянство во всём этом, Творец исполнит его просьбы, распахнёт перед ним врата познания, укрепит его разум и тело, чтобы он мог устоять в исполнении заповедей, требующих того, что превышает его возможности, и так [будет поднимать его Творец] со ступени на ступень, как сказано: «Я – Г-сподь, Б-г твой, обучающий тебя добру, наставляющий тебя на путь, которым идти тебе» (Йешаяу, 48:17).

Приведём пример из области обучения ремёслам и наукам. Когда человек изучает какое-нибудь ремесло, то поначалу он может исполнять лишь часть необходимой работы, сообразно мере понимания своего и меньше своих возможностей. Но по мере того, как возрастает его понимание, и по мере постоянства в работе, Творец показывает ему основы и правила ремесла и помогает извлечь из них такие [знания и умения], которым не обучал его никто из людей.

Подобным же образом обстоит дело с изучением наук. Знаток геометрии не может преподавать своему ученику на начальной стадии теорию; он делает процесс обучения наглядным, строя его на основе рисунков, как в книге об основах геометрии, составленной Эвклидом. И когда ученик поймёт этот материал как следует и пожелает изучить детали, вытекающие из основ, проявляя прилежность и усердие, Творец позволит ему овладеть теорией, укрепит основы его познаний настолько, что ученик сможет выводить из них новые построения, чудесные и тонкие, которые могут показаться почти Б-жественным пророчеством.

И точно так же – в других науках: когда ученик проявляет усердие, он обнаруживает в своём сердце высшие духовные силы, получить или передать которые от одного человека другому – свыше человеческих сил; об этом сказали наши мудрецы, будь благословенна их память: «Мудрец – выше пророка» (Бава Батра, 12а), и сказал Элиу: «Действительно, это – дух в человеке» (Иов, 32:8).

С помощью приведенного сравнения следует тебе понять, брат мой, что главное назначение заповедей, исполняемых посредством тела, состоит в том, чтобы пробудить человека к заповедям, исполняемых в сердце и в глубине души, поскольку эти последние являются основой служения, и они – корень Торы, как сказано: «Г-спода, Б-га твоего бойся и Ему служи» (Дварим, 10:20), и также сказано: «Ибо близко тебе это дело чрезвычайно, в устах твоих и в сердце твоём [возможность] исполнить его» (там, 30:14), и ещё сказано: «А теперь, Израиль, чего же Г-сподь, Б-г твой, требует от тебя? Только того, чтобы ты боялся Г-спода, Б-га твоего» (там, 10:12).

Но, поскольку исполнение последнего упомянутого вида заповедей свыше человеческих сил и невозможно, пока человек не избавится от большей части своих животных вожделений, не подчинит себе своё естество и не обуздает свои побуждения, Творец возложил на его тело бремя заповедей, не превышающих его возможностей, так, что становится более лёгким также и исполнение заповедей сердца.

И когда человек веры вкладывает все свои силы и старания, в сердце своём и в душе, в исполнение заповедей, достигая при этом предела возможного для него, Б-г распахивает перед ним врата духовных высот. И тогда человек достигает того, что выше его возможностей, и служит Творцу благословенному телом и душой – служением, видимым глазу других людей, и сокрытым, как сказал царь Давид, мир ему: «Сердце моё и плоть моя воспоют Б-га живого» (Теилим, 84:3).

Всё это сравнивают с тем, как человек сажает деревья. Он удаляет вредные растения вокруг их корней, очищает землю от колючек и травы, производит полив в нужное время, удобряет, а после этого ждёт и надеется, что Б-г взрастит ему плоды. Но если он уклоняется от того, чтобы производить нужные работы и следить за деревьями, то он не заслуживает того, чтобы Творец благословенный дал ему от них плоды.

Точно так же обстоит дело и в служении: если человек проявляет усердие, расторопность и старание в исполнении того, что лежит в пределах его возможностей, то Б-г помогает ему преуспеть и в том, что выше его сил, и это само по себе – наилучший из плодов и почётнейшая привилегия, которой удостаивает Б-г избранных и любимых Им в этом мире, как сказали наши мудрецы, будь благословенна их память: «Всякий, кто исполняет Тору в бедности [вопреки тому, что как материальные, так и духовные средства его скудны], в будущем будет исполнять её в богатстве [Б-г даст ему изобилие и тех, и других]» (Пиркей Авот, 4:9), и сказал мудрец: «Ибо человеку, который хорош перед Ним, дал Он мудрость, и знание, и радость» (Коэлет, 2:26).

Сказали наши мудрецы [приведенный автором текст барайты несколько отличается от напечатанного в распространённых в наше время изданиях Гемары и от приведенного в книге р. М. Х. Луцатто «Месилат Йешарим»]: «Тора приводит к исполнению заповедей и добрым делам; исполнение заповедей и добрых дел приводят к осторожности; осторожность приводит к расторопности; расторопность приводит к отдалению [от удовольствий этого мира]; это отдаление приводит к очищению; очищение приводит к духовной чистоте; духовная чистота приводит к благочестию; благочестие же выше всего [прежде названного], как сказано: “Тогда говорил Ты в пророческом видении с благочестивым Твоим” (Теилим, 89:20)» (Авода Зара, 20б).

Но если человек уклоняется от исполнения возможного для него и пренебрегает в служении тем, что было бы ему по силам, то отдаляется от него помощь Б-га, и Он не укрепляет его, как сказано: «Далёк Г-сподь от злодеев» (Мишлей, 15:29), и также сказано: «Грехи ваши отделяли вас от Б-га вашего» (Йешаяу, 59:2).

Продолжение следует…

Перевод – рав П. Перлов, приведено с сокращениями. Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за разрешение использовать их материалы.


http://www.beerot.ru/?p=27947