О раве Ицхаке Зильбере — Уроки Учителя

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

544

В день годовщины нашего учителя рава Ицхака Зильбера хотелось бы рассказать о чем-то связанном с ним. Наше поколение еще удостоилось учиться у него самого. Более молодое поколение уже не застало рава… Однако можно быть учеником даже того, кого никогда не видел! Этому мы учимся из сказанного в Пиркей Авот: «Гилель говорил: будьте учениками Аарона». То есть, мы можем быть учениками рава Ицхака Зильбера, даже не удостоившись его знать лично.

Люди относятся к раву Ицхаку Зильберу как к примеру самоотверженного исполнения Торы в рамках страшного Советского режима…

Но его особое величие, это то, что рав Ицхак не изменился – остался после приезда в Израиль тем же самым человеком, который был и при Сталине, и в лагерях… Одна из самых тяжелых вещей, которые пережил рав Ицхак в своей жизни – это разочарование от того, как выглядит Святая Земля… и тем не менее, он не «ушел в отставку»!

Я хочу в первую очередь коснуться одной фразы в его книге, напечатанной тоже на обложке. Рав Ицхак говорит, что если бы в Советскую Россию спустились ангелы – они бы не устояли в тех испытаниях, от них бы ничего не осталось – а евреи, хоть и не все, остались евреями… Я хочу напомнить, где это приводится – в конце главы Берейшит, в комментарии Раши на слова «нефилим хаю аз ба-арец» — «падшие были тогда на земле», и в других комментариях, упоминается, что Всевышний показал ангелам, что они не выдержали бы испытаний – Он спустил ангелов на землю, и они развратились и испортились. Это буквально то, что говорит и рав Ицхак про Советское время.

Но есть более глубокая тема, которая разбирается во многих святых книгах – в частности, в Шаарей Кдуша рава Хаима Виталя и в Нефеш аХаим раби Хаима из Воложина – кто на самом деле выше, ангелы или человек?

С одной стороны, ангелы выше, но с другой стороны, есть одно достоинство, которым отличается только человек – то, чего нет у ангелов – человек создан «бе-целем Элоким», «по образу и подобию» Всевышнего.

Объясню, как я это понимаю – все высшие миры, все меры правления Всевышнего являются источником того, что было вложено в человека. Известно, что душа человека состоит из пяти основных уровней (снизу вверх): нефеш, ее называют также «животная душа», более высокая часть – руах, «дух», это та часть души, где находятся желания, где есть у человека возможность выбора между добром и злом. Еще более высокая часть души – нешама, там нет вопроса выбора между добром и злом, и, если человек выбирает зло, нешама его может оставить… поэтому о закоренелых грешниках говорится, что они при жизни называются «мертвыми», потому что нешама просто удаляется от них, она не терпит греха. Два еще более высоких уровня – хая и йехида – в обычном человеке не раскрываются вообще, и только снаружи «освещают» того праведника, который этого удостаивается. И все эти пять уровней души соответствуют пяти разным уровням высших миров.

То есть, в человека вложили свою «долю» все высшие миры. И, как говорит Нефеш аХаим, в силу того что в человека вложены духовные составляющие из всех миров, человек может влиять на эти миры – выбирая добро, исполняя заповеди, занимаясь Торой.

Сказали наши мудрецы о людях из нашего народа, что они могут подняться до небес – и спуститься до праха. Что это значит? У человека есть потенциал чрезвычайно высокого уровня. Поэтому говорят мудрецы, что человек должен спрашивать себя: «когда мои поступки достигнут уровня праотцов?» Авраама, Ицхака и Яакова – ни больше ни меньше! Пишет Рамхаль в книге Дерех Эц аХаим, что, когда человек делает истинный самоотчет —хешбон нефеш, он должен задуматься, как служили Всевышнему праотцы – Авраам, Ицхак, Яаков, Моше рабейну, царь Давид? И стараться служить как они.

Вывод, который можно сделать из всех этих слов мудрецов – что у каждого человека в принципе есть потенциал стать Моше рабейну. От чего это зависит? От его внутреннего выбора.

В человека изначально вложено все. Вопрос – куда он себя направляет? Куда развивается его внутренний мир?

