Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за предоставленное ей право опубликовать пока неизданный перевод книги «Рабби Миллер о Будущем мире».
Глава 2. Этот мир
Продолжение
Есть ли какая-то одна вещь, которая больше всего остального поможет человеку преуспеть в жизни?
«Что означает написанное ’поэтому и говорят рассказчики притч [а-мошлим]: [«пойди в Хешбон, обстроится он и утвердится, город Сихона» (Бамидбар 21:27-28)]’.
«А-мошлим» — это люди, которые правят [а-мошлим] над своими необузданными страстями.
«Пойди в Хешбон» означает: придите и сделайте расчет [хешбон] — убыток от выполнения заповеди против её награды, и доход от совершения греха против убытка.
«Обстроится и утвердится» означает, что ты будешь построен в этом мире, и утвердишься в Мире Будущем.» (Бава Батра 78б)
Талмуд находит здесь однокоренные слова. Слово «мошлим» обладает двумя значениями: «рассказчики притч» и «те, кто владеют и правят собой». Это добродетельные люди. Великий человек — это тот, кто научился владеть собой. Он не предпринимает ничего, не обратившись к своей собственной мудрости, к своему сознанию.
Эти благочестивые люди, чья мудрость управляет их страстями, говорят: «пойди в город Хешбон». На самом деле, здесь слово «хешбон» — это не только название города. Да, то, что произошло с этим городом — это важный урок. Ранние рассказчики притч придумали пословицу о Сихоне. Она повествует о том, как попытка возвеличиться в этом мире ведёт к гибели, и сама является причиной краха. Все их завоевания и накопленное ими великое богатство перейдут к их врагам. Р. Миллер подробно обсуждает этот урок: «Сихон, царь Аморейцев, начал завоевательную войну, и захватил часть Моава. Он взял один из городов на захваченной территории и начал строить его чтобы сделать из него столицу, достопримечательность своего царства. Когда народ Израиля был в конце своего сорокалетнего скитания по пустыне, прежде чем захватить Канаан, они должны были пройти через восточный берег реки Иордан, которая частично принадлежала Моаву. Так как Моав был родственником Авраама (потомком Лота), Всевышний установил, что у них нет права проходить через землю, принадлежащую потомкам Лота без их согласия. (Они также не имели права проходить через землю Амона и Эдома, которые тоже являлись родственниками.)
Когда сыны Израиля проходили по восточному берегу Иордана, без всяких намерений вступать в военные действия, одержимый самонадеянностью Сихон вышел на войну с ними. Он потерпел поражение и был убит. Народ Израиля захватил его территорию, включая те её части, которые тот до этого отвоевал у Моава.
Израиль никогда не смог бы войти в Моавскую землю, но после того, как Сихон захватил эту территорию и присоединил к своему царству, она уже не рассматривалась как часть Моава. Таким образом, возможность завоевать земли Моава являлась результатом действий Сихона. Более того, Сихон построил для сынов Израиля красивейший город. Оглядываясь на это, они увидели, как Всевышний специально устроил всё так, чтобы они смогли получить землю, которую при другом стечении обстоятельств получить было бы невозможно. Они увидели, как Сихон, хоть и собирался лишь возвеличить самого себя, в действительности сделал всё для пользы своего врага, Израиля. Это предисловие к данному отрывку Талмуда.
В те времена профессиональные сказатели притчей сочиняли аллегорические высказывания, рассказывали их с определённой мелодией, и распевали их на улицах, где собирались люди. Это было развлечением, из которого можно было также извлечь важный исторический урок. Сочинители притч видели в падении Сихона важнейший урок о тщетности этого мира. Сихон был так доволен своим новым завоеванием — Моавом, и своей новой столицей, Хешбоном! Он понятия не имел, что готовит подарок своим врагам — Израилю. Таким образом, Сихон символизирует человека, который думает, что добивается богатства и авторитета для себя, но в действительности подготавливает всё это для своих врагов. Люди вкладывают все свои силы в накопление имущества и славы, и в результате умирают и оставляют всё это другим, часто своим врагам. Р. Миллер подытожил это цитатой из книги Иов (27:17): «злодей готовит, а праведник носит». Так или иначе, Талмуд приводит более глубокий смысл притчи о Сихоне.
