Искупительные страдания

Дата: | Автор материала: Рав Гершон Эдельштейн

848
в доме учения

Огорчение из-за несбывшихся надежд

Ежегодно в это время в Земле Израиля проходят экзамены в ешивы для старших, набирающих студентов на ближайший семестр элуля. Обычно многие расстраиваются оттого, что не были приняты в ту ешиву, в которую хотели. Из-за этого очень сильно огорчаются как студенты, так и их родители, которые хотят, чтобы их сын преуспел в Торе. В принципе это очень хорошо, когда человек желает достичь успеха в Торе, когда он ценит ее.

Однако бывают и такие, что переживают не только в связи с желанием преуспеть в Торе – еще их волнует почет, вследствие чего они стремятся поступить в более престижное заведение, в большую и известную ешиву с множеством учеников. Стремление к почету подталкивает их к тому, чтобы стремиться изо всех сил попасть в эти ешивы, несмотря на то, что есть множество не очень знаменитых ешив, где изучают тот же трактат Талмуда, и где можно преуспеть в той же степени, а те, кто учится там, рады этому и довольны своей долей.

Огорчение это является следствием понимания, насколько важно изучение Торы, даже у тех, кем движет желание достичь престижа – ведь для них критерием престижа является Тора. (Хвала Б-гу, в наше время престиж Торы поднялся особенно высоко – Тора пользуется таким почетом, какого не было в предыдущем поколении, настолько, что тот, кто не учится в ешиве, считается неудачником.) Когда человек переживает такое огорчение из-за Торы – из-за стремления к почету Торы, это дает очень большую заслугу, о чем сказали мудрецы: «Награда – по страданиям» (Авот 5:22).

Все, что ни делается – к добру

Истина, однако, в том, что у верующего человека вообще не должно быть огорчения и депрессии – ведь все в руках Небес, и все, что делается с Небес, идет только на пользу человеку, как сказали мудрецы: «Все, что делает Милосердный (Б-г), Он делает к добру» (Брахот, 60б). Под «добром» подразумевается настоящее благо вечной жизни, о чем у нас нет представления. И даже когда человек не видит, в чем здесь благо для него – ему следует верить, что это так: все делается для его же блага. В таком случае у юноши не будет и никакого огорчения оттого, что он не поступил в ту или иную ешиву, ведь так было решено на Небесах, и несомненно, что именно в этом – настоящее благо для него.

И следует помнить о том, что сказали мудрецы: «Человека ведут тем путем, которым он желает идти» (Макот 10б). Это значит, что каждого, кто желает учиться и преуспеть в Торе, с Небес поведут той дорогой, которая приведет к этому успеху, и направят его в наиболее подходящую ему ешиву, чтобы он смог достичь успеха в Торе. И даже если он сам изначально хочет поступить в другую ешиву, его приведут в ту, которая вернее всего поможет ему достичь успеха. Если у человека есть простая вера в сказанное, он не станет огорчаться.

Отсутствие страданий – повод задуматься

Но если все же юноша очень переживает, так что это уже сказывается на его физическом состоянии, нужно подумать, в чем причина, почему Провидение привело его к этому – в соответствии со сказанным в Талмуде (Хулин 7б): «Человек даже палец не уколет без того, чтобы об этом было объявлено Свыше». Страданиям нужно радоваться, ведь они служат искуплению грехов – даже самые незначительные страдания, как сказали мудрецы: «Что называется «страданиями»? Даже когда человек засовывает руку в карман, намереваясь вынуть три гроша, а ему попадается два» (Арахин 16б) – это тоже считается страданием, способным искупить человеку проступки, и этому следует радоваться.

Поэтому тот, кто не испытывает ни малейших страданий, должен обеспокоиться. В Талмуде (Санедрин 101а) рассказывается, что раби Элиэзер бен Урканос заболел перед смертью, и его ученик раби Акива зашел проведать его. Когда он увидел страдания, испытываемые его учителем, он обрадовался и сказал: «Пока я видел, что у моего учителя вино не скисает, лен не портится, масло не горкнет, а мед не разжижается, я опасался: может быть, не дай Б-г, мой учитель получил свой Будущий мир [то есть положенную ему там награду – уже в этом мире], теперь же, видя моего учителя страдающим, я рад».

Получается, что это относится даже к раби Элиэзеру, прозванному Великим! А ведь его уровень в Торе и в работе над качествами характера мы даже не можем себе представить, и, несомненно, у него есть доля в Будущем мире, которую не измерить. И, несмотря на все это, если бы он не испытал страданий в этом мире, он должен был беспокоиться о том, не получил ли он всю свою награду при жизни. И только после того, как он пережил огорчения и страдания, он мог быть спокоен по поводу своего Будущего мира, зная, что удостоится его. Если так, то насколько же мы должны радоваться страданиям! Я знал одного высокодуховного человека, который страдал от болей – и искренне восклицал: «Это хорошо!»

В любом случае, из-за того, что юноша не поступил в ту ешиву, в которую хотел, ему не следует огорчаться. Следует верить, что ешива, в которую его приняли, и есть та самая, где ему будет лучше всего. И уже случалось, что некоторые ученики не могли быть приняты в ешиву, и им обещали, что их возьмут на следующий год. Тем временем они пошли учиться в другое заведение и так преуспели в нем, что уже сами не захотели на следующий год уходить оттуда. Бывало и наоборот, когда ради того, чтобы некто поступил в определенную ешиву, на ее руководителей оказывали давление и не скупились на уговоры, чтобы этого юношу приняли, пока те не сдавались, а в результате он не преуспевал там.

 Перевод: рав Овадья Климовский


http://www.beerot.ru/?p=89646