Будущий Мир — Глава 2 — Этот мир — Можно ли стереть грех?

Дата: | Автор материала: Рав Авигдор Миллер

141
число и имя

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за предоставленное ей право опубликовать пока неизданный перевод книги «Рабби Миллер о Будущем мире».

 

Глава 2. Этот мир

Продолжение

Летопись

  1. Можно ли из Великой Летописи Деяний стереть грех?

Мы уже обсуждали историю Давида и Батшевы. Я немного объяснил её в книге «Behold a People». Мудрецы обсуждают её (Шаббат 56а). В действительности, Давид не согрешил. И тем не менее, пророк Натан сурово осудил то, что сделал Давид. Давид раскаялся, произнёс видуй (исповедь); он признался Всевышнему и молил Его о прощении. Раскаяние его было колоссальным; в результате этой тшувы, он обрёл величие. Вместо того, чтобы быть мрачным эпизодом его жизни, эта история стала одним из самых больших примеров героизма.

Каким великим стал Давид в результате раскаяния! И тем не менее, после этого, когда он задумался о последствиях своих действий, он сделал Б-гу специальную оговорку. Талмуд (Санедрин 107а) говорит, что Давид молился: «пусть мои проступки не будут записаны в Танахе». Он молился о том, чтобы Всевышний всё это пропустил, включая его великое раскаяние, включая всё то совершенство, которого он достиг благодаря этому раскаянию, включая свои великие мизморим (песнопения), которые он в результате этой истории записал в книгу Теилим. Вычеркни всё это! Он не хотел, чтобы все последующие поколения читали это.

Но было слишком поздно. Всевышний отклонил его просьбу. Вы знаете, насколько это грустно для потомков — читать историю Давида и Батшевы?! Не говоря уже о насмешках неевреев. Не говоря уже о том, что невежды, которые понимают только самый элементарный смысл Танаха, пребывают в заблуждении и презирают Давида. И не говоря о том, сколько нечестивцев использовали эту историю: «если Давид так поступил, почему бы этого не сделать и мне?» И не говоря об обескураженности верующих людей в связи с этой историей. Этот эпизод — бельмо на глазу еврейского народа. Со времён написания Танаха, все сожалеют, что произошла такая история. Давид — идеальный человек, сочинитель псалмов, великий герой, который сражался за Тору и за Всевышнего!

Если бы мы изучили эту историю, то увидели бы её совсем в другом свете. В поведении Давида не было ничего предосудительного. Но этот случай дал врагам повод критиковать. Поэтому, когда Всевышний послал пророка порицать Давида самыми тяжелыми упрёками, Давид полностью раскаялся. По всем параметрам, дело должно было на этом завершиться. Но нет — ничего не заканчивается, ничего не урегулируется, так как поступок записан навсегда. Оно будет терзать нас веки вечные.

Мы не знаем, сколько слёз пролил Давид, чтобы стереть со страниц истории этот эпизод. Если бы он знал заранее, что всё будет записано, он повёл бы себя иначе. Вне всяких сомнений, какие бы благие намерения у него ни были, сколь оправданы бы ни были его действия, — и хотя в его поступке технически не было никакого греха — осознания ответственности перед грядущими поколениями было бы достаточно, чтобы вызвать у него совсем другое поведение.

  1. Действительно ли все деяния — навсегда?

«И снилось ему: вот, лестница поставлена на земле, а верх ее касается неба; и вот ангелы Б-жии восходят и нисходят по ней.» (Берешит 28:12)

Этот сон праотца Яакова был великим пророчеством, содержащим многие основополагающие принципы истории народа Яакова. Слово «малах», означает «посланник». Мы обычно называем посланников Всевышнего «ангелами». Рав Хаим Воложинер в книге «Нефеш а-хаим» (1:9) задаёт вопрос: ангелы должны вначале спуститься вниз, а потом опять подняться на верх. Но в этом сне Яаков почему-то увидел, что ангелы вначале поднимаются наверх, и только потом спускаются вниз. Разве можно сказать, что ангелы появляются на земле, и оттуда поднимаются к Б-гу? Если они — посланники Всевышнего, они должны вначале спускаться вниз!

