Во вступлении к циклу бесед об эпохе Второго Храма необходимо отметить следующий факт.
В прошлом многие историки, в основном, из различных христианских школ, видели в разрушении Первого Храма и в Вавилонском пленении (период изгнания (галут) евреев из Иудеи в Вавилонию /3338-3408; 422-352/) переломный момент еврейской истории, разделивший ее на два замкнутых периода, между которыми, по их мнению, пролегла непреодолимая пропасть.
Танахическую эпоху в еврейской истории они высоко оценивают, отмечая и заслугу еврейского народа в создании величайшей монотеистической религии и тот факт, что евреи были тогда «нормальным» оседлым народом, привязанным к своей земле. По их мнению, все аномалии в еврейской истории начинаются с периода Второго Храма, с того чрезмерного влияния, какое приобрели учители Закона, мудрецы и исследователи Торы, «приземлившие религию», сведшие ее к великому множеству формальных правил.
Эта точка зрения опровергнута нашими современными учеными. Профессор Еврейского университета Йехезкэль Койфман говорит: «Еврейскую историю периода Второго Храма можно понять лишь как естественное продолжение истории народа, бывшего монотеистическим с самого начала». Непрерывность религиозного самосознания, общественного и духовного развития характерны для еврейского народа во все периоды его истории.
И до разрушения Первого Храма и после него жизнь еврейского народа основывалась на тех же принципах. Трудный переходный период между Первым и Вторым Храмами не превратил еврейский народ в этническую группу, лишившуюся национальных корней.
А в период Второго Храма, как уже отмечено, окончательно сформировались принципы, ставшие основой основ еврейской жизни и позволившие еврейскому народу и после утраты политической независимости существовать в качестве единой национально-религиозной формации, огражденной от угрозы ассимиляции соблюдением всех законов Писанной и Устной Торы.
Писанная и Устная Тора
Обе Торы — и Писанная, и Устная — были даны Богом еврейскому народу как единое целое. Устная Тора лишь поясняет Писанную. Многие законы Писанной Торы можно понять только при помощи Торы Устной: Бог разъяснил Моше, как исполнять заповеди лулава, шофара, цицит, тфилин и т. д., а тот передал слова Его народу.
Раби Йосеф Альбо объясняет в своей книге Сефер ѓа-икарим причину, по которой Божественная Тора не могла быть записана целиком:
“Известно, что любая фраза, зафиксированная в письменном виде, может быть понята двояко, и может случиться, что одно понимание будет соответствовать истинному ее смыслу, а другое будет противоположно ему. Поэтому для того, чтобы Тора была понята правильно, Бог, благословенно Имя Его, дав Моше Тору в письменном виде, дал ему также ее верное понимание. Моше, в свою очередь, передал эти разъяснения Йеѓошуа (Йеѓошуа бин Нун /2406-2516/ — вождь, пророк и учитель, получил месира от Моше в 2488 /1272/ г., ввел Исраэль в Страну, с 2488 по 2516 гг. вел войны за овладение Страной Израиля, завоевал ее и разделил, дав каждому наследственный удел), тот— старейшинам (вождям народа после смерти Йеѓошуа), пророкам; и так переходило это из поколения в поколение с тем чтобы сохранилось правильное понимание Писанной Торы».
Устная Тора, естественно, передавалась из поколения в поколение устно. В период Второго Храма мудрецы Великого собрания стали записывать отдельные законы и правила, впоследствии включенные в Мишну (от глагола лешанот — повторить, изучать) — свод установлений (ѓалахот), которые от Моше передавались устно из поколения в поколение и были записаны и отредактированы раби Йеѓудой ѓа-наси /3882-3980; 122-220/.
Именно в период Второго Храма Устная Тора, разъясняющая общие законы Писанной Торы, стала охватывать и контролировать своими дополнениями, предписаниями и указаниями все сферы жизни еврейского народа.
продолжение следует