Недельная глава Ваигаш
В недельной главе Ваигаш написано (Берешит, 47:21): «А народ [египтян] переместил он по городам, от конца предела Египта до [другого] его конца». Раши объясняет это так: «Йосеф переместил народ из одного города в другой, чтобы они помнили о том, что у них больше нет прав на землю. Жителей каждого города он поселил в другом. И потребовалось Торе похвалить Йосефа, который намеревался убрать позор со своих братьев, чтобы их не называли изгнанниками (Хулин, 60)… И так он сделал всем египетским городам, от одного края страны до другого». [От редакции. Стоит напомнить, что действия Йосефа помогли Египту пережить тяжелый голод.]
Наши мудрецы сказали об этом действии Йосефа: посмотри на благочестие Йосефа. Чтобы его братьев не называли изгнанниками, он совершил в Египте настоящий переворот, изменив место жительства всех жителей страны.
Автор книги «И заплакал Йосеф» рав Арье Лейб Фридман отмечает, что из этого факта мы учим, на какие большие жертвы готов был пойти Йосеф, чтобы не стыдить своих братьев. Еще в нескольких местах мы наблюдаем замечательное, из ряда вон выходящее поведение Йосефа, направленное на сохранение достоинства его братьев. Например, в «Мидраш Танхума» мы находим следующее: «“И привел человек людей в дом Йосефа” (Берешит, 43:17). Что означает “дом Йосефа”? Он же каждый день выходил, чтобы судить! Значит, в этот день он не вышел. Сказал: “Не стану стыдить своих братьев перед египтянами”». И еще из «Мидраш Танхума»: «“Уведите всех от меня!” (Берешит, 45:1). Сказал раби Шмуэль бен Нахман: Йосеф подверг себя большой опасности – ведь если бы его братья убили его, его бы никто не узнал. Почему же он сказал: “Уведите всех от меня”? Потому что Йосеф подумал так: “Лучше мне быть убитым, но не устыдить моих братьев перед египтянами”». Страшная вещь – благочестие Йосефа заставляло его идти на настоящее самопожертвование!
Также Мидраш рассказывает, что Йосеф ни разу не приходил к Яакову на протяжении всех семнадцати лет, которые Яаков жил в Египте, потому что знал, что когда он придет к Яакову, он останется с отцом наедине, и тогда Яаков спросит, как он попал в Египет, и Йосефу придется рассказать о том, что сделали с ним его братья, тем самым опозорив их. Поэтому он решил не приходить к отцу. И только перед смертью Яакова, когда «близились дни Исраэля к смерти» (Берешит, 47:29), тогда «призвал он своего сына Йосефа» (там же). И действительно, мудрецы говорят, что когда Йосеф пришел к своему отцу, его братья испугались: может быть, он рассказал Яакову о том, как они его продали? Отсюда также понятно, что все предшествовавшие семнадцать лет братья Йосефа были абсолютно спокойны, поскольку Йосеф ни разу не оставался со своим отцом наедине.
К этому стоит добавить еще одно. Хорошо известна любовь, которую питали друг к другу Яаков и Йосеф. Наши мудрецы говорят о ней так: «“Ибо сильна, как смерть, любовь” (Шир а-Ширим, 8:6) – это любовь Яакова к Йосефу». Йосеф любил своего отца в той же степени. Эти любящие друг друга люди не виделись двадцать два года и не слышали друг о друге ничего. Только теперь, когда Яаков состарился, Йосеф снова имеет возможность прийти к отцу, получить удовольствие от общения с ним и порадовать его. Страстное желание «сына мудрого» находиться около своего отца, конечно же, усилилось за двадцать два года, на протяжении которых Яаков продолжал свой духовный рост. Невозможно описать и представить и то, насколько высоко мог бы подняться Йосеф за семнадцать лет изучения Торы со своим отцом. Однако Йосеф отказывается от всего этого. Ради чего? Чтобы не быть вынужденным злословить о своих братьях, и чтобы не опозорить их!
Более того, в трактате «Кала Рабати» (глава 3) написано так: «Почему Яаков не поцеловал Йосефа? Он думал, что, возможно, поскольку он ушел в изгнание, женщины соблазнили его из-за его красоты. Йосеф хотел поцеловать его, но он ему не позволил».
Праведник Йосеф, разумеется, отлично понял, благодаря своей мудрости, почему Яаков не поцеловал его, несмотря на то, что любил его всей душой. Следовательно, он знал, что отец подозревает его понапрасну. Это еще одна причина, по которой Йосеф должен был жаждать прийти к своему отцу: чтобы развеять его беспокойство и постараться доказать отцу, что он находится на весьма высоком духовном уровне. Если бы Йосеф пришел к Яакову и рассказал ему об испытаниях, в которых он выстоял, то его отец, конечно же, изменил бы о нем свое мнение. Несмотря на все это, Йосеф не строит свой расчет на том, что хорошо для него. Он знает, что аспект злословия и причинения стыда его братьям имеет больший приоритет, а значит, ему нельзя приходить к Яакову.
Все это показывает нам плоды воспитания Йосефа нашим праотцом Яаковом. Выучим ли мы отсюда, что должны делать мы, чтобы не позорить другого?
По книге рава Яакова Байфуса «Леках Тов». Подготовил рав Элияу Швальб