Это очень важный урок. Автор притчи не удовольствовался поверхностным взглядом на события. Но наши «рассказчики притч», мудрецы Талмуда, нашли в этой истории более глубокий смысл. Слово «хешбон» означает «вычисление», «расчет», «смета». Поэтому, «пойди в Хешбон» означает: «войдите в эту штуку, которая располагается у вас на плечах». Подумайте о жизни. Подумайте, что вы здесь делаете.
Если вы задумаетесь об этом, научитесь контролировать самого себя. Вы станете управлять собственной жизнью. «Мошлим» властвуют над своей жизнью. Они не плутают по жизни. Они идут в определённом направлении, и знают, куда хотят попасть. «Пойди в Хешбон» означает каждый день своей жизни думай, что ты делаешь. Не живи бесцельно. Не вставай утром для того, чтобы на автомате выполнить то, что делаешь каждый день. Многие люди стремительно убегают в никуда. Это из-за того, что они живут без хешбона, без расчета. Достигаете ли вы в жизни того, к чему стремились? Почему нет? Что вы можете сделать с оставшимися вам днями, этими драгоценными днями, которые Б-г дал вам в этом мире? Каким образом вы можете извлечь из своей жизни максимум? Проснитесь и начните жить! Вот, что означает слово «хешбон». Жить жизнью «хешбона» означает думать о себе и о том, что вы здесь делаете.
Таким образом, из этого отрывка Талмуда мы узнаём, что если человек начнёт строить мышление по Торе, то такой человек будет управлять своей жизнью. Он будет мошель — властелином. Он будет сам отвечать за всё, что с ним происходит. И он преуспеет.
Что включается в этот «хешбон», в расчет? Всё! Чем вам следует заниматься, на ком вам жениться, где жить, что есть, как одеваться, с кем иметь дело. Именно таким образом следует мыслить. Где мне лучше всего жить? Прямо рядом с ешивой, вот где! Мне не важно, что начальник хочет меня заставить переехать. На ком мне жениться? Не ждите, пока вас кто-нибудь втянет в это дело — или сваха, которая будет рассказывать вам всякие басни, или пленивший вас запах духов. Нет! Сделайте хешбон — расчет. Чего вы хотите? Что вы ищите? В первую очередь, надо знать, чего вы хотите. Если вы этого не знаете, над вами можно будет только сжалиться.
Если вы уже женаты, подумайте пять минут о своей супружеской жизни. Вы думаете, что вы большой праведник, но может оказаться, что вы людоед. Каждый бандит думает, что он — симпатичный парень. Человек может топтать свою жену ногами, и при этом быть уверенным, что он — любящий муж и хороший человек. Конечно, пять минут — это мало для того, чтобы что-то серьёзно обдумать. Но по крайней мере за это время можно начать подозревать, чтó происходит на самом деле.
В книге «Ховот а-левавот» есть раздел, который называется «Хешбон а-нефеш» (трезвая оценка самого себя). Там тридцать глав, которые неплохо бы обдумать. Желательно прочитать их — в качестве домашнего задания. Там тридцать разных предметов! Однако, здесь Талмуд выбрал только один из них: «убыток от выполнения заповеди против её награды, и доход от совершения греха против убытка». Что вы потеряете, выполнив заповедь, а что выиграете? Что вы выиграете, совершив грех, а что потеряете? Вопрос вот в чём: почему Талмуд выбрал именно этот расчет, сосредоточенный на Будущем мире?
Ответ заключается в том, что этот расчёт включает в себя всё.
Если вы избавитесь от всех лишний идей, если сократите всё это только до самого-самого необходимого, то должны будете рассматривать ценность любого своего действия в этом мире с точки зрения вечности. Нет недостатка вещей, которые следует обдумать. Подумайте, как вы относитесь к своим родителям; как относитесь с своей жене; как вы ведёте себя в отношении хозяина квартиры, которую вы снимаете. Выполняете ли вы все свои обязанности к работодателю? К работникам? Следите ли вы за своей речью? Выплачиваете ли долги? Носите ли вы вещи по улице в Шаббат (по мнению Р. Моше Файнштейна, в городе Нью- Йорк запрещено носить вещи по улице в Шаббат, и невозможно сделать эрув, с помощью которого это можно было бы разрешить)? Конечно, если вы ученик ешивы, вы не носите в Шаббат, но вопрос, учитесь ли вы в Шаббат? Чем вы занимаетесь в пятницу вечером? Чем занимаетесь в Шаббат утром перед молитвой? Можно думать о многих, многих вещах, но Талмуд выбирает только одну: думай, какую награду или какое наказание ты получишь за свои действия в Будущем мире. Почему? Потому, что это самое главное! Это не единственное, о чем следует думать — думать надо обо всем, но это самое главное. Если приходится выбирать что-то одно, выберите самое необходимое, а именно — влияние ваших действий на Будущий мир.
