В Торе сразу после недельной главы Корах следует недельная глава Хукат, в которой раскрывается заповедь о красной корове.
Великий Нецив из Воложина (рав Нафтали Цви Йеуда Берлин) в своём комментарии «Эмек Давар» отмечает, что глава Хукат выглядит здесь находящейся не на своём месте. Ведь об очищении левитов пеплом красной коровы упоминается уже в недельной главе Беаалотха: «И говорил Г-сподь Моше так: “Возьми левитов из среды сынов Исраэля и очищение соверши над ними. И такое сделай им для их очищения: окропи их водой очистительной”». Объясняет Раши: «(Водой) с пеплом красной коровы. Это из-за тех среди них, кто нечист от мертвого». Более того, говорится в наших первоисточниках, что первая красная корова была зарезана и сожжена сразу после строительства Мишкана (переносного Храма).
Безусловно, недельная глава Хукат расположена сразу после недельной главы Корах в книге Бемидбар не случайно.
Попытаемся это объяснить. Сорокалетнее нахождение в пустыне стало для нашего народа школой, в которой он, в частности, постигал понимание того, что Всевышний правит миром, и отход от Его воли наказуем. В пустыне Всевышний проявил по отношению к еврейскому народу, хотя и не до конца, одно из своих качеств – качество сурового суда. Его строгий суд ожидал наш народ после греха золотого тельца. Остаться в живых после такого суда должен был лишь Моше рабейну. Созерцание воочию проявления таких качеств Всевышнего, как «суд» и «милосердие», а также принятие и изучение Его Торы духовно формировало наш народ.
Понимание этого даёт нам связь между недельными главами Торы Корах и Хукат.
Речь о том, как желания человека искривляют его разум. Рав Моше Шапиро говорил, что поступки человека определяет система, называемая аббревиатурой מלך (царь), где מ – מוֹחַ (мозг), ל – לֵב (сердце), а ך — כָּבֵד (печень). Эти органы являются обителью трёх уровней человеческой души: нешама – в мозге, руах (источник человеческих желаний) – в сердце, а нефеш (витальная душа, поддерживающая существование тела) – в печени. Когда разум человека управляет желаниями его сердца, а разум и сердце властвуют над более низким уровнем души, тогда человек — מלך (царь). Но возможна и противоположная ситуация, когда желания человека, порождаемые плотскими запросами, управляют его разумом. И тогда вместо того, чтобы быть מלך (царём), человеком управляет другая система – כלם, то есть он превращается в ничтожество.
Разум Кораха искривила жажда почёта. Благодаря имевшемуся у него вначале, до его падения, духу святого постижения, он видел, что его потомком станет пророк Шмуэль. Уязвлённое самолюбие привело его к страшной катастрофе: отрицанию Торы Всевышнего.
Одна из основ нашей веры, сформулированных Рамбамом, гласит, что вся Тора, переданная нам через Моше рабейну, включая письменную и устную, получена им от Всевышнего.
Кораха и его соратников похоронила физически и духовно жажда не полагающегося им величия. Из людей, жаждавших духовного подъёма, они превратились в отрицающих Тору Всевышнего. Тора описывает начало бунта Кораха: «И взял Корах, сын Ицъара, сына Кеата, сына Леви, и Датан и Авирам, сыны Элиава, и он, сын Пелета, сыны Реувена, и встали они перед Моше…» (Бемидбар, 16:1-2). Объясняет Раши, что они сказали ему: «Облачение, сделанное полностью из тхелет, подлежит (закону о) цицит, или не подлежит»? Сказал он им: «Подлежит». Стали насмехаться над ним: «Возможно ли такое? Если всё облачение из другого материала, и одной нити тхелет достаточно для него, то это, (что) полностью из тхелет, не освободит само себя (от заповеди тхелет)»? (Раши там). Это была насмешка над законом Торы с позиций неглубокого человеческого разума, т. к. истинный человеческий разум может постичь собственную ограниченность по сравнению с Высшим разумом. Однако желание отрицать пророчество Моше привело их к искривлению разума. Если бы Корах и его приспешники знали и верили, что вся Тора, которой обучал Моше – от Всевышнего, то они бы осознали, что проблема не в Торе, а в их недопонимании.
Дело в том, что наше понимание отражает реальность (правильно или нет), но никак не образует её.