Конечно, когда речь идёт о Б-ге, не существует понятий «верх» и «низ». Б-жественное присутствие наполняет весь мир. Шхина везде. По отношению ко Всевышнему, нет «верха» и «низа». Но с точки зрения людей, и выражаясь языком людей, мы говорим, что Шхина находится намного выше нас. Поэтому, мы говорим, что ангелы спускаются от Него к нам. Но во сне Яакова, они делают противоположное. Они с земли поднимаются на Небеса, а потом спускаются обратно на землю.

Рав Хаим Воложинер отвечает на свой вопрос: эти ангелы не созданы Всевышним. Они созданы людьми. Яаков создал этих ангелов, как сказано (Авот 4:11), «когда человек совершает заповедь, то приобретает защитника». Добрые дела — как ангелы. Они стерегут и защищают человека, который их совершил. [Р. Миллер объясняет, что существует два вида хороших дел, которые создают ангелов. Один — это выполнение одной из заповедей Торы, со всеми деталями, например, тефилин или мезуза. Другой вид — это действие, выполнить которое нас обязывает логика (свара). Совесть обычно обязывает нас выполнять такие действия. Р. Миллер приводит стих (Дварим 6:18): «делай справедливое и доброе в очах Г-спода». Это означает, что мы обязаны выполнять такие действия, даже если это нигде не написано открытым текстом. Существует немало вещей, которые не приводят ни «Шулхан арух», ни более поздние комментаторы. И тем не менее, мы обязаны эти вещи выполнять. Обязанность эта возникает из-за того, что А-Шем дал нам разум; разум — тоже от Всевышнего. Прежде чем человек рождается, ангел обучает его всей Торе — это означает, что Всевышний вдыхает в человека врожденную мудрость. «И вдунул в ноздри его дыхание жизни» (Берешит 2:7). Поэтому, когда человек совершает действие, основанное на логике, то несомненно создаёт немаловажное существо. Это большое достижение, которым можно гордиться вечно.]

Когда сыны Израиля совершают благочестивы дела внизу, эти дела превращаются в ангелов, которые поднимаются ввысь, а потом вновь спускаются вниз. Спускаясь, они не приходят с пустыми руками. Они приносят с собой шефа — поток благополучия. Зачастую они приносят поощрение в виде денег и доброго здравия; в виде долгой жизни, которая позволит вам продолжать выполнять заповеди. Нередко они также приносят с собой дополнительные возможности для выполнения других заповедей. «Одна заповедь влечёт за собой другую» (Авот 4:2). Если человек берёт на себя изучение Торы, когда у него туго со временем, — он крадёт немного времени для изучения Торы у своих других обязательств — Всевышний снимает с него ярмо власти и ярмо заработка (Авот 3:5). Его освободят от других обязанностей, чтобы он смог уделить больше времени изучению Торы. Он вдруг обнаружит, что у него на это остаётся больше времени.

Таким образом, эти ангелы поднимаются, а потом спускаются с изобилием благословения и награды. Хоть «в этом мире и нет настоящей награды» (Кидушин 39б), они приносят изобилие чтобы помочь человеку преуспеть в своей карьере здесь. Если человек ищет заповедей, то получит изобилие, которое позволит ему выполнять их всё больше и больше.

Так или иначе, мы вывели из Торы принцип: добрые дела — это создания. «Ангел» — это создание.

Пусть слово «ангел» не вводит вас в заблуждение. Это не то, что люди обычно себе представляют. Например, когда Танах изображает ангела как некое существо с крылышками, то крылышки — это лишь форма видения. Ангелу не нужны крылья в буквальном смысле для того, чтобы двигаться, чтобы у него появилась возможность оторваться от земли и полететь. «Крылья» необходимы только для того, чтобы нам было легче понять, что ангел — это духовная сущность, обладающая громадной скоростью и силой. Что бы ни означало понятие «ангел», это то же самое, что заповедь, «мицва». Это объект, который будет существовать вечно. Когда вы накладываете тефилин, когда вы прибиваете к двери мезузу, когда вы произносите благословение после еды, когда вы даёте монету на благотворительность, когда вы произносите Шма, когда вы упоминаете уход из Египта, когда вы думаете, о том, что Б-г один — или делаете любую другую заповедь, будь это долг сердца или долг тела, вы создаёте вечное существо, нечто, что будет существовать вовеки.

