Будущий Мир — Глава 2 — Этот мир — Страдания в этом мире

Дата: | Автор материала: Рав Авигдор Миллер

143
рождение и смерть

Страдания в этом мире

Обзор

Подробное рассмотрение вопроса страданий в этом мире, или «почему хорошие вещи случаются с плохими людьми, а плохие вещи случаются с хорошими людьми» выходит за рамки данной книги. Тем не менее, книга о Будущем мире была бы неполной, если бы вообще не освятила эту тему.

  1. Почему Всевышний создал мир, в котором есть страдания?

Маленькому мальчику дали монетку; он пошёл и купил себе два леденца. Когда он вернулся домой, мама выхватила один из них у него из рук. Он не может понять, почему его добрая мама, всегда такая заботливая, вдруг повела себя так плохо. Мама объясняет ему, что скоро время обеда, и она не хочет, чтобы он испортил себе аппетит к  еде. Поэтому она лишила его снеди.

Точно также, Всевышний иногда забирает у людей счастье, чтобы они не потеряли аппетит к тому, что будет потом, к великой радости, к радости Будущего мира, которую люди должны с нетерпением ожидать. Это — одно из великих благ, исходящих от страданий и лишений. Если бы весь этот мир был хождением от удовольствия к удовольствию, люди могли бы потеряться в этом.

У нас в общине когда-то был богатый человек, который жил в дорогом доме с садом, на красивой улице, окаймлённой деревьями. Это был такой прекрасный дом! Но он и его жена постоянно где-то отдыхали в дорогих гостиницах. Надо признаться, что я не понимал, зачем это нужно. Она не переутомлялась на работе, и у них ни в чем не было недостатка в их роскошном и просторном доме. Тем не менее, каждое лето они уезжали загород, и проводили несколько недель в дорогом отеле. Но этого мало. После отеля они уезжали на каникулы в Швейцарию. Правдивая история! Да, в нашей синагоге! К сожалению, ещё будучи молодой, она неожиданно заболела раком, и после долгой и мучительной болезни, была вынуждена расстаться с этой жизнью.

Всевышний преследует многие цели, когда посылает страдания, и я не могу эти цели толковать. Я просто привожу иллюстрацию. Иногда, люди, у которых ест всё, тратят неимоверное количество времени и денег на поиски чего-то другого. Если эти поиски превращаются в образ жизни, то Всевышний может послать напоминание, что цель этого мира — не потеряться в нём. Притуплять или терять аппетит к Будущему миру противоречит цели, для которой создан этот мир.

У нас есть знание, исходящее из Торы, что Всевышний тов у-мейтив — Он добр и Он делает добро. Как сказано «мир милости построю» (Теилим 89:3) — Он сделал всё для того, чтобы совершать добро. «И увидел Б-г все, что Он создал, и вот, тов меод (хорошо весьма)» (Берешит 1:31). «Тов меод», «хорошо весьма» означает, что это бесконечно хорошо. Всевышний не ставит Свою печать одобрения «очень хорошо», если эта вещь не очень, очень, очень, очень — никогда не прекращайте говорить «очень» — хороша. И всё же, даже если этот мир тов меод, и ещё тысячу раз «меод», всё таки, в конце концов это кончается. Когда Всевышний сказал «тов меод», Он имел в виду бесконечно тов. А бесконечное добро не может реализоваться в этом мире.

Не теряйте время, гоняясь за удовольствиями этого мира. Не путешествуйте, не тратьте деньги в поисках таких вещей. Есть удовольствия, которые получают благодаря тому, что не гоняются за этим. Я много раз думал написать книгу о стремлении к счастью. У меня масса материала. У меня даже было название: «Погоня за счастьем». Я знаю, что эта книга удалась бы, но решил её не писать, так как люди просто прочитали бы название и пришли бы к выводу, что  счастье — это самоцель. Нет! Духовное совершенство — это цель. Счастье — это не цель, а побочный результат. Если будете гнаться за достижениями, счастье само настигнет вас. Как говорил царь Давид: «Пусть только благо и милость преследуют меня все дни жизни моей» (Теилим 23:6). Пусть благо преследует меня. Если я буду преследовать его, я его никогда не поймаю. Чем больше вы будете за ним гоняться, тем более неуловимым оно будет становиться, и тем дальше от вас будет убегать. Но если вы не будете за ним гнаться, оно побежит за вами.