Пишет Рамбан, что величайшей ошибкой греков была идея о несуществовании непостигаемого человеческим сознанием. Человек обладает важным качеством, которое может стать причиной величайшего греха. Это интеллект. Всевышний даровал нам это качество для максимально глубокого постижения Его Торы, которая, в свою очередь, несоизмеримо глубже его. Пишет Хафец Хаим, что тысяча лет жизни, дарованная Адаму, была дана ему для постижения Торы. Задача человека — максимально использовать данный ему разум для постижения Торы. Это постижение дает ему возможность увидеть величие Торы Всевышнего и преклониться перед этим величием. Или же он может пойти по пути греков, и отрицать то, что он не понимает. Это колоссальное испытание для всех поколений, и в особенности для нашего, гордящегося достижениями своего разума, и ощущающего себя властителями мира.
Человек должен знать, что его истинное величие в понимании, что есть Б-жественное, непостижимое его разумом.
Великий мудрец раби Акива Эйгер обладал величайшим знанием Торы и величайшим критическим интеллектом. Вопросы, которые он на задавал на Гемару, называли тяжёлыми, как железо. При этом он писал, что не удостоился понять всю глубину слов мудрецов предыдущих поколений. Раби Акива Эйгер отличался преклонением перед святостью Торы и величием наших мудрецов. Он всегда помнил, что непонимание им Торы – это его проблема, а не Торы. Об этом сказано и в ней самой: «Ибо это вам не речение пустое, но это жизнь ваша» (Дварим, 32:47). Иерусалимский Талмуд объясняет это место, что если кажется, что какие-то слова Торы – пустые, то это из-за вас, так как вы недостаточно трудились над ней. И это – истинное отношение к Торе, необходимое нам. Искривление разума Кораха было в непонимании того, что постановление Всевышнего имеет высочайшие источники, не постигаемые нашим ограниченным разумом. Вся глубина Его замысла, отражённая в заповедях, нами не постигаема. Однако самонадеянность человека внушает ему иллюзию, что он может понять всё, а не понятое – поставить под сомнение.
Есть известное кажущееся противоречие между Аризалем и равом Пинхасом а-Леви Горвицем, автором книги «Афлаа».
Написано от имени Аризаля, что, когда человек видит в Торе противоречие, источник этого противоречия в зле, имеющемся в самом человеке. С другой стороны, автор книги «Афлаа» пишет, что, когда Всевышний посылает праведнику кушию (острый вопрос на Тору), это делается для того, чтобы праведник, разобравшись в сложном вопросе, поднялся на более высокий уровень, а грешнику кушия посылается для того, чтобы оттолкнуть его. Это противоречие между двумя великими мудрецами – кажущееся. Источник его в том, что у человека из-за зла в нём самом закрыты глаза на понимание глубины Торы. Когда же человек трудится над тем, чтобы постигнуть её, он тем самым сжигает имеющееся в нём зло, являющееся причиной сокрытия лика Творца и непонимания Торы.
Это, в свою очередь, поднимает человека на более высокий уровень постижения.
Ответом на каверзные вопросы Кораха о необходимости цицит с нитью тхелет в сделанной из тхелет одежде и о необходимости мезузы в доме, полном святых книг, является изложенная в главе Хукат заповедь о красной корове (Бемидбар, 19). В этой заповеди раскрывается истина, что Тора Всевышнего глубже, чем способен постигнуть человеческий разум. Мудрейший из людей и великий в Торе царь Шломо признал, что не понял всю глубину заповеди о красной корове. Так сказал царь Шломо: я изучил всю Тору, но каждый раз, когда я доходил до главы о красной корове, сколько я ни пытался истолковать ее, исследовать ее, разобраться в ней, «думал я: стану мудрым; но мудрость далека от меня» («Ялкут Шимони», 759). А вот Моше рабейну было дано постигнуть всю глубину этой заповеди именно потому, что он достиг более высокого духовного уровня своим полным самоуничижением перед Всевышним. Моше рабейну назван рабом Всевышнего. Это касалось и его полного подчинения себя Торе. Нужно понимать, что не постигаемые нашим здравым смыслом законы Торы, называемые хуким, даны нам Всевышним. Пишет Раши, что обвинитель (дурное начало) и народы мира насмешливо говорят Израилю: «Что это за заповедь и в чем ее смысл?» Поэтому написано חקה. Это предопределение, исходящий от Меня закон, и не вправе вы подойти к нему критически (Йома, 67б).
