Счастлив явившийся в сей мир в час перелома и смятенья!

Дата: | Автор материала: Рав Пинхас Перлов

1062

В час судьбоносный обрушенья

Основ рутинных бытия!

Как задевает за живое и болит – этот день – 7-го октября… Доныне – прочно в нем увязли… Стала война приметою эпохи; доныне этим днем живем…

О жертвах «фестиваля на природе». Чем занимались рядом с логовом врага? Кабы не опалил их смертный пламень – чем запечатлелся бы их образ в этот день – Субботы, праздника великого – Дня Торы?

Но теперь – не смей подумать, молвить слово… «быть как все народы» – в их жизни прежней, вплоть до мгновенья рокового… «Святые жертвы» – оттуда и доныне – после…

Средь первых выстрелов, и ужаса, и стонов… То, что в Катастрофе – было уделом миллионов…

«Счастлив явившийся в сей мир в час перелома и смятенья…» А мы сегодня добавим: «Счастлив, чей грех был стерт в одно мгновенье»? Ужасная судьба – или «великое искупление»?

Как знать – нам, живущим после них, – быть может, меньше повезло… Нам вместо искупления в одно мгновение – на долю нашу – долгой неизвестности мученье… Уж сколько месяцев живем тем днем…

Пылает он огнем… В душе врага – все той же злобы. А наши души, – увы, многих, – невыносимо жжет огнем очарованья жизнью прежней – «до того»… Как говорят: «ничто не ранит, не терзает душу – как осколки счастия былого»… «Скорей бы кончилась война» – наш вопль в слезах, молитве, – скорее склеить того счастья черепки – осколки дня былого…

И говорим в мольбе, и тянем к нему руки:

Постой, помедли – час заката!

Эпохи счастья – удлинилась тень…

Увы – былому нет возврата –

Вот-вот его поглотит бездна мрака…

И лишь на западе последнее сиянье – где дотлевает уходящий день…

Увы, напрасна боль души – тоска о прошлом!

Лишь отнимает силы жить…

И тщетно наше страстное желанье –

Очарованье дня вчерашнего продлить…

Мы поздно родились? Так поздно поднялись, до рокового дня дожив,

Чтоб нас та ночь черным крылом накрыла?

О, нет и нет! Нас – наш Властелин с Небес крылом Своим прикрыл…

Два у Него крыла, – Он с мудростью над нами их сменяет –

Возносит выше туч – и долу низвергает…

За черным – Катастрофы – «белое крыло»: войн победных, становления, успехов едва лишь оперившейся страны… По младости прощается ей много, хотя росла она не той…

Но вот – пришла пора, и возжелал Творец страну узреть иной – какой быть более ей подобает. По замыслу Его издревле о земле, о праотцах, об их сынах из поколений дальних…

Увы… Тех войн победных «белое крыло» великой помощи с Небес – так скоро позабыть??? «Г-споду ли воздаете сие, народ недостойный и неразумный?» (Дварим, 32:6). И тяжкий грех забвения в одном потоке слить – с грехом гордыни… «Мощь наша – не с Небес, а в наших мышцах, жилах!» Кохи ве-оцем яди – «Сила моя и мощь моей руки»… – О, сколь прозорлива ты, наша Тора!

И пусть над нами ныне «черное крыло», – сокрыт в нем добрый замысел небесного Отца… Сокрыта истинная белизна того крыла – двойная…

И посему – вослед поэзии эпох былых, с их плачем о падении империй, – мы им сегодня словом нашим вторим:

Прощаясь с ложной славою могущества «моей руки»,

С гор Иудейских высоты

В слезах и горе созерцаешь ты

Закат ее кровавый!

Трагедия… Закат – могущества руки??? Откроем наших мудрецов… Увы!

В Гемаре Санедрин 97б – 98а – известный спор раби Элиэзера и раби Йеошуа: обязательно ли нужна тшува – возвращение еврейского народа к Всевышнему – для избавления?

Первый говорит, что без тшувы Машиах не придет; но побеждает раби Йеошуа, сказавший, что если евреи не совершат тшуву сами, то сделают это вынужденно – когда Всевышний поставит над ними жестокого царя, подобного Аману; и тогда придет спасение. Так он трактует стих (Даниэль, 12:7): «И услышал я, как муж, одетый в льняные одежды… клялся Вечноживущим, что к сроку… когда истощится сила руки народа священного, закончится все это». Объясняет Раши (начальные слова וככלות נפץ יד עם קדש): «Когда закончится возрождение их и сила их руки, которая прежде распространялась туда и сюда, являя мощь и действенность (победы в войнах всех до сей поры – как мы сказали выше: «белое крыло»), – и станут слабы чрезвычайно».

