Что такое Каббала? — Маасе Берешит и Маасе Меркава

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Илель

3977
Маасе Берешит

Что такое Каббала?

Рамбан в своем предисловии к комментарию к Торе пишет, что любая область знания – наука, земледелие, медицина – заключена в Торе.

Тора, которая была дана Моше на горе Синай, состоит из Письменной Торы (Пятикнижие Моше) и четырех уровней Устной Торы (некоторые из них были записаны в Талмуде): пшат – прямое значение, ремез – более глубокое понимание, которое выводится из гиматрий, акронимов и т. п., драш – еще более глубокое толкование, сод– каббалистическая интерпретация. Все вместе эти уровни известны под аббревиатурой ПаРДеС, что буквально означает «фруктовый сад». Действительно, любая мысль, высказанная в Торе, подобна сочному, ароматному плоду. А вся Тора, объясненная на всех четырех уровнях, подобна прекрасному саду, наполненному восхитительными фруктами.

С помощью Каббалы, «скрытой мудрости», мы можем познать истины, скрытые от человеческого интеллекта. Каббала – это изучение Б-жественного откровения и пророчества, путей приближения к Творцу и «прикрепления» к Нему. Кроме того, Каббала изучает единство Творца, Б-жественное провидение и пути Его управления этим миром: каким образом Он влияет на наши поступки качествами Б-жественного милосердия (хесед), строгого суда (дин) и милости (рахамим).

Известно, что человек совершенствует мир исполнением заповедей. Каббала учит нас, что 613 заповедей соответствуют 613 органам и жилам, из которых состоит тело человека. Как и 613 органов и жил, 613 уровней высших миров должны быть исправлены и усовершенствованы. Каждая душа имеет корень в высших мирах. Когда человек грешит, он наносит вред и корню своей души, и соответствующему органу тела. Но своим раскаянием и исправлением он может устранить этот вред. Когда человек молится или исполняет заповедь – возносит ли он лулав, произносит слова Торы или воздерживается от сплетен – он исправляет и совершенствует части своего тела, своей души и высшие миры, которые соответствуют заповеди. Исполненная заповедь поднимается к Творцу, Высшему Источнику совершенства, и возвращает влияние Его совершенства (ашпаа) обратно в миры.

Каббала – это правильное, совершенное знание, в противоположность различным философским гипотезам. Она берет начало от Б-жественного откровения. Поэтому Каббалу называют «истинной мудростью». Она состоит из абстрактных понятий, недоступных для нашего разума, ограниченного человеческим опытом и чувствами.

Открытая часть Торы – правовой кодекс и прямое понимание, которое толкуется нашими мудрецами в Талмуде – предназначено для любого еврея. В противоположность этому, тайная мудрость Торы – только для немногих избранных в каждом поколении, для тех, кто добился совершенства во всем – поведении, характере, соблюдении заповедей, и знании Торы. Только они достойны постичь секреты, заключенные в Торе, как сказано: «Тайны Творца – для боящихся Его» (Теилим, 25:14). По сути, существует обязанность скрывать мудрость Каббалы от того, кто ее недостоин.

Говорится в Торе: «Это – Имя Мое навеки» (Шмот, 3:15). На святом языке слова «навеки» (леолам) и «скрывать» (леалем) образованы от одного и того же корня.

Далеко не каждому нужно изучать святую мудрость Каббалы, так как это опасно («Сефер а-Плия», введение), особенно если ее изучают с целью использования практической Каббалы. Из четырех гигантов духа, вошедших в ПаРДеС, только раби Акива вышел невредимым, и то лишь благодаря вмешательству Самого Творца, ведь его хотели сбросить ангелы служения («Шаарей Кдуша», Введение).

Говорится так (Хагига 14б, Раши; Тосефта, 2:3). Четверо вошли в ПаРДеС: Бен Азай, Бен Зома, Ахер (Элиша бен Авуя) и раби Акива. Бен Азай увидел и умер. Бен Зома увидел и сошел с ума. Ахер увидел и стал отрицать основы веры. Раби Акива увидел и вышел с миром. Ангелы хотели сбросить раби Акиву вниз, но Творец сказал: «Оставьте этого старца, он достоин Моей Славы».

Каббала подразделяется на две части: Маасе Берешит и Маасе Меркава.

Маасе Берешит описывает все высшие и низшие миры, как они были созданы, как ими управляют, и как они могут быть исправлены и доведены до совершенства. Кроме того, эта часть Каббалы раскрывает тайну единства Творца, а также объясняет тайное значение Торы и ее законов.