На самом деле, в этой жизни столько счастья, радости и веселья, что их хватает на всех — даже человека, испытавшего массу злоключений. Мир запланирован таким образом, что люди, живущие с мудростью, могут наслаждаться им. Они всегда оживлены, жизнь переполняет их энтузиазмом. Обыкновенный день, даже без путешествий и траты денег, содержит столько радости, что существует реальная опасность. Люди начнут думать, что это ОНО! «Оно» с большой буквы. Для тех, кто научился наслаждаться обыкновенной жизнью, её радость столь велика, что они могут даже отогнать мысль о Будущем мире. Для людей, которые начинают ощущать сладость жизни, начинают понимать, что жить — это такая великая радость, возникает опасность отрицательно оценить перспективу жизни после смерти.

Конечно, ни у кого нет всех богатств, которые ему хотелось бы иметь. Никто не веселится столько, сколько ему хочется. Мы таим злобу на людей. Нам кажется, что нас обидели, или что люди нас недостаточно ценят. Мы чувствуем, что нас отвергли… и так далее, и тому подобное. И не думайте, что это только некоторые люди. Это все. Очень немногие понимают, что этот мир действительно «тов меод» — чрезвычайно хорош. Жизнь — она меод, меод, меод, меод, меод ,очень хороша. В этом мире есть тысячекратное тов меод. Когда люди изучают этот вопрос и начинают наслаждаться каждым меод-ом, то начинают думать: «какая жалость, что это не может продолжаться вечно». Тогда Всевышний напоминает им, что этот мир — не такое большое удовольствие, как им кажется. Он смешивает меод с порцией грусти. Только и то, и другое вместе составляют идеальное сочетание.

Грусть — это одно из составляющих, которые делают жизнь более успешной. Без неё мы бы забыли цель своего существования. Когда несчастье приключается с человеком, а оно приключается всегда, это доза лекарства, необходимая для того, чтобы он больше преуспел в жизни.

  1. Когда с человеком случается что-то плохое, как можно рассматривать это как хорошее?

Есть много способов. Для примера давайте возьмем человека, у которого мигрень — постоянная болезненная пульсация в мозгу. Предположим, случилось что-то, благодаря чему эти боли прекратились, скажем, на несколько месяцев. Этот человек не просто счастлив — он без ума от облегчения болей!

У вас сейчас что-нибудь болит? У вас болит плечевой сустав? У вас болит колено? У вас болит лодыжка? У вас болит бедро? У вас болит тазобедренный сустав? У многих людей боли в бедрах; просто распрямить ноги — это пытка для них. Если вы можете безболезненно распрямить ноги, безболезненно двигать другими суставами — вы должны ценить это! Радуйтесь, что вам неизвестна боль от сгибания пальцев. Многие люди на это неспособны. Если вы можете сгибать пальцы, делайте это с радостью. Радости надо учиться.

Многие люди слышали это столько раз, что отвергают это. Они возвращаются к своему обычному мышлению. Из-за этого они раскрывают рубрику развлечений в «Нью-Йорк Таймс» и читают о том, куда можно поехать, где можно потратить деньги, о дорогих ресторанах, в которых можно поесть. На самом деле, все эти удовольствия — это всего лишь вымысел. Рестораны дают французские названия многим обыкновенным домашним блюдам и берут за это бандитские суммы денег. Они берут так много, что людям начинает казаться, что они хорошо проводят время. Если бы только они знали, что делает этот французский повар! Он вытирает руки об фартук, чешется, потом этими же руками лезет в вашу пищу.

Все эти воображаемые удовольствия — ничего по сравнению с настоящими удовольствиями жизни. Поэтому, одно из предназначений страданий — это дать нам взглянуть на обыкновенную жизнь в новом свете. Всевышний посылает страдания между периодами, когда всё идёт хорошо, чтобы мы научились наслаждаться жизнью, наслаждаться тем, что мы живём.

Вторая цель, с которой Всевышний посылает страдания: чтобы знали, что жизнь — для свершений. Кроме возможности получать удовольствия от жизни, жизнь предназначена для достижения.

Бывают времена, когда человек становится нетрудоспособным, не дай Б-г. Он лежит в больнице, не может ходить на уроки Торы, не посещает ежедневный миньян — кворум молящихся. Лежа там, он должен использовать эту возможность, чтобы подумать, как ему надо занять себя всю оставшуюся жизнь, после того, как он выздоровеет. Многие люди становятся инвалидами, и больше не могут ходить в синагогу. Некоторые люди в раннем возрасте теряют зрение. Они больше не могут изучать Тору, пользуясь книгами. Многие ждут старости чтобы начать занятия, чтобы начать изучать святые книги, изучать Тору. Не будьте одним из них! Не ждите пробуждения, когда Всевышний заберёт у вас что-нибудь. Делайте это сейчас, сегодня же используйте островки спокойствия в своей жизни.