«Закат могущества моей руки кровавый» (7-е октября – «крыло черное»)…

«Моей руки»? – Нашей, держащей ныне меч Эсава – которым, по благословению отца его и нашего, Ицхака, Эсаву жить! Но нам жить «мечом, украденным у брата», – отмерено лишь до поры… А дальше – жить иным; к былому нет возврата!

«Закат, конец» тот? – еще не наш конец! – так пишет Раши:

«»Слабы чрезвычайно» – и закончится все это» – все наши бедствия уйдут, – и придет Машиах, как сказано (Дварим, 32:36): «Когда Он увидит, что ослабла рука их»».

Итак, спасенье… в ослаблении руки???

Рука слаба… вместо нее окрепнет голос Яакова! Для Рима, для империи Эсава закат руки – конец. Но не для нас!

«Окрепнет голос» – о том ведь сказано у Раши на самое начало Торы (см. в нашей предыдущей статье о «юности страны»). Когда в грядущем соберемся мы в своей земле, – нас будут обвинять народы: «Грабители!…» И тогда – громоподобным твердым гласом Яакова им ответим: Нет! Б-г землю сотворил – и Он, как Хозяин и Творец ее Единый, имеет власть и силу – и отнимать ее, и даровать!!! Увы!

В сокрытии – грядущее пришло; уже не завтра, а ныне оно здесь…

А многие, на земле своей собравшись, очень многие – спят и тешатся мечтами «стать как все»… Не врозь, поодиночке, как в Германии, Европе, – а разом, всей страной – смешаться, приобщиться, влиться в дружный сонм народов…

И вот, избалованы победами с Небес, – любуемся «могуществом руки», – чудом, дарованным с Небес – на время…

«С Небес»? Обильной кровью, мужеством добыты, завоеваны победы!

Но на скрижалях войн юной страны, от первых вплоть до 7-го октября, – сколь много высечено истинных, спасительных чудес! В зачет глубоких вековечных наших ран, пролитой крови, – они сияют милосердием, великим терпением Творца, Его к народу Своему любовью!

Терпением… «Вплоть до» – сказали мы… И вот – порог перешагнули; война последняя – с начала до заветного конца – совсем иная…

7-е октября – сон сладкий отлетает… «Закат кровавый» – той страны, что до последнего мгновенья – «спит, любуется, мечтает»…

Но в милосердии и дальних замыслах Творца «закат» тот – не конец ее, а «горькое целебное лекарство» – этап неизбежный на пути. И «чернота крыла» – еще раз скажем, – «белизна» его двойная!

Лекарство?

Увы, сегодня это – ужасы, запечатленные самим врагом-садистом…

«Они досаждали Мне небогом, гневили Меня суетами своими: и Я досажу им ненародом, народом-извергом гневить их буду» (Дварим, 32:21). Невыносимые для глаз нормальных, человечьих сцены 7-го октября, о коих сказано: «И ты – сойдешь с ума от зрелища перед глазами, что увидишь» (Дварим, 28:34)… И зрелища сии – пред нами…

И в них – начало исправления, лекарство горькое для нас! И не нежданное – прописано тысячелетия назад…

И вот – «лекарство горькое» – те злодеяния «изверга-царя, подобного Аману» – вождей террористов и с ними их «народа-изверга», – то, от чего «сойдешь с ума»… И вслед – война, идущая уже который месяц, хотя и в ней были дарованы с Небес много чудес спасения, – нет в ней столь очевидных «даров с Небес», как в войнах прежних, – и сколь же далеки, увы, ее объявленные цели – «уничтожение врага, свобода пленных»…

А нам, не бывшим с ними в том аду, досталось, как мы сказали выше, – вместо искупления в одно мгновение – на долю нашу – долгой неизвестности мученье… В муках созерцать, как слово Творца с Его Небес нисходит, – возмездием, назиданием, исправлением, – облекаясь плотью жестоких зачастую дел земных…

«Счастлив явившийся в сей мир в минуты перелома и смятенья…»

Которые – пугают и манят… Пугают – ясно. «Счастлив» – минут сих таинство познать. Увы, жестокою ценою… И все-таки – манят!