Не поймите меня неправильно. Жизнь с хешбоном — это не только средство добиться успеха в Будущем мире. Даже если бы это было так, уже это означало бы, что хешбон — вещь чрезвычайно важная. В действительности же, хешбон важен для обоих миров. Оценивая всё мерками жизни после смерти, вы также достигните многого в этом мире. Это дорога, ведущая к счастью здесь — хотя бы в той мере, в которую этот мир может обеспечить счастье. Этот мир ограничен. Как бы хорош он ни был, это не «мир, который полностью хорош», не «мир, который полностью долог» (по Кидушин 39б). Если будете так поступать, если будете жить с хешбоном, то будете счастливы даже и в этом мире.
Не обманывайтесь в этом! На этот мир накатила огромная волна глупости. Хвалят всё, что глупо и безрассудно. В последнем поколении добавилось множество могил. Многие умерли молодыми — жили легкомысленно и рано скончались. [Р. Миллер говорит о поколении шестидесятых годов. (В те времена на Западе стали быстро ломаться традиционные моральные и поведенческие нормы.) Его неприятие ослабленной морали тех времен описывается в его биографии «Rav Avigdor Miller: His Life and His Revolution» (гл. 17). В лекции 217 он говорит об этом более подробно: «Было время, когда человечество видело вещи, которые сегодня оно уже не видит. Раньше было известно, что если ты не готовишься к взрослой жизни, то будешь беспомощным. Даже среди неевреев каждому было понятно, что надо освоить ремесло, профессию, нужно стать кем-то. Если в молодости ты валяешь дурака, если ты недоучка, если ты только и делаешь, что гоняешься за удовольствиями, что с тобой будет потом? Ты будешь никчёмным человеком, никем, и может быть даже умрёшь молодым. Поэтому было ясно, что следует избегать наркотиков и всяких опасных занятий. Но потом пришло время, когда большáя часть молодёжи была сбита с толку, и пришла к выводу, что наркотики — это вопрос культуры. И профессора в университетах потакали этому. Даже сегодня [в конце семидесятых] есть случаи, когда профессоров арестовывают за то, что они нелегально приобретают наркотики и пытаются уговорить своих студентов их принять.] Вне всяких сомнений, очень важно жить с хешбоном, со здравым смыслом. Талмуд говорит нам, что жизнь, цель которой — Будущий мир, жизнь, направленная на бесконечность, приносит счастье даже в этом мире.
Опять же, не стройте воздушные замки. Не фантазируйте, что вы станете всемирно известным мультимиллионером, и будете забавляться целыми днями в своё удовольствие, с момента, что откроете глаза утром и пока не закроете их, ложась спать вечером. Если вы думаете, что обнаружили такого человека, узнайте, что у него на самом деле происходит в жизни. Окажется, что это вовсе не то, что вы думаете. Рокфеллер ел только сухари с молоком. Он мог бы позволить себе бифштексы, но сухари с молоком — это единственное, что он мог есть. Многие, многие мультимиллионеры проводят большую часть дня, занимаясь своими болячками, или борясь с врагами — включая своих жен или даже самих себя! Во дворцах богачей множество несчастий, поэтому не стоит погружаться в нереалистичные грёзы счастья в этой жизни. Какое бы счастье ни было возможно в этом мире, в любом случае, того, кто живёт понятиями Будущего мира, ожидает гораздо большее счастье. Если человек способен совершить хешбон и предвидеть будущее, это очень сильно поможет ему не только в Будущем мире, но и в этом мире.
Больше сорока пяти лет назад я проходил мимо одного дома в Массачусетсе и увидел, как бульдозер сравнивает его с землёй. Тут я задумался. Когда-то, восемьдесят или сто лет назад, это был красивейший дом, один из самых дорогих. Но время текло, его жители состарились, переехали в дом престарелых, потом в больницу. Потом они умерли. В этом доме поселились другие люди. Потом улицу стали заселять бедняки. Район испортился. Через несколько лет этот дом превратился в настоящую развалину. Городские власти постановили, что он идёт на слом. Теперь от него ничего не осталось, кроме ломанных досок, кусков штукатурки и т. д. И я стал размышлять: это конец всех амбиций человека в этом мире. Это не означает, что мы не должны стремиться жить нормальной, счастливой жизнью в этом мире. Но мы не должны вкладывать все свои усилия только в этот мир. Это то, что нам говорит Талмуд.