В отличие от людей, у ангелов такой возможности нет. У каждого ангела есть свой персональный уровень, и они не могут подняться выше, «над собой».

Об этом и слова рава Ицхака, что ангелы бы не продержались в Советской России, в отличие от евреев. Вся книга его воспоминаний – это дань памяти многим святым евреям, целому поколению, которые были выше ангелов. Потому что у них есть та внутренняя часть, которая выше всей бренной, материальной действительности, выше всех ее испытаний.

Если человек присоединяет себя к этой высшей части своей души, он может подняться надо всем. Как человек может поднять самого себя? Этому посвящена половина книги Даат Твунот. Прилепившись к своей высшей душе, укрепляя и развивая ее, человек будет находиться очень высоко.

Если же человек этого не делает… Окружающий мир будет «притягивать» его к себе, причем со страшной силой.

Можно объяснить это на примере самого рава Ицхака Зильбера. Человек, попавший в Советский Союз в те страшные, голодные годы, годы преследований, «воинствующего атеизма» — о чем такой человек будет думать? Как сохранить еврейство хоть в чем-то, хоть самую малость… Как говорится в известной русской поговорке, «не до жиру – быть бы живу».

Но были люди, чьи идеалы, чьи стремления не уменьшились. Среди них, например, «гаон из Полтавы» – рав Ицик Айзек Красильщиков – в прошлом ученик ешивы «Мир», он попал в Москву, был там библиотекарем… и у него было внутреннее стремление – написать комментарий на Иерусалимский Талмуд, потому что нет хороших комментариев к нему – только вдумайтесь, в сталинской России! Человек в течение 12-13 лет пишет комментарий на весь Иерусалимский Талмуд.

Его чудом вывезли из России в 66 году, ради чего рав Вайнштейн из Америки приезжал 16-18 раз, его арестовывали, и все ради того, чтобы вывезти полностью эту рукопись… А издали уже в Израиле, первый том вышел примерно 40 лет тому назад, и одним из тех, кто работал над этой рукописью и писал свои к ней примечания, был рав Хаим Каневский.

Рав Ицик Айзек Красильщиков – это человек, чья Б-жественная душа не прошла девальвацию.

И в его комментарии есть та святость души, та мощь, тот высший полет – которого нет ни в одном самом современном, самом энциклопедическом издании Иерусалимского Талмуда.

Как сказано языком Шир аШирим, «маим рабим ло йяхлу лехабот эт аава» — многие воды не смогут потушить любовь.

И также наш учитель рав Ицхак Зильбер – его стремление к Торе, стремление принести людям настоящее добро – никакие силы зла не могли потушить этот внутренний огонь, горевший в нем.

Многие люди ошибаются, приписывая его величие – силе и святости его души. Безусловно, у рава Ицхака была очень высокая и святая душа, но в том мире, в котором он жил – все это можно было легко потерять!

Как-то на Песах мы с семьей пришли к раву Ицхаку пожелать хорошего праздника, и застали его в очень хорошем расположении духа. Что же такого хорошего произошло? «Коммунизм кончился!» (это было около 30 лет тому назад). Увидев наше недоумение, он пояснил: «Для вас, сейчас, коммунизм – это нечто смешное и бессмысленное. А в том поколении – нужны были огромные силы, чтобы не соблазниться этими лозунгами».

Все эти «идеалы» — равенство, братство, справедливость, каждому по потребностям… все это соблазняло миллионы людей, в том числе евреев. И нужны были огромные силы, чтобы не пойти за этим.

Откуда у рава Ицхака эти силы взялись? Это вера во Всевышнего, и вера и доверие к Его Торе. Тот факт, что коммунисты были против Торы – помог раву Ицхаку ими не увлечься. А сколько было еврейских детей, из праведных семей, которые не выдержали этого испытания!

Поэтому недостаточно того, что у рава Ицхака была великая душа – внутри него была также и тяжелая война, продолжавшаяся, на разных уровнях, в течение многих лет! Как сказано, «йиварехеха аШем вейишмереха» — пусть благословит тебя Б-г и охранит тебя – даст браху, и поможет ее удержать. Недостаточно получить богатство – нужно еще это богатство суметь сохранить. Недостаточно получить высокую душу – нужно еще удержать ее, делать правильный выбор, с этой душой – суметь жить.