Это не должно удивлять нас, ведь то же самое происходит и в материальном мире. Например, если вы ударите кулаком по столу, даже не очень сильно, это в самом прямом смысле вызовет вечную вибрацию во всём мире. Этот удар проходит сквозь почву, сквозь ядро Земли, и вызывает сотрясение в Китае. Конечно, к этому времени удар будет настолько рассеян, что даже самые чувствительные инструменты не смогут его засечь. Но есть закон сохранения энергии, один из самых истинных законов природы, по которому никакая энергия не пропадает. Этот удар никогда не пропадёт. Даже если этот удар прошел сквозь Китай и ушел в пространство, он продолжит существовать пока будет существовать вселенная. В один прекрасный день эта энергия может вернуться на Землю в виде боба. Боб — это законсервированная энергия, преобразованная в материю. Одно из величайших открытий современной науки — это то, что материя и энергия взаимозаменяемы. Можно превратить энергию в материю, а материю — в энергию. Можно взорвать атом и превратить его в чистую энергию, без всякого остатка. Если человек может такое сделать, то Всевышний несомненно может провести этот процесс в обратном направлении. Он берёт энергию и превращает её в материю. Таким образом, это действие — удар по столу — останется навсегда.

Теперь давайте предположим, что вы не просто бесцельно стучали кулаком по столу. Предположим, что вы делали это обдуманно, как акт подчинения закону Торы. Вы должны знать, что совершили то, что будет существовать во веки вечные.

Я знаю, что для нашего сознания это звучит очень странно. Это из-за того, что мы живём с мышлением улицы. Очень тяжело избавиться от страшного давления, которое оказывает на нас внешний мир. Но когда мы изучаем Тору, мы должны постараться впитать идеи Торы так, чтобы они стали нашими идеями. Заповеди создают ангелов. Забудьте изображения ангелов с крылышками, в длинных балдахинах, с бородами — таких ангелов, которых рисуют в детских книжках. Мы говорим об ангелах, обладающих огромной силой, ангелах, которые будут жить вечно. Этих ангелов сотворил Яаков. Яаков способен на это, и его потомки способны на это.

Этот принцип [то, что все наши дела — навечно] можно обнаружить во многих местах. Моше сказал (Шмот 32:32): «Не простишь ли Ты грех их? Если же нет, то сотри и меня из книги Своей, которую Ты писал.» Можно было подумать, что Моше просто использовал такое выражение. Но Всевышний ответил ему (стих 33): «кто согрешил предо Мною, того сотру Я из книги Своей». Мы видим, что у Всевышнего есть книга, сефер. Конечно, Ему не нужна книга. Тем не менее, это означает, что есть память, в которой всё сохраняется навечно.

В действительности, у Него есть нечто большее, чем книга. В те времена не было камер, поэтому сказано о написании деяний в сефер, в книге. Но в действительности, это видеокамера. Всех записывают. Каждое мгновение своей жизни мы выступаем перед камерой. А у нас перед губами держат микрофон, который записывает нашу речь.

Если вам кажется, что это странная идея, я скажу вам, что и в нашем мире есть нечто подобное. Если посмотрите на пространство у себя над головой, оно покажется вам пустым. В действительности, это не так. Оно полно кислорода, азота, небольшого количества водорода и других газов. Это не вакуум. Там также есть пыль и цветочная пыльца. В воздухе полно разных вещей. Вы удивитесь, сколько всего в пространстве над нами. Вы можете даже взять эти вещества, добавить немного солнечного света, и создать деревья. Прямо в воздухе содержится огромное количество материи.