Когда человек попадает в необычайное, особенное место, участвует в особенном событии или встречается с великим человеком, – чувствует, что на него падает звездный отблеск того места, времени или великой личности.

Тем более – когда удостоится, дожив, встретить звездный час сотворенного мира и всей истории его, час столь трагический в его начале, – он может усмотреть в том для себя большую честь и благодать… Ибо страдая даже, видит благо, – если усмотрит цель великую и миссию свою… И лепту тем свою – в Историю внесет, а также и в осуществление сокровенного замысла Творца.

Осуществление замысла Творца – грозно. Ведь вся внезапность, трагизм и мука этих дней, в отличие от бедствий прежних, – в том, что вот уже 75 раз так гордо, весело, задорно отмечали День Независимости своей страны…

С традиционным Леолам ло од – «Никогда больше!!! (не повторится Катастрофа)» Как заклинание, магическая формула и мантра… 75 лет – три поколения уже! «Учили нас родители – Леолам ло од! И обещали нам руководители: Леолам ло од! И мы твердили нашим детям: Леолам ло од! И вот…» (Из одной новой песни).

И вот – для тех всех клявшихся, столь многих, – наступает то, о чем ныне говорят: «Распалась цепь времен»! Нет разумения цепи деяний, загадочен их спутанный клубок…

Воистину – «свихнувшееся время!» Да – для тех, кто клялся – желая счастья своему народу после всех его многовековых бед… Но видят ныне даже и они – сколь пусты клятвы их – все уверовавших в мощь своей руки! «Настал наш звездный час!» – так думали не столь давно. Да, час настал – час их кровавого заката…

«Их» – уверовавших в мощь своей руки; но народ Всевышнего и Торы, ей верность сохранившие евреи, в этом мире – навсегда! Мы череду народов, царств в могилу взглядом провожали – их верований и кумиров… Нас мучили, мы оставались – хоронить мучителей своих… Звезда наша еще взойдет – как сказал Билъам – враг злейший и прорицатель великий: «Взойдет звезда от Яакова, и встанет скипетр от Израиля» (Бемидбар, 24:17) – «царь покоряющий и властвующий» (Раши), – царь Машиах. Но прежде ее восхода – должен свершиться, на глазах наших свершается закат кровавый – звезды врагов его, внутри страны и стана нашего – и вне!

И ныне долг наш услышать глас Творца в Истории – ответить на призыв:

Поступь Истории – услышь ее шаги! Войди в тот мрак (осознай себя в нем), – чтобы увидеть свет!

Свет истины – он засиял из мрака страшного утра!

Куда сильней и ярче, чем был до даты роковой, – соединяет звенья той разорванной цепи… Воистину – свет первых дней творения…

Он – не у «гигантов новой еврейской мысли», видевших будущее наше на иных путях, в отрыве полном от путей отцов, – не у М. Мендельсона, или Маркса, Герцля и их убогих продолжателей сегодня…

Он – в мудрости, которая куда древнее их… «Кто мудр? Видящий вперед – чему предстоит родиться» (Авот, 2:9; Тамид, 32а); и кто же видел то, что ныне у нас всех перед глазами?

И вот – у мудрецов Мишны, Гемары – приметы, признаки весны грядущей – Избавления (конец трактата Сота): «Так учили мудрецы… Перед приходом Машиаха наглость возрастет… И власть будет принадлежать отрицающим основы веры; и нет (принимающих) упрек; и дом собрания будет домом порока… И Галилея будет разрушена, и область «Гавлан» опустеет; и пограничные жители будут скитаться из города в город и не найдут покоя… Лицо поколения как морда собаки, и сын не стыдится пред отцом… И на кого мы можем надеяться? Только на Отца нашего, Который на Небесах!»

Вот уже более ста лет наши большие мудрецы говорят о том, что признаки эти видны все отчетливее, – как, например, неуважение к старшим или то, что «лицо поколения – как морда собаки» (см. подробно об этом и в упомянутом очерке р. Э. Вассермана). Все – кроме двух, которые поневоле обходили вниманием до событий 7-го октября, – а теперь они, возможно, более всех так очевидно и так просто задают связь с нашими днями и делами… Первый – «Галилея будет разрушена» и «Область «Гавлан» опустеет», а второй – «Жители приграничных мест скитаются из города в город и не находят покоя»… («Область Гавлан» – разные толкования позволяют относить ее и к северным, и к южным районам Земли Израиля).

