Песах — праздник нашей свободы

пурим и песах

Ночь пасхального Седера, время нашего Освобождения — время уяснения основ веры и передачи их следующим поколениям. Именно поэтому основной заповедью Седера является рассказ об Исходе, обращенный к сыну.

Объяснили мудрецы: Нисан и Песах – начало любого обновления. В Песах обновляется вера – это основа любого нашего обновления и освобождения от оков, с этой силой можно выйти даже из Египта.

Как сказано, в Песах каждый должен увидеть себя выходящим из Египта:

Ночь пасхального Седера, время раскрытия Б-жественного Присутствия – Шхины – своего рода «новый год веры».

Сказали мудрецы: «В заслугу своей веры наши отцы были выведены из Египта, в заслугу веры мы удостоимся грядущего избавления». В этом суть египетского изгнания и последующего избавления. Нечистая сущность –клипа – Египта заключалась в отрицании основ веры, как видно из высказывания фараона: «я не знаю Г‑спода». Весь ход событий – десяти Казней и Исхода – вел к раскрытию ясной веры в Творца в полную силу, соответственно сказанному: «И узнают египтяне, что Я – Г-сподь». То есть раскрытие веры было таким явным, что даже египтяне утратили сомнения. В силу веры стал возможным Исход: известно, что сыны Израиля находились «в сорок девятых вратах нечистоты»; если бы, не дай Б-г, духовное падение продолжилось «к пятидесятым вратам», они не смогли бы больше подняться. Эти «пятидесятые врата», как известно, соотвестствуют вере – и в этом сыны Израиля не пали, как сказано: «И поверил народ». Поэтому Песах предваряет все остальные праздники – ведь вера лежит в основе еврейства. В предисловии к Зоару об этом сказано: «Первейшее повеление – войти во врата веры». О месяце Нисан сказала Тора: «Этот месяц (ходеш) для вас – главный, первый он у вас для месяцев года», объяснили мудрецы: Нисан и Песах – основа и начало любого обновления (от корняхадаш). В Песах обновляется вера – это основа любого нашего обновления и освобождения от оков, с этой силой можно выйти даже из Египта (Мицраим – от словамецарим, рубежи).

Именно поэтому основной заповедью Седера является рассказ об Исходе, обращенный к сыну – перед нами стоит задача укрепиться в вере и укоренить ее в сердцах потомков. «Каждый умножающий рассказ об Исходе достоин похвалы», «И даже если мы все мудрецы… мы обязаны рассказывать о выходе из Египта» – такого повеления мы не находим в большинстве других заповедей, где необходимое является также достаточным, и нет никакого смысла в прибавлении. Но, поскольку целью и следствием рассказа является укрепление веры – этого не может быть слишком много. Так Старец из Ляховича объяснял слова Теилим: «Я верил, когда (другое значение – «за счет того, что») говорил…» – когда много говорят о вере, она укрепляется в сердце. Это верно в отношении всего года – тем более это проявляется при раскрытии Шхины в ночь Седера, в Новый год веры, когда мы запасаемся ею на весь год, чтобы наполнить его этим светом.


http://www.beerot.ru/?p=90599