В воздухе также есть ещё кое-что, что вы не видите: лица и голоса людей. В прямом смысле. Вот они: тела людей, которые ходят и разговаривают. Конечно, у нас нет органов, чтобы их увидеть. Но если бы у вас было устройство вроде телевизора… Конечно, я не рекомендую вам обзавестись телевизором. Но если случайно вам где-нибудь на улице попадётся телевизор, например, на помойке, где ему и место, вы увидите картинки. Эти картинки не созданы самим устройством. Они прибывают издалека. Скажем, идёт трансляция из Токио, а у вас есть мощная станция, которая может её поймать здесь. Откуда берутся эти кадры? Вот они, здесь, прямо здесь, в воздухе. Это не фантазия, это факт.

Если мы понимаем, что такая вещь существует в дословном, материальном смысле, мы можем понять, что она существует и в истинном смысле. Наши деяния — навсегда. Они не только в этом мире. В Будущем Мире, эти кадры продолжают транслироваться вечно. Все деяния вечны.

Это раскрывает нам новую перспективу, новые горизонты для понимания, что такое человек. Мы не понимаем, насколько огромно величие человечества. Когда Тора знакомит нас с человеком, она говорит, что он сделан по образу Б-га. (Тора использует слово «целем», связанное со словом «цель» — тень.) Это настолько ошеломляющее утверждение, что понимание его превосходит все наши возможности — даже если мы потратим на это всю свою жизнь. Таково величие человека. Мы являемся тенью, отображением Б-га, Элоким. Как это может быть? Б-г безграничен, бесконечен. Весь бескрайний простор космоса, вся вселенная — это даже не пылинка в сравнении с Б-гом. Как можно сказать, что человек — это отображение Б-га?! Разве такое возможно?

Ответ заключается вот в чем. То, что он — существо сделано по образу Б-га, бе-целем Элоким, означает, что его деяния вековечны. Слово, произнесённое человеком, — навсегда. Его мысль — тоже навсегда. В человеке нет ничего мелкого, незначительного.

Тора обучает нас важнейшему принципу. Человек обладает настолько огромным значением, что каждое его движение — на веки веков. Конечно, заповедь — это не просто какое-то там действие. Мицва — это действие совсем другого рода. Мицва — это создание, которое будет существовать вечно. Это ошеломляющий принцип. Когда человеку известны последствия его действий — что они вечны, что всё, что он делает, фотографируется и записывается навсегда в Торат А-Шем (в Б-жественной Торе), он конечно же начинает вести себя совершенно иначе.

  1. Записываются ли мысли не меньше, чем дела?

Да. Вместо видеокамеры, представьте себе рентген. Камера запечатлеет внешние действия. Рентген записывает то, что внутри.

Несомненно, то, что происходит в уме, обладает первостепенной важностью. Праотцы жили по принципу «знай, что над тобой — око зрящее» (Авот 2:1). Для них это означало, что Всевышний заглядывает в твой разум и видит твои мысли.

Конечно, внешне вести себя так, как будто все твои действия остаются навсегда — это величайшее достижение. Если бы вы могли это делать одну минуту в день, это было бы гигантским свершением. С любовью вспоминаю тех великий людей, которых я видел в Слободке, когда мне было двадцать четыре года. Они действовали осознавая, что их снимают. Я восхищался каждым их движением. Они никогда не чесались, не зевали. Они всегда были величавыми, радостными, серьёзными. Они никогда не произносили лишнего слова. Говорили три слова, потом останавливались. Потом ещё три слова — и останавливались. Каждое слово было отмерено. Это были люди, которые жили так, как будто ощущали, что кто-то снимает и записывает их.

Это великое достижение. Но праотцы то же самое делали со своими мыслями — постоянно.

Пророк Шмуэль сказал: «Г-сподь видит то, что в мыслях» (Шмуэль 1:16:7). Всевышний смотрит на каждую добрую мысль. Разум — это самое главное. Всевышний сфотографирует его на вечность. «Больше всего хранимого береги разум свой» (Мишлей 4:23). Всевышний высоко ценит благородные мысли.