Да, это все пред нами – как на ладони: обстрелы, беженцы – и с севера, и с юга…

И еще о том же – притча про «рыбу, которая перевернулась» (Бава Батра, 73б). «Сказал Раба бар бар Хана: плыли мы на корабле и увидели [огромную] рыбу, спина которой была засыпана песком. И рос камыш на ее голове. Мы подумали, что это суша, и сошли [с корабля], стали варить и печь на рыбьей спине. Но когда спина разогрелась, рыба перевернулась. И если бы не был близко наш корабль, то мы бы все утонули».

И агада, сказание это, – объясняет Магид из Дубно в книге Эмет ле-Яаков, – говорит о событиях перед окончательным нашим избавлением – приходом Машиаха. После тысяч лет страданий в изгнании евреи увидят землю безопасную и сойдут на нее с корабля (своих традиций); но как только обживутся там и заживут в свое удовольствие, – «перевернется» у них под ногами та земля… И если бы не корабль (который не ушел от них далеко), – погибли бы.

И как же это похоже на то, что видим мы сегодня!

Как было при исходе из Египта – бе-яд рама – «с рукой воздетой» (Шмот, 14:8), – гордо, «не как беглецы и воры» (как пишут комментаторы); и вдруг на седьмой день видят себя на грани гибели, меж морем и могучим войском фараона… И была в этом внезапном повороте боль и особенная мука – падения «с сияющих вершин на гибельное дно»…

Так и теперь – тем более: не через семь дней, а через 76 лет после того, как воссоздали евреи свое государство, – тоже бе-яд рама, – когда снова вдруг видим себя на краю… Как будто не было этих 76 лет под лозунгом Леолам ло од – «Никогда больше!!!», как мы писали выше… «Война за независимость» – вторая, как некоторые говорят теперь, – и столь же судьбоносная! И если Первая была ожидаемо трудная, но славная, то Вторая, ее начало – внезапность, слабость и позор… А обвинение – все то же: «грабим, отнимаем землю не свою»…

И вот – мы, как когда-то, – «застигнуты вдруг ночью» в тот рассвет 7-го октября…

Ночь в час рассвета? Нет парадокса! «Шахрит» – утренняя молитва – называется так от слова шахор – «черный», – ибо к утру более всего ночная тьма сгущается. Темно – но свет уж близок, неизбежен… И избавление грядет – навеки!

И в этом всем – надежда наша! Теперь, когда мы видим, как с непостижимой точностью сбывается предсказание Раши: «Грабители вы!» – (см. выше)… Пока – тяжкая часть предсказания, – но именно поэтому исполнится и добрая, – как сказал однажды раби Акива в известном эпизоде с лисой, появившейся на месте Святая Святых разрушенного Храма…

И то, что мы говорили о сказанном в конце трактата Сота

И – в агаде о рыбе-острове…

Так что же было то – 7-е октября? Крах Вавилонской башни гордого, без Торы, сионизма? Да! но и рассвет… обетованное начало того, чего мы ждем тысячелетья! Мы, весь мир был спасен не раз, – и будет вновь; в том нет сомнений!

Ведь мы – уже не те, что прежде… До дна испившие из чаши всех тысячелетий, – и сроки, вроде бы близки; и не на время будет вожделенное спасенье…

Нить милосердия протянута – длиною в столько тысяч лет! И с крепкой верою – величие надежды. По мере чаши нашей – горя, боли, тьмы…

И с верой той – мы принимаем эстафету поколений!

Эпилог

Еще об этой «эстафете». Боль наша в поколениях… Начало – слезы Тереха-отца. Любимый сын, Аврам, вломился в капище богов его – с молотом в руках…

И вот, сегодня – все перевернулось. Из-за грехов наших – видение нелепое и бред… Где в роли Тераха – Израиль с идолом – опорой ложною на силу, на «друзей» своекорыстных – «тростинки расщепленной, что проколет руку» (Йешаяу, 36:6); а в роли Аврама, с бульдозером-кувалдой у забора – буйный Ишмаэль… Громить и убивать пришел – по злому умыслу его; но и прокалывать богов надутых, – дутые надежды, упованья, – по замыслу сокрытому с Небес…

Оплачем же погибших, часть народа… Но о грехах, их погубивших, – прежде плакать бы – и более всего…