«Убыток от выполнения заповеди против её награды». Что вы потеряете если будете преследовать добродетельные свершения — служить Б-гу, изучать Тору, работать над хорошим характером, постигать веру, приближаться к Всевышнему? Вы будете тратить на это какое-то количество времени, возможно, вам придётся поступиться кое-какими удобствами. А что вы выиграете? Вы возведёте строение, которое сохранится навсегда. Никакой бульдозер его никогда не снесёт!
Хорошая, кошерная пара тфилин стоит денег. Дешевые тфилин могут быть некошерными. Кто знает, что там внутри? Вместо паршийот, там могут быть кусочки «Алгемайнер джорнал». Да, такое бывает. Кошерные тфилин стоят много денег, но вы должны задуматься, что вы этим выигрываете. Подумайте о награде! Вот почему так важно постоянно осознавать существование Будущего мира. Он должен быть основной составляющей нашей жизни. Все мысли и все усилия должны быть направлены на то, чтобы добиться успеха в Будущем мире.
Талмуд также велит нам подумать о противоположном: «какую пользу вы получаете от совершения греха?». Иногда это почти ничего. Но даже если совершая злые, безнравственные поступки, вы приобрели длинную карьеру материального благополучия, рано или поздно приедет «бульдозер» в форме ангела смерти. И тогда вы окажетесь перед перспективой выброшенной жизни. Осознание, что жизнь была потрачена в пустую будет жечь вам душу вечно, это будет ваш личный ад.
Мы должны спросить себя: на кого мы работаем все дни своей жизни? На наших детей, чтобы у них было больше денег на растраты? Кто сказал, что им так полезно иметь много денег? [Р. Миллер развивает эту тему: «Разрешается копить деньги для себя. Необходимо иметь деньги для жизни. Однако, что касается детей, не так просто дать ответ на этот вопрос. Если можете скопить для них денег, не жертвуя целью своей жизни, это вполне допустимо. Почему бы и нет? Но люди, которые берут время, которое им следовало бы посвятить самосовершенствованию, время, которое им необходимо, чтобы чего-то добиться в жизни, и тратят его на то, чтобы копить деньги для своих детей — это стопроцентный убыток! Ваша самая главная задача в этом мире — это добиться чего-то в этой жизни, достигнуть совершенства.
Когда ваш ребёнок появляется на свет, он приносит с собой своё содержание, которое ему дают на Небесах. Каждый человек рождается с содержанием. Мои родители не открыли для меня бизнес. Они не оставили мне ни копейки денег. И ничего, барух А-Шем, я за всю свою жизнь ни разу не брал денег в долг. Поэтому, если вместо того, чтобы копить деньги для своих детей, вы будете по вечерам изучать Тору, если будете отдавать деньги на благотворительность — вы будете преуспевающим человеком. Не старайтесь оставить своим детям состояние. Конечно, если вы хотите оставить им богатство Торы, а ешива стоит денег; если вы помогаете своим женатым детям, которые учатся в колеле, — это ваше. Всё, что вы для них делаете, вы делаете для себя. В определённой степени, это ваше вложение в самого себя. Но и тут надо знать, что, когда и сколько… Нельзя продавать душу для своих детей. Но если это можно сделать, не жертвуя огромным количеством времени, так, чтобы вы сами смогли чего-нибудь добиться в жизни, и при этом оставить кое-что и своим детям, в этом нет ничего предосудительного. Почему бы и нет?] Когда отец говорит, что хочет «самого лучшего» для своих детей, это часто означает «самое худшее». На самом деле, что он им даёт? Все шансы погубить свою жизнь. Разве вам не пришлось пробиваться через трудности? Разве ваши усилия заработать себе на жизнь не помогли вам остаться праведными людьми? Разве ваша напряжённая работа, вместе с постоянной программой изучения Торы, не превратила вас в порядочного человека? Тогда почему вы жертвуете своим временем чтобы подарить сыну жизнь безответственности?