На самом деле, у нас в жизни недостаточно спокойного времени. Даже если у человека самые лучшие намерения, и он хочет ценить необыкновенную обыкновенность повседневной жизни, у него в жизни будут периоды беспокойства. Очень часто приходится напряженно работать чтобы заработать себе на жизнь, чтобы женить детей. В жизни появляются разнообразные проблемы. Сколько светлых интервалов в нашей жизни? Злоключения должны показать нам, насколько важно использовать тихие периоды в полной мере.

Конечно, мы должны помнить, что в большой степени в жизни можно избежать неприятностей. Не следует рассматривать неприятности как неизбежность. С предусмотрительностью, можно предотвратить огромное количество трудностей. На самом деле, большая часть несчастий в жизни приходит из-за нашей же небрежности. Это следовало бы подробно обсудить, но сейчас не время для этого. Так или иначе, подавляющее большинство сложностей в жизни — это результат нашей же неосторожности, нехватки предусмотрительности.

Но даже человек, который не ведёт себя неосмотрительно, получит от Всевышнего печаль, так как главная цель жизни заключается в том, чтобы человек осознал существование Б-га. Сложности волнуют наш разум, и он начинает думать, осознавать Б-га, взывать к Нему, молиться… молиться и молиться. Молитва — это успех, независимо от того, ответили на неё, или нет; само действие — это успех, оно побуждает нас осознать, что нам нужна помощь Творца. Решил ли Он ответить на наши молитвы, или нет, — эту уже второстепенный вопрос. Таким образом, сложности — это способ привести человека к осознанию, что ему необходима Б-жья помощь.

Вот в больнице лежит мультимиллионер. Он не может есть. У него искусственный пищевод. У него разные болезни желудка. Чем его деньги помогают ему? Каждого нужно поддержать, особенно мультимиллионера.

Царь Давид говорит (Теилим 94:18): «Если говорил я: «Пошатнулась нога моя!» — милость Твоя, Г-споди, поддерживала меня». Когда Давид видел, что приходит беда, он взывал к Б-гу, чтобы Его доброта поддержала его. И много раз так и было. «Когда много тревог у меня…» — Давида осаждали тревожные мысли, он беспокоился, о том, что будет. На каждом шагу его поджидала опасность. Враги заставили его прятаться по пещерам и зарослям, как животное. «…утешения Твои ободряют душу мою» (там, 19). О каких утешениях он говорит? Будущий мир. В этом мире Давид испытал бесконечное количество бед. Конечно, в конце концов он одержал победу и в этом мире, поскольку хорошо использовал свои беды. И пока он их использовал, он думал о Будущем мире — «твои утешения».

У одного человека был прекрасный сын, гениальный парень. Этот сын преуспел и в академическом мире, и в мире Торы. Он был истинным примером успеха. Всё было у него самым лучшим. У родителей был от него огромнейший нахас — удовлетворение. Вдруг, в один из праздников, он неожиданно скончался. Его отец так никогда и не оправился после этого. Он был здоровым человеком, но после смерти сына прожил совсем недолго. Он был хорошим отцом, религиозным человеком, но возложил все свои надежды только на этот мир. Когда этот мир рухнул, то рухнул и он сам.

У Аарона было два прекрасных, великих сына, которые погибли (Ваикра 10:1-3). Это не свалило его, так как у него было глубочайшее понимание, как устроен этот мир. В этом мире разочарование неизбежно. Конечно, Аарон радовался этому миру, но, так как он понимал его истинную природу, и сосредоточился на мысли, что вновь увидит своих сыновей, то прошел это испытание, которое способно сломать лучших людей. Давид тоже потерял любимого сына, и превозмог это. Он сказал: «я иду к нему, а он ко мне не возвратится» (Шмуэль II, 12:23).