Величествен пред нами замысел с Небес. Террор, увы, и жертвы – часть его, как разрушение пред стройкой новой. Но много прежде – слезы. Начало – Тераха… Также Сарай бесплодной, уступившей ложе мужа своего египетской рабыне… И Авраама – над Ицхаком, с острым ножом в руке… И далее – в веках, тысячелетиях. Так, что –

Все эти слезы, первые, вторые и за ними, – смешались с нашими сегодня; все вместе – четырех тысячелетий… Ибо – «все пути к добру обильно орошаются слезами», – как мы уж прежде говорили… Слезы разрушения – когда не видно еще ясно контуров строительства – по замыслу Творца…

Он – Кто перстом сдвигает горы,

Кто осушает реки и моря…

Глазу невежд – незримы глуби Торы

Творца миров, которых

Он – милосердный и всевидящий Судья…

А мы в час горя и терзаний

Сумеем тяготы перенести –

Лишь силой веры… Мощью упований

Лишь на Него – Хозяина миров, Творца,…

Оплота, пастыря и стража –

И неизменно любящего нас Отца!

Послесловие. На какие «половины» две все люди делятся

И вот – спросят многие читатели у автора предыдущей статьи: «Счастлив явившийся в сей мир…»: что же это за «счастье» такое возможно в наш нынешний «час перелома и смятенья»? Разве самое большое удовольствие – не в обыкновенной нормальной жизни, в спокойных новостях – типа «температура ожидается чуть выше или чуть ниже нормальной по сезону», или что «политик такой-то обещает немного снизить цены на квартиры», и что «такой-то артист едет к нам на гастроли»… Нового бы нам – чуть-чуть, без резких судорог, изломов… Кому нужны все эти мировые потрясения и драмы?

Но надо нам уразуметь: увы – не для того мы здесь! Беда тому, кто мыслит счастье в этом мире в тишине…

И даже Яаков, наш праотец, однажды так помыслил, купив участок поля возле Шхема (начало главы Ва-ешев и Раши там).

Но нет! Не в мире мы пока, а в тире, – в котором так часто каждый каждому, – и страны и народы, просто люди, – не друг и брат, а разом мишень и стрелок! Не для того мы в мире, – что весь задуман изначально как арена, схватка непрерывная добра и зла! А тишь – напротив, аномалия, прикрытие для ран мироустройства… Время терпения Творца и будто доброты его к творящим зло. И точно так же – к тем, которые к добру и злу преступно равнодушны. И таковы они – кто по неведению, по простоте; а кто – по душевной злобе и цинизму…

Те и другие – с презреньем к ранам мира – прикрытым коркой толстою, и сверху – одеялами обманной тишины… Сном благостным – как эра до 7-го октября…

И вот – приходит время различать меж «благостным» – и подлинным, задуманным Творцом, исконным благом…

По милости Небес – приходит час срывания покровов. Надрез – гной прорывается наружу…

Надрез – рукою милосердною целителя, Творца – врача; надрез – издревле предопределенный… В назначенный свой час – минуты перелома и смятенья…

Во исполнение пророчеств, предсказаний наших мудрецов и Торы, – и это час великий Торы торжества!!!

Великий миг срывания покровов; он – конец эстер паним – «сокрытия лица»!

Счастливый – для жаждущим раскрытия лица Творца; и с ним – великой близости к Нему!

И если льется кровь, – выходит с нею гной из раны… Уносит гниль и грязь – наружу, прочь – на обозрение… Таков он – час гилуй паним – «открытия лица»…

«Мгновенья счастья» – для того, кто разумеет, что болезнью было – «сокрытие лица»; а тот «надрез» и боль его – начало исцеления…

Мучительны – для тех, кто не разумеет; тех, кому мрак ада самого – милее света шести дней творения…

«Сокрытие» – всегда мучение сомненьем. Нет выше счастья, чем луч света в той великой тьме, в которой тонем, вязнем в этом мире; и для достойного луч тот – блаженство исцеленья…

Счастлив явившийся во времена, в которых правде – путь наконец открыт наружу… И разрешаются сомнения, – ведь «нет большей радости, чем разрешение сомнений» (Звахим, 90а), – и говорит о том мудрейший из людей: «Свет очей увеселяет сердце» (Мишлей, 15:30). И объясняет Мецудат Давид: «Свет очей (ясное видение, пришедшее взамен прежнему сумеречному, обманчивому) веселит сердце, ибо нет в мира радости большей, чем разрешение сомнений».