Это как афикоман. Афикоман называют цафун, потому что он скрыт. Во время пасхального Седера, после того, как ломают мацу, больший кусок заворачивают в салфетку и прячут, чтобы использовать позже. Это урок для нас: большая часть наших усилий должна быть направлена на Будущий мир. Но это не единственный урок. Что происходит после того, как папа прячет афикоман? Дети приходят и крадут его. Это тоже важный урок. «Ой, где же мой афикоман?! Я так тяжело работал для детей, для того, чтобы дать им ’самое лучшее’, чтобы у них была хорошая жизнь.» Детям не нужна ваша дополнительная работа. Детям нужны ваши наставления! Вы должны их учить, тренировать. Вы должны помочь им обрести мышление Торы. Это то, в чем они действительно нуждаются. Ваши деньги не важны, от них даже может быть большой вред.
Дурное начало не хочет, чтобы вы мыслили. С его точки зрения, думать — это очень опасное занятие. Размышление может привести к тому, что вы подведете расчет своей жизни и начнете что-то менять. Поэтому, дурное начало постоянно находит способы занять ваши мысли, отвлечь вас, загрузить вас делами так, чтобы у вас не оставалось ни секунды, чтобы подумать о себе.
У вас есть родственники, к которым вы должны ходить в гости в Субботу вечером. Родственники в Боро Парке, в Фар Ракэвэй и в Квинсе. Иногда ваша жена настаивает, что вы должны к ним пойти. Поэтому вы отдаёте кусочек своей жизни на то, чтобы сидеть и точить лясы с дядей Сэмом и с тётей Мими. Вы пробалтываете драгоценные часы своей жизни, и у вас ничего не остаётся для себя.
Иногда ваш бизнес занимает много времени. Некоторые люди посвящают своему бизнесу даже воскресения. Иногда человек начинает думать: «дай-ка я украду немножко времени для себя, оторвусь на минуту от работы и сделаю хешбон нефеш (подумаю о своём духовном развитии)». И как раз в этот момент бизнес начинает улучшаться! Один старый бакалейщик с Ист Сайд однажды рассказал мне, что у него под прилавком лежала книга Мишнайот, чтобы можно было немного поучиться между покупателями. «Каждый раз, как только я вытаскивал Мишнайот, открывалась дверь и заходил покупатель».
Дурное начало постоянно проверяет нас, нападает на нас. Оно готово пойти на всё, чтобы заставить людей убежать от своих обязанностей. Ваша самая первая обязанность — это добиться чего-то в жизни. Вы должны выделить время для изучения Торы. Когда люди ищут заменители, они находят заменители. То одно, то другое будет постоянно не давать им заниматься тем, чем надо. В конце концов, они останутся без Торы. Не стоит откладывать. Сделайте выбор, пока вы молоды. Некоторые люди ждут старости, чтобы приволочиться в синагогу. Они сидят на исходе своих дней и произносят немножко Теилим. Это чего-то стоит, но они заслуживают жалости. Они могли прожить жизнь, служа Б-гу с радостью. Сейчас, когда у вас ещё есть силы, сделайте выбор найти время для Торы, время для себя, время, чтобы провести учет своей жизни.
«Пойди в Хешбон» означает оценить свои действия мерками вечности. Всё, что вы собираетесь сделать в этом мире, должно быть рассмотрено с точки зрения ценностей вечности. Что вы делаете для того, чтобы помочь себе в Будущем мире? Будете ли вы в первых рядах праведников, или останетесь на задней парте? Или останетесь вообще без места? Это расчет. Что вы приобретаете, когда совершаете грех, в противоположность тому, что вы от этого теряете?
Постройте большой бизнес в этом мире. Постройте отличный бизнес, целую империю! Нет ничего плохого в зарабатывании кошерных денег. Но знайте, что вам нужно построить более крупную империю — свою империю в Будущем мире. Пока вы занимаетесь развитием своего бизнеса, держите в голове, что это необходимо вам для содержания своих мальчиков, которые учатся в ешиве, и девочек, которые учатся в школе Бейт Яаков. Вам это необходимо для того, чтобы выдать дочерей за талмидей хахамим — мудрецов Торы, которых вы будете поддерживать, пока те будут учиться. Вы будете помогать своим детям учить Тору, вы будете содержать ешивы, вы будете давать деньги тем бедным евреям, которые этого заслуживают. Конечно, вы сами тоже должны учиться и выполнять заповеди. Но если вы будете жить с хешбоном, с размышлениями и расчетами, взвешивая каждый шаг с точки зрения заповедей — тогда у вас будет цель, и вы будете продвигаться вперед по дороге жизни. И, таким образом, вы выстроите себе империю в Будущем мире.
Перевод: рав Б. Набутовский