Поэтому, мы должны стремиться осознать, что Всевышний заглядывает нам в разум. Конечно же, это возлагает на нас огромную ответственность. Если ваши мысли записывают, у вас не остаётся пристанища, вам негде спрятаться. Тем не менее, когда люди добровольно выбирают жизнь под постоянным надзором, то преуспевают в самом высоком смысле этого слова.

Если сядете на одну минуту и подумаете: «Всевышний смотрит на меня, Всевышний смотрит на меня» — это произведёт на вас впечатление. Попробуйте как-нибудь. Если хотите большего, делайте так больше двух минут — три минуты, четыре минуты, пять минут. Великие люди делали это всё время. Пророк сказал: «тайно ходить перед Б-гом своим» (Миха 6:8). Это означает, что надо постоянно сосредотачиваться на осознании, что Всевышний смотрит на тебя.

Предположим человек берёт арба миним — четыре вида растений в Суккот. Еврей должен делать это, и за эту заповедь он получит удел в Грядущем Мире. Теперь давайте предположим, что качая их в разные стороны, он думает: «Всевышний хозяин во всех направлениях». Это великое достижение! Даже если он будет делать это только одну минуту, это великое достижение.

Разум — это особняк с пустыми залами. Наша задача — заполнить пустые залы всяческой красивой мебелью. Мебель — это добрые мысли, которые мы приносим себе в сознание. В Грядущем Мире мы обнаружим, что всё это ожидает нас — вся красивая мебель, все восхитительные картины.

Когда внуки приходят в гости, бабушка вытаскивает старые альбомы и показывает им фотографии. Или молодожены показывают друг другу свои детские фотографии. Это так интересно! В Будущем Мире вы покажете потомкам фотографии всей своей жизни. Всевышний сделает для вас красивые альбомы — не только неподвижные. Он сделает альбомы, которые будут говорить и двигаться — и они сохранятся на веки вечные. Это — великое счастье вечности, счастье, которое никогда не пропадает.

Когда человек поднимается, чтобы начать молитву шмоне-эсре, это очень важный момент. Вас фотографирует Всевышний. Было бы очень жалко пропустить такую блестящую возможность. Когда люди бездумно наклоняют голову, это упущенная возможность. Кланяться — это форма служения Б-гу; не давайте ей пройти мимо, не думая. Прежде чем встать для молитвы шмоне-эсре, подготовьтесь к ней. Подумайте: «какая блестящая возможность! Я кланяюсь перед Всевышним!»

Перед тем, как начать шмоне-эсре, мы просим Всевышний: «сфосай тифтох» — «открой уста мои». Это подготовка. Это напоминание думать: «Всевышний, пожалуйста помоги мне чтобы моя молитва удалась. Я иду перед Тобой». Мы должны быть в правильном расположении духа. Мы должны знать, с Кем разговариваем: с Царём царей. Он позволяет нам прийти к Нему и говорить с Ним. И не только это. Мы говорим «ата» — «Ты». У нас есть дерзость обращаться ко Всевышнему напрямую.

И тем не менее, люди произносят слова, и совершенно не думают, что говорят. Когда кланяетесь, думайте: «кто я такой? Никто! Временное существо. Сколько мне осталось в этом мире? И всё же, у меня есть возможность кланяться перед тобою, мой Создатель, Мелех малхей а-млохим, а-карош борух у». Это великое достижение. Только для этого стоило прийти в этот мир.

В этом цель нашей жизни: создать вечные альбомы с фотографиями поступков и мыслей, которыми мы будем гордиться. Развивать мышцы разума, тренировать осознание того, что Всевышний смотрит на нас. Это действительно будет выдающимся достижением. Жалко прожить жизнь, не уразумев, что «Г-сподь с небес взирает» (Теилим 14:2), и что «знай, что над тобой: око зрящее, ухо внемлющее» (Авот 2:1). Мы все произносим эти слова, но лишь немногие тратят время на то, чтобы это превратилось для них в реальность.

