Ницавим-Ваелех — Тот, кто страшится Суда – будет оправдан

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

317

«Если он, услышав слова этого проклятия, благословит себя в своем сердце, говоря: “У меня все будет благополучно, хотя я буду поступать по прихоти своего сердца…”» (Дварим, 29:18).

Главы Ницавим и Ваелех – это на самом деле одна глава, но иногда их разделяют на две, чтобы прочесть главу Ницавим именно перед Рош а-Шана, поскольку в ней есть очень важный урок, необходимый нам именно к Рош а-Шана.

Говорит Тора в главе Ницавим: если мужчина или женщина услышат все эти страшные упреки и великие наказания, описываемые в главе Ки Таво, которые постигнут того, кто не будет соблюдать законы Торы, и он (или она) «благословит себя в своем сердце, говоря: у меня все будет хорошо, хотя я буду поступать по прихоти своего сердца» – мне, мол, нечего беспокоиться, ко мне это не относится, со мной этого не произойдет. Тогда «возгорится яростный гнев Г-спода на этого человека, и падут на него все проклятия, записанные в этой книге… Г-сподь отделит (такого человека) ко злу…» Мы видим, что самое тяжелое наказание постигает именно того, кто не страшится наказания Всевышнего.

Так и с Рош а-Шана. В день Великого Суда судят каждого человека в отдельности: кто будет жить, а кто умрет; кто утонет, а кого сожгут в огне; кто станет бедствовать, а кто разбогатеет. Если в это время человек боится, страшится Суда Небес, взывает к Творцу и умоляет Его смилостивиться – Всевышний жалеет его.

Наши мудрецы так описывают заповедь шофара: в Рош а-Шана, день Суда, когда Царь сидит на троне суда, а обвинитель встает, чтобы высказать все свои претензии, — в этот самый день Всевышний повелел нам трубить в шофар, чтобы пробудить любовь снизу вверх. Звук шофара поднимается, и в ответ пробуждается голос Свыше. Тогда все претензии обвинителя путаются, и евреи получают оправдательный приговор.

Чему это подобно? Ребенок возвращается домой с учебы, но еще до его прихода позвонил учитель и рассказал родителям, что их чадо натворило: не учился, мешал другим детям, сломал стул, и так далее. Родители думают, какое наказание ему полагается, но тут ребенок входит в дом и захлопывает дверь – прямо себе по пальцам. Боль такая сильная, что он громко кричит. В тот же момент испуганная мать тоже вскрикивает, в доме начинается суматоха, все подходят к ребенку и стараются его успокоить, и все, что он натворил в школе, забывается. Все наказания отменяются, и более того – ему еще и покупают подарки и игрушки, чтобы успокоить его.

Так же происходит в Рош а-Шана. Когда каждый еврей в отдельности и народ Израиля в целом стоят перед Судом, Всевышний повелевает нам трубить в шофар, ведь звук шофара выражает крик народа Израиля, его мольбу о милости Небес. И тогда Свыше тоже исходит голос – голос огромного милосердия нашего Небесного Отца, Суд путается, и Всевышний милует Свои творения.

Каждый еврей знает, что Рош а-Шана – это день, когда устанавливаются все события будущего года; все болезни, все катастрофы и террористические акты – все решается в этот день. И если он не скажет «у меня все будет благополучно», а будет бояться и просить у Всевышнего милосердия за себя, за свою семью и за весь народ Израиля, – Всевышний обязательно пожалеет Свои творения и запишет народ Израиля в Книгу Жизни, на добрый и хороший год.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=54876