Мы не едим свинину не потому, что она не полезна для здоровья, а потому, что так заповедовал нам Всевышний.
Запрет шаатнез (смеси льна и шерсти в ткани) также непонятен нашему здравому смыслу. Глубокий смысл этих заповедей не подвластен обычному человеческому разуму. Человек склонен к тому, чтобы разобраться во всём, и жить в соответствии со своим пониманием окружающего мира. А наше дурное начало испытывает нас, говоря: «Зачем делать вещи, смысл которых ты не понимаешь»? Однако истина лежит в совершенно другой плоскости. Всевышний создал человека для того, чтобы мы прилепились к Нему, к Его цельности и величию. А это возможно, только если мы принимаем волю Творца независимо от того, понимаем ли мы её. Когда мы исполняем волю Творца там, где не понимаем смысла заповедей, то это поднимает нас несравнимо выше, чем исполнение заповедей, постигаемых нашим разумом.
Наше желание исполнить Волю Творца не потому, что мы её понимаем, а потому, что нам дана Тора, которая выше нашего понимания, и посредством её мы можем исправлять высшие миры, не постигаемые нашим разумом.
И тем самым Всевышний поднимает нас на уровень более высокий, чем способно постигнуть наше понимание.
Именно исполняя хуким, которые мы исполняем даже не понимая, мы прилепляем себя к воле Творца, которая выше нашего понимания. В заслугу этого, мы, в итоге, можем прилепиться к Высшему разуму и удостоиться постижения всей Торы.
Разговор Мирьям и Аарона о Моше привёл к тому, что Всевышний дал нам урок о величии пророчества Моше рабейну (Бемидбар, 12:1-3,9). Корах и его община этот урок не восприняли. Красная корова, а точнее заключенная в этой заповеди знание о величии Б-жественной мудрости, это ответ на насмешки общины Кораха и их наследников на все поколения.
Нашему народу был необходим очень сильный урок этой истины для всего еврейского народа, когда дурное начало посредством Кораха поколебало уверенность народа в величии и несомненной истинности пророчества Моше.
Тогда Всевышний преподал еврейскому народу второй урок: «И сказал Моше: посему узнаете, что Г-сподь послал меня совершить все эти деяния, но не по моему разумению. Если смертью всякого человека умрут эти, и предрешенное всякому человеку постигнет их, то не Г-сподь послал меня. А если творение (новое) сотворит Г-сподь, и разверзнет земля уста свои, и поглотит их и все, им принадлежащее, и они сойдут живыми в могилу, то узнаете, что прогневили эти люди Г-спода. И было: когда кончил он говорить все эти речи, расступилась земля, которая под ними. И разверзла земля уста свои, и поглотила их и их дома, и всех людей, которые у Кораха, и все достояние. И сошли они и все, им принадлежащее, живыми в могилу, и покрыла их земля, и пропали они из среды общины. А все (сыны) Израиля, которые вокруг них, обратились в бегство от их гласа, ибо сказали они: как бы не поглотила нас земля. И огонь вышел от Господа, и пожрал двести пятьдесят человек, приносивших воскурение» (Бемидбар,16:28-35).
У человека есть естественное желание всё понять, во всем разобраться, очень хорошо понять максимум того, что способен понять.
Но при этом у нас есть соблазн не признать и отвергнуть то, что мы не поняли. Это порождение нашей гордыни, имеющее корни в дурном начале. В качестве примера можно привести кажущиеся противоречия между сведениями из Талмуда и открытиями современной науки. Нужно понимать, что Тора — это отражение более высокого мира, и наука — ничто по сравнению с ней. Но человек склонен объявлять неправильным то, что он не понимает. Тут от нас требуется проявить скромность и самоуничижение. Только так мы можем удостоиться Торы. Осознавая это, мы можем прилепиться к Торе и воле Творца.
Дай Б-г нам и всем нашему народу удостоиться истинного понимания, что замысел Творца — не наши помыслы.
Мы должны осознать и побороть в себе греческую гордыню. Трудясь над Торой, мы удостоимся ее истинного понимания. Даже если мы не окончим этот труд в нашем мире, те, кто трудился, удостоятся истинного цельного понимания в будущем мире.
Подготовил: рав Цви Маламуд