Колено Леви и мы

Дата: | Автор материала: Рав Гершон Эдельштейн

1233
почему Аарон сделал золотого тельца

Достоинство колена Леви, которое не совершило ошибку – не служило золотому тельцу

В главе «Ки Тиса» отмечено достоинство колена Леви, которое не согрешило служением золотому тельцу, и то же написано в главе «Экев» (Дварим, 10:8): «В тот час отделил Г-сподь колено Леви». Раши объясняет там: «»В тот час» – в первый год вашего исхода из Египта, когда вы совершили ошибку, служа тельцу, а колено Леви этой ошибки не совершило, и Всевышний отделил их от вас».

Здесь сказано, что левиты удостоились быть выделенными для служения Всевышнему в заслугу того, что выстояли перед испытанием золотым тельцом и не согрешили. Ведь в то время, когда все ошибаются, дурное начало особенно сильно, оно сбивает с толку всех, и очень легко ему поддаться – но они выстояли и не совершили этой ошибки. За это они удостоились всех достоинств колена Леви – за то, что выстояли перед испытанием.

Следует задуматься: откуда они черпали силы, чтобы выстоять перед этим испытанием? Ведь существует сильный соблазн поддаться влиянию [большинства] – когда человек видит, как все совершают одну и ту же ошибку и соответственно себя ведут, это оказывает на него сильное воздействие. Поэтому тот факт, что колено Леви сумело устоять перед этим, далеко не был сам собой разумеющимся.

И также, рассматривая историю разведчиков, мы видим, что Йеошуа и Калев стояли перед очень тяжелым испытанием, в связи с чем Моше был вынужден добавить к имени Йеошуа букву йуд [изначально его имя было Ошеа (הושע), а когда была добавлена йуд, получилось Йеошуа (יהושע)]. Заодно Моше благословил Йеошуа: «Да избавит (יושיעך) тебя Всевышний от заговора разведчиков» (Сота, 34б), и этим поднял его духовный уровень, чтобы он смог выстоять перед испытанием. И Калев [понимая, как тяжело будет противостоять заговору], пошел молиться на могилах праотцов – не просто помолился, а потратил время и силы, отправившись в Хеврон на могилы праотцов, чтобы ему в помощь была заслуга места захоронения праотцов.

Кроме того, мы находим в том же трактате (12а), что Калева Писание называет Ашхур, потому что его лицо почернело от постов [«черный» – шахор]. Раши поясняет: Калев принял на себя многочисленные посты, чтобы спастись от заговора разведчиков. Все это делалось, по-видимому, потому, что Йеошуа и Калев осознавали, насколько большое испытание им предстоит. Ведь когда другие совершают ошибку, появляется большой соблазн последовать их примеру, и нужно множество заслуг и молитв, чтобы не поддаться этой ошибке.

Таким образом, следует понять, как и в заслугу чего колено Леви удостоилось выдержать подобное испытание, и откуда они черпали силы, чтобы противостоять соблазну поклониться идолу?

Занятия Торой придают сил стоять перед испытаниями

Простое объяснение таково: левиты постоянно занимались Торой, как написано: «…ибо хранили они речение Твое и завет Твой оберегали» (Дварим, 33:9) – они и в Египте изучали Тору, что избавило их от изнурительных работ, потому что порабощены были все, кроме левитов.

Мудрецы рассказывают (Мидраш Танхума к главе «Беаалотха», Сефер а-яшар, гл. «Шмот»), что поначалу порабощение не было обязательным, а только «на добровольных началах»: египтяне попросили евреев «ради блага страны» поучаствовать в качестве волонтеров в работах, нужных государству, обращая просьбу о помощи ко всем. Сами египтяне тоже приняли участие в этих добровольных работах, и евреи, будучи пришельцами в стране, вызвались помогать, чтобы обрести приязнь в глазах властей. Постепенно добровольная работа превратилась в обязательную, и так началось порабощение – с добровольных работ; колено же Леви не участвовали в этом. Левитов не заботила приязнь властей, они занимались Торой, и поскольку они не принимали участие в работах на начальном этапе, они не попали в рабство и впоследствии.

Выходит, что заслуга изучения Торы защитила их от порабощения. Подобное этому можно наблюдать и в нашем поколении: те, кто сидят и изучают Тору, получают освобождение от армии. Это не естественное явление, а лишь заслуга Торы, как сказали мудрецы (Авот, 3:5) «С каждого, кто берет на себя ярмо Торы, снимают ярмо властей и повседневных забот». В заслугу Торы человек освобождается и от всех других видов порабощения.

Поэтому и в тот час, когда остальные евреи согрешили, служа золотому тельцу, левиты устояли перед испытанием, так как занимались Торой. А в заслугу Торы у них была более сильная и незамутненная вера, а также более ясное понимание того, что происходит. Так они и удостоились помощи Небес, чтобы не совершить роковую ошибку, начав служить тельцу.