Потратьте время на практику осознания того, чтó над вами. На улице или дома, попытайтесь вызвать у себя ощущение, что Всевышний смотрит на вас из соседнего окна, или из облака в небе. Если будете ходить с осознанием, что вас постоянно снимают «очи» Всевышний, это изменит вас. Ваша жизнь удастся и вы выполните ту задачу, для которой были созданы.

  1. Что означает «дни твоей жизни — это страницы?

«Ховот а-левавот» («Шаар хешбон а-нефеш», 11) говорит: «дни твоей жизни — это страницы. Напиши на этих страницах те воспоминания, которые ты хотел бы оставить после себя». Это означает, что пишется великий Танах. Завтра утром, когда проснётесь, перевернете новую страницу своей жизни. Попытайтесь написать в ней самым лучшим образом. Помните, что эта страница останется на веки вечные. На протяжении всего дня помните, что вас фотографируют — записывают всё, что вы делаете, и каждое слово, которое произносите. Все, кто заслуживает читать этот великий Танах, прочитают о ваших деяниях, услышат ваши слова, а также все ваши мысли. Там будет всё. Это то, что подразумевает «Ховот а-левавот».

У каждого из нас есть перо — великое перо. Это перо — это свобода выбора. Мы выбираем, а Всевышний делает так, что наш выбор документируется на вечность.

Выбор, бхира, — это чудо. Это та самая тайна мира, которая лежит вне нашего понимания. В этом мире всё без исключения делается Всевышним. Это основополагающий принцип. Никто не может сделать ничего, если Всевышний не захочет этого. Но здесь, в этом мире, нам дана возможность выбирать — хотя бы в своём сознании. Можем мы осуществить это, или нет — это уже другой вопрос. Но мы можем побудить свой разум думать в том или ином направлении, а Всевышний не препятствует этому. Это чудо. Я не стану даже пытаться это объяснить.

Это чудо выбора и есть то перо, которым мы делаем запись в вечном Танахе, который когда-нибудь будет показан всему миру. Поэтому, «Ховот а-левавот» говорит нам: используй перо, ибо ты им распоряжаешься. Твои дни — это страницы. Используй свободу выбора для того, чтобы начертать лучшее описание своего поведения, своих слов и мыслей. Начертай на этих страницах то, чем ты хотел бы запомниться, а не то, чем ты не хотел бы запомниться.

Этот мир — самый важный. Только в этом мире мы можем писать, только в этом мире мы обладаем пером свободного выбора. Как только человек покидает этот мир, у него из рук забирают перо. У него больше нет свободы выбора, чтобы писать ею. Он не может совершить никаких хороших поступков. У него нет возможности написать правильные слова. Он не может произнести правильные речи. Он не может думать правильные думы. Счастье Будущего Мира — это великое счастье, но это не счастье достижения. Это счастье награды. Это счастье другого рода, это великое счастье, безграничная радость.

Даже Моше Рабейну в последний день своей жизни выпустил перо из рук. Он больше не мог писать. Он попал в Райский Сад, он сидит там на золотом троне, наслаждаясь музыкой ангелов, созерцая Б-жественную шхину. Он в восторге, в исступлении счастья. Но одного элемента — возможности достигать, возможности записывать в Книгу Жизни, у него уже нет. Только в этот период, когда мы в этом мире, мы можем делать записи в Книге Жизни. После этого, Всевышний забирает у нас перо. У нас нет свободы выбора. Больше никогда. Мы должны дорожить громадной ценностью жизни. Даже у великого праведника больше никогда не будет такой возможности. По этой причине день смерти — это столь грустный день.

По тому, как люди думают, нет причины для грусти. Теперь покойный в Райском Саду, святой человек, полный радости, полный ликования. О чем же нам грустить? Ответ: независимо от того, насколько он счастлив, ему ужасно жалко, что он утратил это перо. Перо выбора забрали у него.

Продолжение следует

Перевод: рав Б. Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=92000