И как же это близко к тому, что сказано об Аризале в книге Шивхей а-Ари:

«…Трепетали перед ним грешники, и преступники, и все люди, услышав, как он рассказывает каждому, что тот делал много лет назад, и то, что делал тайно, и что думал в сердце своём…

И люди в страхе бежали от него, чтобы он не заглянул в их лица, как бегут от льва.

А многие приходили к нему, простирались ниц и просили посмотреть им в лицо и сказать, в чём они согрешили, и помочь им исправить это и раскаяться. И он перечислял им их грехи, упоминая название местности, где они были совершены, и людей, которые при этом присутствовали, и многие другие подробности — пока они не признавали, что всё это так и было…»

И вот, для тех и для других мгновенья встречи с Аризалем – они и есть тот самый «час перелома и смятенья» – воистину минуты роковые!

И нет сомнения, что как в прежние времена, так и в нынешние, – как многие думают, предшествующие приходу Машиаха, – люди разделяются весьма отчетливо на два лагеря. На таких, которые, если бы жил Аризаль с нами сегодня (и все, что рассказывает о нем «Шивхей а-Ари», было бы явным для всех и несомненным), – «бежали бы от него как от льва», – и таких, которые «искали бы его, приходили, просили посмотреть им в лицо и т. д.». И было бы им в этом – высшее блаженство!

Первые – подобны Адаму и Хаве: «И спрятался Адам и жена его от Г-спода Б-га среди деревьев сада» (Берешит, 3:8), – такие думают, что если Аризаль их не видит, то не видит никто… А если и видит кто-то их с Небес, – так «Он будет судить меня еще нескоро, есть еще время время и возможность насладиться утехами этого мира! А после – будь, что будет, мне главное – здесь и сейчас!» Не жаждут исцеления – менять то, чем сегодня живы…

Ну, а вторые… Люди, прежде всего, с душою тонкой, воспринимающие будто кожей «тайну бытия»… Мира – и себя в нем; и вопрошают: «как же нить моя вплетается в ткань мироздания? Когда и в чем пустилась вкривь и вкось, уродуя узор тончайший моей жизни?» Остро осознающие, что каждый человек для самого себя – тоже великая тайна, и ждущий света в этой тьме! Боящиеся грехов своих больше, чем открыться в них и тем унизить себя перед собой и другими… И, главное, – грехов своих, от них самих сокрытых, – но ведомых на Небесах…

Подобные в том нашему царю Давиду, сказавшему: «Ошибки (свои) – кто поймет? От скрытых (неумышленных грехов) очисти меня» (Теилим, 19:13). И далее там: «И от умышленных (грехов) удержи раба Твоего, пусть не властвуют они надо мной», – то есть: узри готовность мою унизиться ради очищения, сокрушить гордыню и пожертвовать честью своей ложной. И после того – помоги мне одолеть дурное побуждение, – могучее, толкающее на грехи даже и умышленные, – и не победить его без помощи с Небес! И – «Тогда непорочен буду и чист от преступлений многих». А далее – молитва о принятии этой великой просьбы: «Да будут угодны (Тебе) слова уст моих и помыслы сердца моего пред Тобою, – о Г-споди, Твердыня моя и Избавитель мой!»

И ныне час пробил – и предстоят «мгновенья роковые» мира! При столкновении лицом к лицу – как у горы Синай… В великий час Машиаха явленья – пред ним мы в эти дни берем дыханье, словно пловец на вышке… Страшно – и в страхе том мы делимся на те две половины… Страшно – и кто-то хочет отступить назад, в родную, милую им тьму, и сделать ее вечной; и это то, что нужно половине первой.

Другие же, вторая, – тщатся вздохнуть поглубже пред прыжком… Перед полётом без опоры под ногами… вниз? Нет, ввысь! – мучительно-благих мгновений…

Им – то есть нам – до боли нужен Храм… И что же в нем?

Ног вожделенная опора… Смысл, мера бытия… Безмерная любовь…

Храм есть любовь. Лицом друг к другу – хлеб и свет.

А за завесой брызжет кровь единожды в году – во искупленье.

Там во всечасной тьме, в тончайшей тишине –

Соитие земного и небесного миров!

Нет, там не тьма, – то свет прозрачный первых дней творенья…

Пар крыл – нежнейшее едва-едва прикосновенье,

И меж очей немых, уставленных друг в друга –

Неуловимое со стороны – эфирных струй биенье…

Рав Пинхас Перлов


http://www.beerot.ru/?p=91191