В этом мире каждый что-то теряет. [Р. Миллер раскрывает эту тему, приводя Мидраш Танхума (Шемини, 2). Мидраш повествует о том, как даже самые преуспевающие люди испытали в этой жизни трагедии и несчастья. Список этих людей включает Авраама, Ицхака, Яакова, Йеошуа и Аарона. Список включает даже Самого Всевышнего! Конечно, «печаль» Б-га — это лишь аллегория. Рав Миллер объясняет, что Мидраш привёл её чтобы научить нас, что никто не защищён от печали, печаль — это необходимая часть жизни. («Печалился» Б-г из-за того, что Он создал прекрасный мир, обладающий потенциалом для чистого удовольствия для творений. Но Адам и Хава согрешили, и тем самым повергли мир в смесь добра и зла, которую мы видим сегодня. Грех ограничил удовольствие, которое Он планировал дать творениям, тем из них, кто заслужит Будущего мира.)] Мир не должен ломаться из-за того, что происходит. Но когда люди сосредотачиваются на этом мире, а он оказывается не тем, что они ожидали, всё мрачнеет, весь мир превращается для них в ничто. Это трагедия, поскольку жизнь всё равно полна достижений. Жизнь всё равно полна радости. Всё, что происходит — это составляющая жизни, которая необходима, чтобы сделать вашу жизнь более успешной.

А что же с жизнью сына? Ведь, в конце концов, она закончилась. Нельзя сказать, что его жизнь стала более успешной.

Это не так. Всевышний дал этому сыну именно то, что ему необходимо. Он преуспел настолько, насколько ему было дано преуспеть. Возможно, он не должен был прожить больше, чем определённое количество лет. Возможно, если бы он прожил больше, его успех ударил бы ему в голову, и он бы испортился. Это как прекрасный фрукт на дереве: хозяин срывает его с дерева, прежде чем он начнёт гнить. Это аллегория из Талмуда. Возможно, этого человека надо было сорвать с дерева жизни и послать в Будущий мир, пока он был в самом спелом состоянии. Он попал в Будущий мир и сидит там на троне славы, поскольку он за несколько лет смог достичь того, на что у других уходит целая жизнь.

Почему этот сын родился именно у этих родителей? Ведь он мог родиться и у других.

Он родился у этих родителей чтобы умерить их весёлость, чтобы ввести элемент грусти, чтобы научить их не вкладывать так много в этот мир. Даже обыкновенные люди, живущие скромно, могут потеряться в этом мире. Они могут подсознательно вкладывать все свои надежды только в него.

Талмуд (Брахот 31а) рассказывает о таком случае. Один из мудрецов увидел, что гости на свадьбе его сына зашли слишком далеко. Возможно, они немного выпили, и начали дико отплясывать… конечно же, в честь жениха и невесты. Это была религиозная свадьба. Но они так увлеклись весельем, что совсем забылись. Тогда хозяин взял дорогую хрустальную вазу и разбил её. Все притихли. Это то, что Всевышний иногда делает с людьми — с хорошими людьми. [На этом основана традиция разбивать стеклянный бокал под свадебным балдахином.]

Когда люди используют трагедию и лишения для того, чтобы посвятить свою жизнь достижению, чтобы прогрессировать и приближаться к Б-гу, чтобы больше думать о Нем, они больше преуспеют и будут жить более счастливо в этом мире. Люди, которые понимают, что недостаточно соблюдать законы Субботы и выполнять заповеди, что надо действительно задуматься о Б-ге, по-настоящему преуспевают. Они живут более полной жизнью. Даже спокойная жизнь означает для них больше, чем для других, поскольку они понимают, что такое настоящее достижение.

Когда мы смотрим на план Всевышнего, то видим, что добавление к жизни печали — это одно из величайших проявлений милосердия. Оно включено в общее утверждение «олам хесед йибане — мир построен для милосердия» (Теилим 89:3).

  1. Как лучше всего рассматривать свои личные страдания?

Когда Яаков должен был встретиться с Эсавом, он приготовил для него дары, взяв их из своих стад, и поставил их таким образом, чтобы между ними было пространство (см. Берешит 32:17). Всё это было сделано с целью произвести на Эсава большее впечатление. Мидраш находит в этих словах пророчество: Яаков просил Всевышнего: если моих детей постигнут несчастья, пусть между ними будут промежутки. Пусть они не идут одно за другим, пусть между ними будут периоды спокойствия.

Из этого мы выводим, что история — это не серия случайных, разрозненных событий. В действительности, события следуют закономерности; есть периоды спокойствия и периоды невзгод. Между невзгодами есть промежутки. Например, в Испании был период относительного спокойствия, после которого начались страшные трагедии. Эта закономерность повторяется постоянно всю нашу историю. И эта закономерность также относится к индивидуальным людям. Каждый должен знать, что не будет постоянно безмятежен. В жизни всегда есть взлёты и падения.

Это очень важно осознать. Не следует разочаровываться. Жизнь — это перемены. Жизнь — это разнообразные обстоятельства, и не все из них желанны. Если человек понимает, что так будет, ему будет легче выдержать испытания, и использовать эти возможности — так как это благоприятные возможности.

