Сказанное не умаляет значения танахического периода еврейской истории, когда народ Исраэля стал избранным народом, которому Всевышний даровал Свою Тору и Святую землю — Эрец Исраэль.
Но танахический период был отличен от других тем, что жизнь еврейского народа в ту эпоху определялась таким феноменальным и беспрецедентным в истории других народов явлением, как непосредственное влияние Бога, непрестанно наставлявшего и направлявшего Своих пророков — духовных вождей нации. Велика была власть пророков, ибо выполнение их предписаний означало выполнение одной из обязательных мицвот (заповедей). Сказано в Торе: «Пророка из твоей среды, из твоих братьев пошлет тебе Творец, твой Бог, — его (пророка) слушайтесь» /Дварим 18:15/. Пророки учили и обличали. Будущее было открыто им по воле Творца, и они предсказывали своему народу порабощение, разрушение и рассеяние за отступление от законов Торы, но обещали также возрождение и процветание. Когда евреи вернутся к своему Богу, к жизни по Его законам.
Этот период непосредственного влияния Высшей силы на жизнь народа кончился с Вавилонским пленением.
Начиная с эпохи Второго Храма и до наших дней, еврейская история, сохраняя свой уникальный характер, развивается уже в реальном историческом плане, и её внешний ход выражается в конкретных событиях и обстоятельствах. Внутренний же, сокровенный смысл еврейской истории по-прежнему определяется помыслом Всевышнего, носящим теперь скрытый, глубинный характер.
Танахический период нашей истории почти полностью сконцентрирован на духовном становлении народа. Священные книги — не учебники истории. Конкретные исторические факты играют в них второстепенную, вспомогательную роль. Следует понимать, что вся духовная жизнь еврейского народа была подчинена одной высшей цели — служению Творцу, выполнению всех предписаний Торы. У евреев, в отличие от греков, например, фактически не было светской литературы. В Священных книгах основное внимание сосредоточено не на исторических фактах, а на духовных аспектах. Неважно, что совершили многие монархи, но если они отступали от законов Торы, то в Священных книгах они характеризуются, как неугодные Богу.
Великая цель еврейского народа, согласно учению пророков, заключалась в том, чтобы следовать законам Торы, данным Исраэлю, и распространять на земле истинное Учение Бога.
Неистов был гнев пророков, когда речь шла о нарушениях законов Торы. Но всё же можно утверждать, что и в эпоху судей (2516-2882 /1244-878/ гг., когда евреями в Стране руководили судьи-спасители) и в эпоху монархов Исраэля (от первого монарха Шауля (Саула) в 2882 /878/ г. и до разрушения Первого Храма в 3338 /422/ г.) наш народ, в целом, не переставал следовать законам Торы, а если какая-то часть его и отступала от них на время, то возвращалась на праведный путь под влиянием тех же пророков.
После пророков руководство нацией приняли на себя учителя Закона, мудрецы и выдающиеся исследователи Торы.
Надо иметь в виду, что государственная администрация также была связана с Торой и с религиозными институциями, представляющими Священное писание и контролирующими выполнение его законов.
продолжение следует