В этом – достоинство сыновей Леви, и поэтому они удостоились стать служителями Всевышнего и достичь более высокого уровня святости, чем остальные – уровня «святости левитов»: есть работы в Храме, которые поручены только им, и если «посторонний», то есть обычный еврей, начнет выполнять эти работы, ему смерть с Небес , как сказано (Бемидбар, 18:4): «А посторонний да не приблизится к вам», что свидетельствует о наличии особой святости у колена Леви. А также есть особая святость у их стана: есть «стан Шхины» [где позволено пребывать только коэнам – священнослужителям, потомкам Аарона], «стан левитов» и «стан Израиля» [где могут находиться все евреи]. Всего этого левиты удостоились в заслугу того, что изучали Тору и не согрешили служением золотому тельцу.

Колено Леви отделено для необычной жизни

Рамбам пишет в конце законов Шмиты и Йовеля, что не только колено Леви, но и любой человек может удостоиться этого. Вначале он разъясняет там особый закон, действующий относительно левитов: они не имеют доли и надела в Земле Израиля. Под «долей» подразумевается участие в дележе военных трофеев, а под «наделом» – земельные владения в Земле Израиля.

И он объясняет там далее: «Почему же колено Леви не удостоилось иметь надел в Земле Израиля и право на часть военной добычи? Потому что оно отделено для служения Всевышнему, для обучения остальных евреев прямым путям Б-га и Его справедливым законам, как сказано: «Обучат Твоим законам Яакова и Учению Твоему – Израиль». Поэтому левиты отделены для жизни, отличающейся от того, как живут в этом мире все остальные – они не идут на войну, когда идет весь Израиль, и не получают земельный надел, и не занимаются материальными приобретениями благодаря собственным усилиям. Нет, они – это воинство Всевышнего, как сказано: «Благословил Г-сподь свое воинство», и все, что им нужно, они получают от самого Благословенного Б-га, как сказано: «Я твоя доля и твой удел»».

Это и означает, что левиты «отделены» для служения Всевышнему, о чем и сказано в Писании (Дварим, 10:8): «В тот час отделил Г-сподь колено Леви, чтобы нести ковчег Завета…». Отделение – это понятие святости, что мы и видим в словах благословения «Отделяющий святое от будничного, Израиль – от народов», как сказано (Ваикра, 20:26): «Я выделю вас из народов, чтобы вы были Моими». Так и колено Леви было выделено для святости и удостоилось особой «святости левитов», которой нет у остального народа Израиля.

Для чего же они были отделены? Рамбам объясняет далее (там же): для служения Всевышнему, а под «служением» имеется в виду служение в Храме. И чтобы «обучать остальных евреев прямым путям Б-га и Его справедливым законам» – то есть у них есть особая привилегия: распространять Тору и обучать ей остальной народ, наделяя и их заслугами, как сказано: «Обучат Твоим законам Яакова и Учению Твоему – Израиль» – ведь это великие заслуги! И с тех пор, как они были отделены для этого – в этом их святость, и это их духовная ступень.

И поскольку они были отделены от материального, от жизни обычных людей, они не имеют отношений с материальной стороной жизни, не участвуют в войнах и не добывают себе необходимое собственными усилиями, потому что материальные усилия ослабляют духовность и святость человека. Поэтому они не занимаются этим сами, а являются «воинством Всевышнего» – Его воинами, о которых Он, Благословенный, заботится и обеспечивает их всем необходимым Сам. Левитам не нужно заботиться об обеспечении своих нужд, потому что они полагаются на Б-га, и у них есть «дары левитам» [Тора обязала весь народ Израиля отделять десятину от урожая и отдавать ее левитам] и города левитов, и все их материальные нужды уже обеспечены так, что им не приходилось об этом беспокоиться, ведь они – воинство Всевышнего.

Каждый может быть подобен левитам

Далее Рамбам пишет следующее: «И не только колено Леви, но и абсолютно любой человек, чей дух сподвиг его, и он решил отделиться [от рутинной жизни] и предстать перед Б-гом, чтобы служить Ему и познавать Его, и идти прямым путем, в соответствии с тем, как создал его Б-г, сняв со своей шеи ярмо многочисленных расчетов, к которым стремятся люди, – он обретает величайшую святость: Всевышний будет его долей и уделом навеки веков и обеспечит его достаточным в этом мире, как Он обеспечивает коэнов и левитов».

Каждый может уподобиться колену Леви, если проявит понимание, целеустремленность и честность, следуя прямым путем, не поддаваясь соблазну материальных расчетов – он может обрести великую святость! И это не зависит от способностей, ведь Рамбам говорит: «абсолютно любой человек» – это может каждый. Мы наблюдаем вокруг, что это не связано со способностями: некоторые известные сегодня величайшие люди не имели уникальных способностей в юности, но удостоились стать руководителями поколения, «святая святых»! Ведь правило таково: «тот, кто хочет очиститься, получает помощь (Свыше)» (Йома, 38б) – есть помощь с Небес!

Перевод: рав Овадья Климовский


http://www.beerot.ru/?p=90695