Глава Экев — Добавка жизни

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

787
добавка жизни

«И учите им (словам Торы)… чтобы приумножились ваши дни» (Дварим, 11:19-21).

Святая Тора – это поистине живая душа еврейского народа. Когда мы говорим «ведь они (слова Торы) – наша жизнь и продление наших дней», это не восторженная гипербола, а самый простой смысл: Тора, и только Тора, – это жизнь каждого человека, жизнь еврейского народа в частности, и всего мира в целом.

Не каждого, кто ходит, сидит, ест или танцует, можно назвать живым. Например, о злодеях сказано, что они «при жизни называются мертвыми». Это подобно оторванному хвосту ящерицы: хотя он еще какое-то время бьется в конвульсиях, любому очевидно, что жизни в нем нет. Так и жизнь без Торы вовсе не является жизнью. Правильное понятие, что такое живой человек, — это лишь такой человек, для которого Тора является дыханием его жизни!

Конечно, в понятии «жизнь» есть разные ступени. Мудрецы прошлых поколений называют это нефеш, руах, нешама, хая, ехида (уровни еврейской души – прим. пер.). Смысл здесь в том, что есть жизнь, а есть добавка жизни, и разница между одним уровнем жизни и другим, что на ступень выше его, – равноценна разнице между жизнью и смертью.

Подобно этому Виленский Гаон писал, что разрушение Храма было смертью для народа Израиля. И хотя он, вроде бы, продолжает жить, сегодняшнее положение, по сравнению со временем до разрушения Храма, подобно отрезанному хвосту ящерицы, который все еще агонизирует, но, по сути, жизни в нем нет.

Такова же разница между талмид хахамом, мудрецом Торы, и тем, кто им не является. Это просто разница между жизнью и смертью. А ступень более высокого талмид хахама – это еще добавка жизни.

В прежних поколениях того, кто знал четыре раздела Мишны (с Гемарой), называли хахам (мудрец), того, кто знал пять – называли рав, а того, кто знал все шесть – называли гаон (гиматрия слова гаон – шестьдесят; то есть, тот, кто знал шестьдесят трактатов Мишны, включая Талмуд, назывался гаон). И это меняло всю реальность: хахам – это не рав, а рав – это не гаон. А расстояние между ними – как расстояние между жизнью и смертью.

Поскольку каждая часть Торы направлена на какую-то определенную часть жизни, получается, что каждый трактат, который человек учит, добавляет ему еще часть жизни.

У того, кто проучил и закончил трактат Брахот, жизнь стала совершенно другой! До такой степени, что прежняя жизнь, по сравнению с этой, будет считаться просто агонией! В жизни еврея, который проучил трактат Брахот, и вставая утром, благословляет: «Благословен Ты… Который освятил нас своими заповедями, и заповедал нам омывать руки», есть настоящее ощущение жизни!

Известны слова рава Йонатана Эйбешица из его книги «Йаарот Дваш»: «В действительности, если человек не проучил как следует, очень тщательно, все законы Шаббата, — нет никакой возможности, чтобы он спасся от нарушения Шаббата». Так что у того, кто изучил трактат Шаббат, совершенно другая жизнь!

У того, кто закончил трактат Псахим, праздник Песах будет совершенно другим! Все духовные сокровища, который человек получает в этот чудесный праздник, невероятно велики по сравнению с тем, что он получил бы, если бы не проучил этот трактат.

Точно так же трактаты, связанные со всеми остальными праздниками: Рош а-Шана, Йома (о Йом Кипуре), Сукка, Бейца (о законах йом това), Мегила (о Пуриме), Хагига… В святых книгах объясняется, что чудесный духовный свет, который был в мире в первый день Творения, и который Всевышний потом «спрятал», заложен в праздниках, и в каждый йом тов он проявляется, а евреи наслаждаются им. Но, разумеется, каждый еврей наслаждается этим светом только в той мере, в какой он связан с ним, и чем больше он учит трактат, связанный с этим праздником, тем больше еврей связан с праздником и получает больше скрытого в нем света.

Так и во всех остальных трактатах. Тот, кто хочет стать хасидом (благочестивым), пусть тщательно исполняет законы из раздела Незикин о денежных ущербах (Бава Кама, 30а). В каждом трактате из раздела Незикин есть добавка жизни и великое достоинство хасидута. Кдуша (святость) есть в разделе Кдошим, таара (духовная чистота) – в разделе Таарот.

Поэтому-то мы радуемся такой великой радостью, когда заканчиваем очередной трактат: мы радуемся еще одному кусочку жизни, которым теперь обладаем!

Причем он настолько значителен, что вся прежняя жизнь как будто ничего не значит по сравнению с теперешним уровнем жизни. Когда мы заканчиваем трактат, мы обещаем не оставлять его, поскольку речь идет о самой душе, источнике нашей жизни!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=47476