Орхот хаим – Пути жизни — Первый день — Часть 5

Дата: | Автор материала: Рабейну Ашер бен Йехиэль

687

Вот как человеку следует поступать, чтобы спастись от мучений после смерти и удостоиться света жизни:

26. Всем сердцем полагайтесь на Б-га и верьте в Б-жественное Провидение, действующее по отношению к каждому человеку.

Подлинное упование вовсе не означает уверенность в том, что «все закончится хорошо». На самом деле, человек не знает, что с ним будет, – и, тем не менее, полностью полагается на Творца, осознавая, что всё, что с ним произойдет, будет воплощением воли Б-га и воздаянием за его собственные поступки (Ор Йехезкель).

Тем самым вы укорените в себе веру в совершенное единство Творца и понимание того, что Его взгляд охватывает всю вселенную, и Он видит все поступки людей, испытывает сердца и проникает в скрытое. Не верящий в слова Торы о том, что Б-г «…вывел тебя из земли египетской», не верит и в первые слова этого стиха: «Я Г-сподь, Б-г ваш…». Такой человек лишен подлинной веры в единого Творца, а ведь именно этой верой евреи отличаются от других народов, и она – основа всей Торы.

С того времени, как в дни Эноша появилось в мире идолопоклонство, началась путаница во взглядах и верованиях. Одни люди вовсе отвергли основы веры и утверждали, что Вселенная существует вечно, – они отрицали Б-га и говорили: «Не от Него это!» Другие отрицали лишь то, что Всевышний знает о каждом отдельном человеке, и говорили: «Откуда узнает Б-г? И есть ли знание у Всевышнего?» Третьи признавали, что Он знает о происходящих событиях, но отрицали Его воздействие на реальность. В их представлении человек уподоблялся рыбам морским, которых Всевышний не опекает, и нет для них награды и наказания; они говорили: «Оставил Б-г землю».

Но когда Б-г избирает Себе общину или отдельного человека и совершает ради них чудеса, изменяющие естественный ход природных процессов, всем становится ясна несостоятельность этих трех взглядов на мир. Ведь чудесное знамение указывает на то, что во Вселенной есть Б-г, создавший ее, знающий обо всем, что в ней происходит, определяющий ход событий в мире и обладающий всей полнотой власти. А когда это чудесное знамение было заранее предречено пророком, оно подтверждает также и истинность пророчества – ведь Б-г говорит с людьми, и открывает Свои тайны Своим слугам, пророкам, и это свидетельствует об истинности всей Торы. И поэтому в Торе сказано относительно знамений в Египте – «…чтобы ты знал, что Я – Б-г на земле» (Шмот 8:18), ведь знамения указывают, что Он управляет миром, а не оставил его на произвол случая, как полагали заблуждающиеся.

…А благодаря великим и открытым чудесам человек познает скрытые чудеса, которые являются основой всей Торы. И нет у человека доли в Торе, дарованной через нашего наставника Моше, прежде, чем он постигнет и признает, что всё, что с нами происходит, – касается ли это всего общества или одного человека, – всё это чудеса, которые невозможно объяснить законами природы или приписать естественному ходу событий. И если мы выполняем заповеди, то будем вознаграждены, а если нарушаем запреты, то будем наказаны по приговору Б-га. Эти скрытые чудеса становятся очевидны людям, когда вступают в действие благословения и проклятия, предреченные в Торе (Рамбан, Шмот 13:16).

Необходимо верить, что любое событие – большое или малое – совершается по воле Творца. И если человек полагает, что нечто происходит без попечения Б-га, то он – маловер, потому что допускает существование независимой силы, действующей помимо Творца. Но на самом деле, все происходящее – ведет ли оно, с нашей точки зрения, к благу или нет, – является осуществлением Его воли (Ор Йехезкель).

Первый признак, по которому можно различить, обладает ли человек подлинной верой в единство Б-га, – это то, пребывает ли он в душевном покое. Если он, действительно, верит и знает, что все происходящее с ним является следствием его собственных поступков – с абсолютной точностью, в соответствии с принципом «мера за меру», и каждое событие является частью плана Творца, – он обретет устойчивый душевный покой. Этот душевный покой, необходимый для совершенствования в изучении Торы и служении Творцу, приобретается благодаря вере в Б-жественное управление всеми событиями в мире (ашгаха пратит). И без этой веры духовный рост невозможен (там же).

Тот, кто хочет удостоиться подлинной веры, должен вдумываться во всё, что с ним происходит. Этот постоянный анализ поможет увидеть во всех событиях управляющую руку Творца, а не просто случайное сцепление причин и следствий, ведь все естественные «причины» – лишь «посланцы» Б-га, создающего узор причинно-следственных связей.

Даже в тех случаях, когда «естественная» причина события очевидна, Тора выделяет подлинную, духовную, причину. Так, написано: «Когда будешь строить новый дом, то сделаешь перила на твоей крыше, чтобы не пролилась кровь в твоем доме, и не упал бы с нее падающий» (Дварим 22:8). Мудрецы поясняют, что упавший с крыши человек должен был упасть и разбиться по приговору Небесного Суда (поэтому-то он и назван «падающим») – и, тем не менее, не следует, чтобы он погиб из-за твоей небрежности, ведь Небесный Суд награждает через праведника, достойного награды, и карает через грешника, достойного кары (см. Раши).

Еще пример. В Талмуде написано: «Все в руках Небес, кроме стужи и жары» (Бава меция 107б). На первый взгляд, воздействие экстремальных погодных условий на человека выведено из сферы Б-жественного воздействия. Но подлинный смысл этих слов Талмуда иной. Жара и стужа – это ситуации повышенной опасности, и человеку дан разум, чтобы беречь себя. А если он не оберегает свое здоровье, то будет за это наказан – так же, как человек, сознательно подвергающий себя опасности, например, стоящий под грозящей обвалиться стеной. А Рамбам приравнивает вредные для здоровья привычки (например, потребление вредных видов пищи) с сознательным пребыванием под грозящей упасть стеной, – человек будет наказан за то, что подвергнул опасности свою жизнь. И даже если он будет спасен от опасности, в которую сам себя вверг, то ему будет вычтено из его заслуг.

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом и комментарием к книге «Орхот Хаим» на русском языке, готовящейся к выходу в свет. Желаем, чтобы новая книга нашла путь к сердцам читателей!

http://www.beerot.ru/?p=53422