«…человек, если принесет из вас жертву Г-споду, – из скотины, из крупного и мелкого скота приносите жертвы ваши» (Ваикра, 1:2).
Следует обратить внимание на то, что стих начинается в единственном числе, а заканчивается во множественном. Рав Моше Штернбух говорит об этом, что, как известно, совершая грех, еврей вредит не только себе, но и всему народу.
Мидраш о нашей недельной главе говорит: «Рассеяные овцы – Израиль. Почему уподоблен Израиль овце? Как овца, если ударится головой или другим местом, все части тела ощущают боль, так и Израиль: когда грешит один из них, все ощущают это.
Рабби Шимон бар Йохай рассказывал притчу о людях, плывших на корабле. Взял один из них сверло и стал сверлить днище. Сказал им: «Что вам до того? Разве не под собой я сверлю?» Сказали ему: «Ведь вода затопит наш корабль!»» (Мидраш раба, 4:7). Выходит, что если грешник удостоится того, чтобы принести жертву – исправить то, что совершил, весь народ вместе с ним заслуживает искупления. Грех, с причиненным им вредом, покидает весь народ.
Поэтому стих и начинается в единственном числе, говоря о грешнике, совершившем раскаяние и приносящем жертву. Однако, когда жертва принесена, она служит искуплением всей общине, все очищаются от греха. На это и указывает множественное число. Когда еврей, не дай Б-г, грешит, он приносит зло всем. И не может он ответить предостерегающим его от греха: «Что вам до того?»
Все евреи – в одном корабле.
Море может, не дай Б-г, поглотить и грешника, и тех, кто не грешил.
Честь бедняка
«А если из птицы всесожжение – жертва его… и разорвет ее [коэн] с перьями ее… и воскурит ее коэн на жертвеннике…» (Ваикра, 1:14-17).
С перьями? Разве есть человек, которому не отвратителен запах сжигаемых перьев?
Однако так велела Тора, чтоб жертвенник насытился жертвоприношением бедняка, которому свойственно приносить жертву из птицы (Раши).
Рав Ерухам а-Леви Лейвович объясняет это так. В природе человека наслаждаться, пребывая среди богачей, опрятно и чисто одетых, аккуратных и почтенных. Отнюдь не так чувствует себя человек, находящийся среди бедняков в рваной, потрепанной и зачастую грязной одежде, источающей, к тому же, не слишком приятные запахи. Не таковы, однако, пути Всевышнего, которыми нам надлежит следовать.
Слова Раши учат нас, что следует быть близким именно к бедному, выказывая ему приязнь и почет, стремясь помочь. И, тем более, нельзя проявлять к нему и тени пренебрежения и брезгливости.
Тот, кто почитает бедного – почитает Всевышнего, сказавшего «и с приниженным и со смиренным духом Я обитаю».
Тот же, кто пренебрегает, пусть знает, что пренебрегает Тем, кто пожелал, чтоб жертвенник Его насытился приношением бедняка.
Из книги «Леках Тов», составитель – р. Яаков Исроэль Байфус. Перевод – р. Михоэль Гафт