Написано в книге Коэлет (7:14): «в день благой радуйся, а в день несчастья — размышляй». Мы должны ожидать, что будут хорошие дни, и другие дни. Всевышний управляет всем, и всё, что Он посылает человеку или народу, — для определённой цели. В общем смысле, цель всего — это нисайон, испытание. Слово «нисайон» буквально означает «быть поднятым», то есть, извлекать пользу из всего, что происходит в мире. Мы здесь для того, чтобы обрести совершенство. И нам необходимы разнообразные обстоятельства и переживания для того, чтобы достичь совершенства индивидуума или общины.

Поэтому, когда всё хорошо — радуйтесь. Используйте совершенство, которое приходит благодаря радости. Используйте каждый повод для веселья, большой и малый. Выражайте огромный энтузиазм, постоянно прославляя Б-га. Это испытание «хорошего дня».

Хороший день может означать просто спокойный день, без кризисов; день, когда не звучат серены, день без пожарных и скорой помощи; день без возбуждения и волнений. Такой день требуется использовать, он чрезвычайно важен.

В молитве «Аллель» мы произносим: «Не мертвые хвалить будут Г-спода и не нисходящие в молчание» (Теилим 115:17). Смерть зовётся «молчанием», так как у покойника нет возможности восхвалять и благодарить Всевышнего в этой жизни.

Ничего не происходит случайно. Мир под Его правлением. Когда у вас не болят глаза и уши, когда у вас нет боли в голове и в желудке, когда ваши колени и лодыжки не причиняют вам страданий — это шанс и испытание. Будете ли вы восхвалять Б-га? Проверка хорошего дня требует «Аллель» — восхваления. В этом цель жизни.

Пока вы живы, неважно, что это за жизнь, говорите «моде ани» (я благодарю) с энтузиазмом, когда открываете утром глаза. Думайте: «о, я проснулся, я снова жив!». Это надо воспринимать с восторгом. «Моде ани лефонеха» — я благодарю Тебя за то, что Ты вернул моё тело к жизни.

Когда всё хорошо, радуйтесь. Достигните своей цели в жизни — пойте «Аллель». Это означает не просто промямлить как робот «Спасибо, Всевышний», а произнести это с величайшим энтузиазмом. И часто. Чем больше вы будете произносить это и думать об этом, тем будете радостнее, и тем больше будете благодарны. И тем больше будете использовать счастье для той цели, для которой оно было предназначено.

Но, говорит нам царь Соломон, есть также и «день несчастья».

«Плохой день» не означает скучный день. Монотонный день — это хороший день. Когда люди неправильно истолковывают сигналы, которые им посылает жизнь, и грустят, вместо того, чтобы радоваться, — это великая трагедия. Человек убеждает себя, что грустит из-за того, что ему некуда пойти. Он рассматривает это как «неудачный день». Он может с досадой принять, что Всевышний посылает ему эту ситуацию, но всё равно рассматривает её как неудачу. Это называется неправильно понять сигнал. Разве он предпочёл бы возбуждение поездки в больницу на скорой помощи с оглушающей сиреной? Поэтому, наслаждайтесь этим спокойным днём дома или на работе, или в ешиве. Весь день говорите «Борух а-Шем».

Обыкновенное здоровье требует, чтобы множество вещей правильно функционировало. Обыкновенный стул — это сложнейший процесс. Сколько всего должно правильно работать, чтобы у вас перед глазами не плясали огни? Сколько всего должно правильно сработать, чтобы ваша кровь поддерживала необходимый уровень кислотности? Кислотность крови должна быть очень точно сбалансирована. То же самое уровень сахара в крови. Не у всех функционируют почки, не у всех правильно бьётся сердце, пульсируют лёгкие, печень производит необходимые вещества и выпускает их в тело. Миллионы процессов, во всех своих чудесных деталях должны правильно протечь, чтобы у вас был хороший, спокойный день.

Каждое мгновение происходит столько чудес! Они настолько замысловаты, что их невозможно даже адекватно описать. Их глубина и сложность не имеют границ. Всё должно быть идеально точно, чтобы прошел обыкновенный, спокойный день. Поэтому в спокойный день нас ожидает большая работа. Мы должны оторваться от того, что мы делаем, и сосредоточиться на этой работе, поскольку нас сюда поместили, чтобы мы выполнили эту огромную работу.

Продолжение следует

Перевод: рав Б. Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=92004