Великое достоинство рава Ицхака – не изменяться, а держаться за этот высший уровень своей души, как подобает истинному еврею.

Перечитывая его книгу, я обратил внимание на то, что у рава Ицхака было огромное стремление делать другим людям добро, и он это делал самоотверженно.

Это самоотверженное стремление делать другим добро – полностью противоречило окружающему его миру!

Советский Союз, в силу своего воинствующего атеизма, был местом, где проявилась страшнейшая мера Суда Всевышнего. Самый простой пример проявления меры Суда – отсутствие материальной брахи, то есть, голод. Я еще помню лозунги о помощи «голодающим Поволжья». При том, что царская Россия была поставщиком пшеницы для всего мира! Казань, город, окруженный лесами – и не было дров для отопления! Я сам помню очереди за хлебом в 63 году… пока Америка не начала поставлять в Россию пшеницу. Это явный пример проявления меры Суда.

Когда человек в этом мире отвергает правление Всевышнего – он получает тяжкую меру Суда. Атеизм, с известным лозунгом Мичурина «не будем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача» — это на самом деле очень старый лозунг, еще поколения Вавилонской Башни. Ее строители тоже хотели навязать Всевышнему свою волю и силой получить от Него блага. Но это никогда не работает.

Вместе с ростом голода в России, рос и укреплялся девиз «кто не работает, тот не ест», и из людей было полностью выбито понимание важности такого действия, как цдака. Когда нищие ходили по советским городам – им подавали лишь иногда… Люди не хотели помогать!

Об этом пишет Рамхаль в Даат Твунот, что, когда действует в мире мера Суда, люди становятся более жестокими по отношению друг к другу.

Величие рава Ицхака – что он не поддавался этому влиянию! Хесед бе-месирут нефеш – с самопожертвованием.

Был в Иерусалиме великий праведник, рав Мордехай Цукерман, потерявший семью во время Катастрофы, и женившийся второй раз в лагере для перемещенных лиц, на девушке, тоже прошедшей нацистские лагеря. Про его жену известна такая история: еще в лагере, один нацист решил над ней поиздеваться. С этой целью он «подарил» истощенной девушке большой кусок колбасы, ожидая, что она начнет его жадно есть, и тут же, с непривычки, умрет. Но девушка попросила у него… нож – потому что их 45 женщин в бараке, и ей нужно разделить кусок на всех. Пораженный немец наблюдал, как она нарезала кусок колбасы и накормила всех 45 женщин. Он был настолько потрясен, что продолжил приносить ей колбасу и дальше. Эта любовь к добру пробила даже скверну нациста! Для нее это было настолько очевидно – получив еду, нужно поделиться… и на само деле, именно это ее и спасло.

Когда есть тяжкие периоды – это время, когда человек может особенно высоко вырасти. И рав Ицхак, при всех достоинствах своей души, не вырос бы так, если бы не прошел через «горнило» Советского Союза.

Рав Ицхак, при всей своей невероятной скромности и простоте, был гигантом. В силу того, что, с помощью Всевышнего, вел тяжелейшую борьбу «против течения». Весь мир «поедает» ближнего – рав Ицхак делает ближнему добро.

То же самое делал рав Ицхак и в отношении Торы. Есть одна история (вкратце приведенная в книге Авраама Коэна о раве Ицхаке), которую я знаю со слов моих сыновей. Когда мои дети были 8-10 летними, была одна особая организация, которая решила позаботиться о душах детей, погибших в Катастрофе. И была организована программа, в рамках которой дети в хедерах учили мишнайот для возвышения души детей, не успевших учиться, и погибших в Катастрофе. Мои дети участвовали в этой программе. И затем в крупнейшем зале Иерусалима был съезд для всех участников. Туда пригласили рава Ицхака Зильбера, выступить перед детьми. Знаете, что он принес с собой на это выступление? Коромысло и ведра.