Маасе Меркава обучает человека различным методам, с помощью которых можно поднять и освятить себя до уровня получения пророчества. Эти методы включают: молитвы и исполнение заповедей с большой сосредоточенностью и особыми каббалистическими намерениями (каванот), очищение тела и исправление корня души до такой степени, что она становится достойной служить «колесницей» для Шехины (Б-жественного присутствия в мире).

Творец создал четыре духовных мира, которые постепенно скрывают Его свет по мере проникновения в наш материальный мир. «Свет» – это образная аллегория качеств милосердия, строгого суда и милости (хесед, дин, рахамим), которые воздействуют на правление Творца. Мы в состоянии воспринять эти качества только после того, как они прошли уровни сокрытия.

Четыре духовных мира в нисходящем порядке это: ацилутбрияйецираасия (самый низший уровень, наш материальный мир).

Существуют четыре уровня Б-жественного откровения, и корень каждого из них – в одном из этих четырех миров. Корень пророчества берет начало из высшего мира,ацилут. Пророчество Моше было открыто ему в мире брия. Пророчества ранних пророков были были из более низких уровней этого мира. А пророчества более поздних – еще ниже, из мира йецира. Откровения танаим (мудрецов Мишны), которых иногда называют «вошедшие в ПаРДеС», берут начало в мире йецира. Более поздним поколениям был доступен только один вид откровения, полученный из мира асия. От него также происходит и название Каббала маасит, практическая Каббала.

Практическая Каббала изучает силы, отвечающие за самый низший мир – асия. Человек, достигший очень высокого духовного уровня, может при определенных условиях пользоваться практической Каббалой, чтобы направлять силы природы по своему желанию. Творец дал эту силу праведникам в награду за исполнение Его воли и освящение Его Имени.

Как передавалась Каббала?

Моше получил Каббалу на горе Синай вместе с остальными частями Устной Торы. Но в то время как он обучал весь народ Торе публично и открыто, Каббала передавалась отдельно, и только мудрецам, достойным ее. Так продолжалось до поколения танаим(мудрецов Мишны) – Каббала передавалась в краткой, конспективной и скрытой форме от учителя к ученику.

Затем наступила эпоха Б-жественного благоволения. В это время тана раби Шимон бар Йохай, которого обучал Каббале раби Акива, удостоился раскрытия тайн Торы в ясной и совершенной форме. Это новое, только что открытое знание он передал своим ученикам, и оно было зафиксировано в святой книге «Зоар».

В такой форме Каббала передавалась от одного поколения мудрецов к другому – вплоть до поколения амораим (мудрецы, жившие после составления Мишны и Тосефты, слова которых составляют Гемару). В то время постоянные преследования и изгнания затуманили восприятие Торы, и так как никто уже не мог быть очищен пеплом красной коровы, Каббала опять стала достоянием немногих наиболее выдающихся мудрецов. Они передавали лишь основные понятия учения от одного к другому – тайно, языком намеков. После эпохи гаонов «Зоар» исчез, и оставался потерянным до времени поздних ришоним (крупнейших мудрецов, живших в период XI-XV веков). Рав Моше бен Нахман, Рамбан, был последним настоящим каббалистом. После его смерти в руках его преемников не осталось ничего, кроме самых общих понятий.

Эта ситуация продолжалась до следующего периода благоволения. В 13-м веке был заново открыт «Зоар», но он уже не был доступен для понимания во всей его глубине. В 16-м веке святой мудрец рав Ицхак Лурия Ашкенази, Аризаль, удостоился явления пророка Элияу, который обучал его и раскрывал ему тайны намеков и понятий Каббалы. Рав Хаим Виталь, ближайший ученик Аризаля, который записывал его учение, составил книгу «Эц Хаим» («Древо жизни»), в которой воплотилась вся каббалистическая традиция в той форме, к которой он получил ее от своего учителя. Вместе с «Зоаром» и книгами Аризаля Каббала становится неотъемлемой частью традиции Торы и играет важнейшую роль в еврейском мышлении, праве и этике. Однако многие детали и скрытые тайны продолжают оставаться наследием избранных.

Перевод – Н. Патлас. Редакция «Беерот Ицхак» сердечно благодарит издательство «Пардес» и рава Цви Патласа за право пользоваться материалами из книги «Верным будь! Тора о мистике».


http://www.beerot.ru/?p=18105