Глава Ваехи — За серебро и золото

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

494
серебро и золото

«Отец мой заклял меня, сказав: вот, я умираю; в могиле моей, которую я выкопал (כָּרִיתִי) себе в земле Кнаанской, там похорони меня» (Берешит, 50:5).

Глагол לכרות (лихрот) обычно означает «выкапывать», «отрезать». Однако Раши приводит дополнительное объяснение. Он опирается на толкование в мидраше, где происхождение слова כריתי, связывают со словом מכירה (мехира) – сделка о продаже (здесь имеется в виду покупка места в гробнице праотцов у Эсава), а кроме того — со словом כרי (кери) – плоды урожая, насыпанные в виде горки. Но как связано одно с другим? Поясняет Раши, что Яаков купил у Эсава право на захоронение в пещере Махпела за серебро и золото — за все то огромное богатство, которое Яаков приобрел вне Земли Израиля. И этого серебра и золота было настолько много, что оно было похоже на горку.

Рав Цви Салант обращает наше внимание на то, с какой легкостью расстался Яаков с тяжело нажитым имуществом. И все только ради того, чтобы выкупить у Эсава право на место в гробнице праотцов? Ведь если бы он дал гораздо меньше, чем горка из серебра и золота, то и этого бы хватило, чтобы удовлетворить запросы Эсава?

Сказано в «Пиркей де-раби Элиэзер» (гл. 38), что Яаков приобрел у Эсава право наследовать Святую землю.

Благодаря этому Эсав был вынужден оставить землю Кнаана и отправиться для проживания в район горы Сеир. Такое пояснение дает ответ на вопрос о чрезмерном богатстве, которое заплатил Яаков Эсаву. Однако, по мнению Раши, колоссальное количество серебра и золота было отдано только за право на место в пещере Махпела, так что вопрос остается.

Возможно, Яаков был движим следующими побуждениями:

Пробыв двадцать один год вдали от родителей, Яаков опасался, что ему недостает заслуг двух заповедей, выполнить которые у него не было возможности: заповедь проживания в Святой земле и заповедь уважения отца и матери. Об этом рассказывает мидраш: «Сказал Яаков: “Все эти годы Эсав жил в Святой земле и оказывал почет родителям. Может быть, с заслугами этих двух заповедей Эсав думает превозмочь меня?”» На основании этих опасений Яаков решил избавиться от богатств, нажитых на чужбине, что должно было восполнить недостаток в исполнении тех важных двух заповедей.

Отдав все свое имущество за право проживания в Святой земле, Яаков продемонстрировал, что жизнь в Падан Араме была лишь вынужденной мерой. И в знак этого он избавился от нажитого там богатства. Отдав все серебро и золото за приобретение права на Святую землю, он показал, насколько для него важна заповедь проживания в Земле Израиля. А потратив баснословные деньги на приобретение места в гробнице праотцов, Яаков продемонстрировал то, насколько ему важна заповедь почитания родителей.

Эсав же, в противоположность Яакову, согласившись променять на деньги Святую землю и место в пещере Махпела, показал свое истинное отношение к двум важным заповедям.

http://www.beerot.ru/?p=48605