В лагере работой рава Ицхака было носить воду с реки для всего лагеря, на все нужды заключенных. По 12 часов в день, за это время он делал 12 ходок. Я уверен на сто процентов, что рав Ицхак знал и мишнайот, и много чего еще наизусть. Он мог бы спокойно учиться «на память». И наверняка он так и делал. Но он не удовлетворился этим, ему хотелось серьезной, сосредоточенной учебы. Поэтому он начал… бегать. Двигаясь всю дорогу почти бегом, он сокращал каждую ходку на 15 минут. Эти 15 минут он проводил в укромном закутке за учебой. Рав Ицхак говорил, что за время этой учебы он понял сложнейшие места трактата Киним, которые не давались ему раньше.

И вот, в зале Биньяней а-Ума, рав Ицхак бегал перед детьми с полными ведрами, показывая, как можно бежать и не расплескать воду. Он показал детям, что и так можно учить Тору!

Нужно понимать, что рав Ицхак Зильбер был потомком династии великих раввинов. Он с детства учился со своим великим отцом, обладал замечательными способностями, и наверняка знал наизусть большое число мишнайот и других вещей. Он знал Танах практически наизусть, сколько раз упоминается в нем какое слово! Но ему было этого мало, он жаждал серьезной учебы! Он посчитал, что 15*12 это три часа чистого времени! Было ли это легко? Безусловно нет! На голодный желудок (вернувшись из лагеря, он залпом выпил несколько литров воды с сахаром, чтобы возместить недоедание), уставшим, без передышек и выходных, он бегал, чтобы выкроить время для более глубокого изучения Торы. И уверяю вас, это было ему не легко! Был ли он обязан это делать? Конечно нет! Но он жаждал удостоиться Торы. Не потерять стремление жить по высокому уровню собственной души.

Речь о величии человеческой души. Если человек может прилепить себя к высшей части своей души, он становится выше всего окружающего мира. Выше Красной Армии, выше Сталина, выше Брежнева… там, где ангелы падают – человек растет. Но это требует огромной работы.

Это уроки, не касающиеся только Советского Союза – это касается каждого из нас, в любой ситуации – не ронять планку собственной души, стараться жить на ее высочайшем уровне.

Это мы можем выучить из уроков рава Ицхака Зильбера.

И еще одну тему мне хотелось бы затронуть. Мы уже упоминали мишну: «…Гилель говорил: будьте учениками Аарона, любите мир и стремитесь к миру, любите людей и приближайте их к Торе» (Пиркей Авот 1:12). Рав Ицхак очень любил людей. Его любовь к людям и его любовь к Торе – это было что-то потрясающее. Даже в лагере он обучал Торе! Но есть еще одна вещь, которой мы должны у него учиться – были евреи, которых он не то, что не любил, а называл их «Амалеком»! Как пример такого Амалека он называл Евсекцию, а еще – левые антирелигиозные израильские круги, в то время это была партия Мерец, а сейчас у них есть еще множество «последователей»… Насколько я знаю, рав Ицхак Зильбер был потомком царя Давида. Царь Давид в своих Теилим, в 132 главе, сказал: «Ненавидящих Тебя, Всевышний, я ненавижу, с восстающими против Тебя – я буду бороться». Рав Ицхак знал, где есть люди, которые «плененные дети», а где есть злоумышленники. «Плененных детей» он приближал и возвращал к их Небесному Отцу с большой любовью. А там, где он видел злой умысел и посягательство на Тору – расставлял все точки над «и»…

Когда я был еще очень начинающим, в Израиле вышла книга одного раввина о Талмуде. Она быстро стала очень популярной. Но раву Ицхаку она очень не понравилась, потому что в ней не было должного уважения к мудрецам Талмуда. Он сказал мне тогда: «учти, это плохая книга, не имей с ней дела». Тогда об этом никто ничего подобного не говорил. А через 15 лет, великие мудрецы поколения запретили книги этого раввина вообще.

Рав Ицхак никогда никого не ругал, но тут он вышел за свои рамки, увидев, что в этой книге недостает понимания, что Талмуд – это Тора с Синая, и уважения к его мудрецам. Потому что «любящий Всевышнего ненавидит зло».

Насколько же мы должны быть благодарны Всевышнему, что дал нам такого великого человека, ставшего для нас источником «живой воды», который нас просто оживил.

Дай Б-г, чтобы мы все удостоились быть его учениками!


http://www.beerot.ru/?p=91211